"Жизнь - Родине, сердце - даме, честь - никому!"
Фельдмаршал Михаил Кутузов, флотоводец Павел Нахимов, один из основателей русского драматического театра Федор Волков, знаменитый полководец Петр Румянцев-Задунайский, герой войны 1812 года генерал Михаил Милорадович, автор "Толкового словаря живого великорусского языка" Владимир Даль, секретарь Совета безопасности РФ Игорь Иванов, заслуженный артист России Герард Васильев, спецназовец Владимир Квачков и многие другие. Всех этих таких разных людей разных эпох объединяет одно: они были кадетами.Новая история кадетского движения берет начало 21 августа 1943 года, когда вышло постановление Совета народных комиссаров и ЦК ВКП (б) о создании специальных военно-учебных заведений, которые стали именоваться Суворовскими училищами. Как ни странно, но они создавались по типу кадетских корпусов дореволюционной России. Поскольку идеи, которые закладывались кадетам еще в царской России, оказались созвучными идеям, которыми было пронизано воспитание учеников Суворовских училищ: идея служения Отечеству, государственного патриотизма. Недаром старый кадетский девиз гласит: "Жизнь - Родине, сердце - даме, честь - никому!" Наряду со средним образованием суворовцы получали военные и военно-технические знания, необходимые им для дальнейшего обучения в военных учебных заведениях.
Однако истинное возрождение кадетского движения началось в 1992 году, когда был создан первый кадетский корпус в Новочеркасске. В том же году появилось еще несколько учебных заведений, которые также стали именоваться кадетскими корпусами. Правда, сразу появилась и "пена". Чутко уловив веяния времени, некоторые руководители для поднятия авторитета стали незаконно присваивать себе высокие воинские звания полковников и даже генералов, а само обучение сделали платным. Все это шло вразрез с принципами кадетского движения.
Но даже несмотря на такие недостатки, многие родители предпочитали, чтобы их дети обучались в кадетских учреждениях. Там они не только расширяли свой кругозор и получали добротное образование. Сама атмосфера этих учреждений с их атрибутикой кадетского движения, его историческим прошлым и людьми, которые были кадетами и принесли России славу, не давала зачахнуть их неокрепшим душам, прививала им чувство патриотизма, товарищества, чести и справедливости.
По данным сайта "Кадеты России", в настоящее время функционируют 70 кадетских учреждений (корпусов, школ-интернатов, школ, гимназий). Из них 47 - в структуре Минобразования, 17 - Минобороны, 2 - ФСБ и по одному в МВД, МЧС, ФНС и Железнодорожных войсках. Однако сколько их реально, а сюда надо еще добавить около 400 кадетских классов, не знает никто. Статистика не ведется.
Рука Йордана
В 1992 году в Россию приехала большая группа выпускников российских кадетских корпусов, созданных в эмиграции. Увидев начало возрождения своих традиций, они решили оказать посильную помощь. Особую активность проявил бывший кадет Алексей Йордан, который неоднократно передавал на развитие движения значительные суммы денег. Поэтому, когда в 1999 году было объявлено о создании благотворительного фонда поддержки российских кадетских корпусов, вполне логично, что его учредителем стал глава группы "Спутник" Борис Йордан, а фонд был назван в честь Алексея Йордана.Борис Йордан сделал и первый взнос в размере 1 млн. долларов. Свою работу фонд начал с анкетирования кадетских корпусов. Не было точной информации ни об их количестве, ни о материальной базе корпусов, ни о профессиональной подготовке преподавательских кадров, ни о самой системе воспитания. Основная помощь фонда направляется в кадетские корпуса Минобразования, которые находятся в более тяжелом финансовом положении, чем кадетские корпуса Минобороны и других силовых министерств. На оказание только материальной помощи им в 2000-2003 годах было истрачено 10,7 млн. рублей.
