10 декабря 2005 года в Ялте в Ливадийском дворце состоялась конференция "ПОСЛЕ ВЫБОРОВ 2004, ПЕРЕД ВЫБОРАМИ 2006. КРЫМСКИЙ ВЗГЛЯД", которая была организована московским институтом стран СНГ. В конференции приняли участие известные социологи, политологи России, Украины и Республики Крым. На конференции обсуждались вопросы, связанные с предстоящими парламентскими выборами на Украине; социальные условия жизни жителей Крыма на полуострове, статус русского языка на Украине и в Крыму, этноконфессиональные темы и другое.
Директор института стран СНГ, депутатом Госдумы России Константин Затулин был бодр, оптимистичен и настроен на борьбу: русские, проживающие в Крыму должны отстаивать свою идентичность, а значит, свою культуру славянского, русского наследия, свой язык и веру: "Мы хотим, чтобы жители Крыма не задавали нам вопрос "Почему вы нас бросили?" Мы хотим, чтобы Крым, находясь в составе Украины, приносил ей пользу, но чтобы никто не посягал на нашу идентичность...".
На конференции были представители и молодежных движений, один из них, похожий на Николая II, севастополец Алексей Добычин, борется не столько с украинским национализмом, сколько с пессимизмом русских крымчан: " Что за импотентные высказывания, как будто мы уже проиграли борьбу! Вы недооцениваете молодежные движения - вот мы ведем активные боевые действия, у нас, Союза православных граждан, будет блок с Витренко! Мы выступим в защиту интересов русского народа, а не какого-то там субстрата!".
Не реже, чем Витренко и ее партия, упоминалась "Партия регионов Украины" во главе с Виктором Януковичем. Главной политической новостью для участников конференции было то, что в программу Партии Регионов ее съезд вставил требование придать русскому языку статус второго государственного языка Украины.
Контраст, создаваемый болевыми (пессимистическими) и радостными заявлениями участников, создавал общую атмосферу трезвой рассудительности. Наиболее четко ее выразил основатель "Независимой газеты" Виталий Третьяков: "Разрыв Украины и России произошел и рано или поздно он будет окончательным, вплоть до границ с визами и собаками. Как будут чувствовать себя русско-культурные граждане Украины в контексте ЕС и НАТО - вопрос, но они уже будут жить в иной цивилизации. Пророссийская часть населения Украины до сих пор не верит, что СССР распался и надеется. Надо поставить украинскую элиту перед выбором - либо Украина присоединяется, либо же Россия объединяется с Казахстаном и Беларусью, а Украина остается вне этого поезда".
Виталий Третьяков заявил также: "Я за жесткую позицию Москвы по отношению к Украине - буду опечален, если Путин отступит от нынешней позиции. Хоть раз Москва должна сделать украинские проблемы не своими, а проблемами для Киева. Если же представить, что Путин отступит, то "Наша Украина" получит большинство в парламенте. Москва может за 2-3 недели дестабилизировать любое государство на постсоветском пространстве, но она этого не делает - то ли из-за слабости, то ли в силу ответственности".
Диакон Андрей Кураев смог произнести несколько слов только во второй половине дня, после перерыва. С одной стороны его слова меня порадовали, а с другой - заставили в очередной раз задуматься своей современной реалистичностью.
- Я надеюсь, вы не будете спрашивать мое мнение об этом мероприятии? - тактично предупредил Кураев. - Победа на украинских выборах 2004 года досталась тем, кому она была нужнее. Почему же она оказалась не нужна Юго-Востоку? Здесь вопрос в мотивации, а религия - это мир сверхмотивов. В православных русскоязычных регионах не выработалась культура политического действия. Почему-то многие воспринимают церковнослужителей в таком контексте, дескать, ваше дело молиться и инвалидами заниматься. Да, главное дело церкви - молитва, но главное - не означает единственное. Во мне есть амбиции имперского человека, и это не позволяет мне уединиться в келью.
В своем выступлении отец Андрей отметил, что если ты не интересуешься политикой, то она интересуется тобой. Русская Православная Церковь не имела опыта участия в политике, Церковь была насильственно отделена от государства, но это совершенно не означает, что мы и теперь не должны принимать участия в политике. Православным можно и нужно уметь отстаивать свои христианские ценности, свою культуру, свои идеи. "Мы не можем объединяться" - сказал отец Андрей. И это, увы, так. Каждый за себя. А кто-то видит, что русские разобщены, не могут постоять ни за свою веру, ни за свои убеждения, ни за свои земли, язык, культуру, историю. Это только их подбадривает: значит можно от русских требовать больше, больше и больше. Когда говорят о других культурах, то боятся лишнее слово промолвить, чтобы соблюсти толерантность, а, высказываясь как угодно о русской культуре, имеющей христианский корень, ни о чем таком и не думают. Но вот и предел: за нами Москва, отступать дальше и отдавать наши убеждения мы больше не можем. Иначе мы просто не выживем, как нация.
Как было заявлено на конференции, 80% бюджета Крыма создается русскими, но дискриминация русских не снижается. Изуверы ломают кресты и оскверняют уникальные древнехристианские памятники, русские передачи изгоняются с медийнго пространства; в Крыму нет русских школ, а есть украинские школы с небольшим количеством часов изучения русского языка и "зарубежной" литературы, русским школьникам навязывается историческая порнография Грушевского; крымские татары говорят, что Крым - это их историческая родина и хотят они здесь крымско-татарскую автономию. Но, если русские при завоевании Крыма поступали бы так, как поступали татары и турки, вырезая коренное население, то татарского вопроса сейчас не существовало бы. Нужно уважать русскую культуру, хотя бы за ее великое милосердие. Однажды мне приходилось наблюдать, как спорили грек с татарином о том, чья родина Крым - греков или татар. За свои убеждения грек готов был пойти на все, вплоть до смерти. Меня это впечатлило и ободрило. Из Крыма хотят сделать второе Косово, всячески поощряя и спонсируя конфликтные ситуации.
Может, и правы политические метеорологи со своими прогнозами, но такого конца для такой жемчужины, как прекрасный Крым да не попустит Господь. Когда уезжал я из Крыма, в очередной раз увидел его внутреннюю красоту. Крым будто спит еще в мире и тишине, не обращая внимания на человеческие ссоры и переживания. Но страсти накаляются, норовя нарушить гармонию и внутренний мир полуострова, превратив его в беспорядочный хаос.
http://www.pravaya.ru/govern/123/5937