Вместе с тем, несмотря на то что кадетские корпуса занимаются возрождением военно-патриотических, духовных и культурных традиций, проблемы, о которых писали и говорили еще в момент создания фонда, так и остались нерешенными.
Как сказала "Россiи" генеральный директор фонда Ольга Барковец, "главная среди них - до сих пор нет ни одной государственной структуры, которая бы занималась данным видом учебных заведений. Кадетские корпуса даже не упомянуты в законе об образовании. Нет ни концепции, ни программы их развития, ни закона о кадетском образовании".
Отсутствие же государственного признания на практике выливается в то, что энтузиастам кадетского движения в процессе получения лицензии приходится обивать многочисленные чиновничьи кабинеты и убеждать их владельцев в необходимости и важности того дела, каким они занимаются.
О кадетах и кадетском движении за последнее время появилось много публикаций. Однако ни одна из них не может похвастаться таким обилием уникальной информации и редчайших фотографий, как труд, выпущенный бывшим выпускником Горьковского суворовского училища (сейчас его уже нет), военным историком, полковником Владленом Гурковским - "Кадетские корпуса Российской империи".
Автору пришлось провести немало времени в крупнейших российских библиотеках, архивах, вести переписку со многими выпускниками кадетских училищ по стране и за рубежом. Без всякого преувеличения можно утверждать, что его издание сегодня является наиболее объемным по истории российского кадетского движения с момента создания первого кадетского корпуса и до ликвидации этих учебных заведений.
Кроме того, автору удалось собрать большой фактический материал о пяти "заведениях для отроков", которые после 1917 года функционировали за пределами России. Каждый найдет в книгах много полезного и интересного для себя.
Наша справка
Идея создания в России кадетского корпуса принадлежала президенту Военной коллегии графу Б.К. Миниху и послу России в Берлине графу П.И. Ягужинскому. Они и уговорили императрицу Анну Иоанновну в 1731 году издать указ о создании специальных военных учебных заведений - кадетских корпусов. Для того были веские основания: слишком была велика потребность российской армии и флота в офицерских кадрах.17 февраля 1732 года состоялось открытие кадетского корпуса. В строю стояло всего 56 воспитанников, хотя общая численность корпуса была определена в 200 человек. Затем число воспитанников было увеличено до 300. Учили кадетов основательно. К делу даже была подключена Российская академия наук. В корпусе изучались "российская словесность" (язык и литература), история, геральдика и генеалогия, юриспруденция, новые и древние языки. Кадеты обучались верховой езде, фехтованию, танцам, галантным манерам. Образование они получали разностороннее.
С первых дней своего существования корпус находился под пристальным вниманием и опекой царствующих особ России. Они регулярно посещали корпус, дарили ему свои портреты, парадные мундиры, оказывали другие знаки царской милости. Директора корпуса назначались только с согласия императрицы или императора.
Каждый монарх старался внести свой вклад в развитие движения. Так, Павел I (1796-1801) учредил Военно-сиротский дом для 200 сыновей неимущих дворян и офицеров и для солдатских детей. С воцарением Александра I (1801-1825) в практику вошло направление в корпус для обучения "фронту" (строевой подготовке) и на летние лагерные сборы сыновей, внуков и других родственников царской фамилии. При этом считалось, что кадетский корпус должен сформировать хорошего будущего императора, помочь ему получить надлежащее воспитание и образование.
Наибольший вклад в создание и развитие российских кадетских корпусов внес император Николай I (1825-1855). В середине XIX века существовавшие тогда военно-учебные заведения уже не удовлетворяли потребности армии в офицерских кадрах. Поэтому по высочайшему повелению было сформировано еще 17 новых кадетских корпусов. К 1917 году действовал 31 кадетский корпус, а общее число воспитанников превышало 10 тысяч. После Февральской революции корпуса были переименованы в гимназии военного ведомства без изменения программ обучения. Однако в связи с ликвидацией императорской армии все они к 1922 году были закрыты.
http://www.rgz.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2144&Itemid=70