Плата за страх

0
231
Время на чтение 5 минут
В современном российском образовании всё большее значение приобретают платные формы. Кто платит за образование, почему и с какой целью? Сейчас в России нет вузов, представляющих только бесплатное образование. Но в России очень много людей, которые со страхом думают о том времени, когда образование станет только платным. Прежде всего следует понять: плата за образование является частью доходов предоставляющего соответствующую услугу вуза. Ни один российский вуз в настоящий момент не может прекратить реализацию платного образования, просто потому, что он связан соответствующими обязательствами. Следовательно, вопрос о плате за образование, как он нами сформулирован, имеет в виду, в первую очередь, мотивы и интересы другой стороны - людей, получающих платное образование. Естественно, что серьезные опасения вызывает у них его стоимость. Но есть и другие проблемы.

В широких кругах российского общества сложилось устойчивое мнение, что платить за образование готова наиболее невежественная и неталантливая часть абитуриентов. Не обсуждая сейчас справедливость такой оценки, отметим её странную двойственность. Представители вузов знают или думают, что знают, какие абитуриенты приходят к ним на платные отделения, и тем не менее закрывают на это глаза, надеясь на получение более или менее внушительной денежной суммы. Тем самым платное образование оказывается территорией совершенной вседозволенности, любой может стать студентом за деньги. Следовательно, и учить таких студентов можно чему и как угодно. Это в свою очередь ведёт к неизбежному падению общего уровня преподавания. Получается, что студенты платят, а преподаватели получают деньги вовсе не за образование. Одни платят за страх попасть в армию или очутиться в будущем без "престижной" работы и поэтому предпочитают какой-нибудь вуз, другие получают деньги за страх перед своими студентами и поэтому пересиливают свое отвращение к ним и платному образованию в целом. Двигателем круговорота денег в высшем образовании в таком случае оказывается страх. Подчеркнём, что мы, главным образом, говорим сейчас о получении первого высшего образования. Студенты, получающие второе и последующие высшие образования, как правило, значительно более мотивированы и целеустремленны, хотя их предшествующая подготовка тоже нередко бывает далека от идеала.

Складывается причудливая ситуация. Абитуриенты идут в вуз, а преподаватели принимают их не ради образования. Причинами являются какие-то посторонние обстоятельства. В результате получается много посторонних, никчемных выпускников. Описанное положение является непосредственным плодом убеждения, что самого факта обучения на платном отделении достаточно для получения диплома. Мирясь с академической неуспеваемостью и хамским поведением студентов-платников, вузы только доказывают, как сильно они боятся. И этих студентов, и возможности их потерять. Платное образование становится тогда ширмой человеческой и преподавательской несостоятельности. Разумеется, не менее безответственным является призыв к немедленному закрытию всех коммерческих вузов и платных мест в государственных вузах. Проблему нельзя устранить её произвольным закрытием.

Описанные трудности проистекают из неопределенности, которой характеризуются цели платного образования в современной России. Особенно эта неопределенность касается самих учащихся. Допустим, вузы хотят заработать. Но неужели студенты-платники хотят просто потратить свои деньги? Разумеется, нет, потому что деньги, которые они платят на образование, принадлежат не им, а их родителям. Те студенты, которые платят за своё образование самостоятельно, отличаются значительно более высоким уровнем сознательности. Следовательно, здесь можно предложить радикальную меру: принимать на платные места только студентов, готовых самостоятельно оплачивать свое обучение в той или иной форме. Таким образом, вузы получать студентов-платников, действительно знающих, куда именно и зачем именно они пришли. В настоящий момент большинство платников обучается там, где стоимость обучения дешевле всего. Можно уже видеть совершенно абсурдные рекламные плакаты, обещающие возможность платить за образование не более ста долларов в семестр. Понятно, что если вы платите сто долларов, то и научат вас именно на эту сумму.

Вторым шагом, который здесь можно предложить, является государственно санкционированное установление жёсткого минимума затрат на предоставление образовательных услуг одному студенту. Вузы, тратящие на студентов меньше положенной суммы, должны будут либо привести свою деятельность в соответствие требованиям закона, либо закрыться. Понятное на уровне здравого смысла утверждение, что хорошее образование не может быть дешёвым, должно приобрести законодательно выраженную форму. Это, с одной стороны, избавит российское высшее образование от откровенных бездельников, а с другой - избавит саму высшую школу от люмпенизации. Если мы как "поставщики" образовательных услуг хотим убедить своих "клиентов" в том, что они сделали правильный выбор, мы должны предоставить им как можно более подробную информацию об организации учебного процесса в вузе. В настоящий момент это далеко не так. Не только абитуриенты, поступающие на платные места, но и желающие поступить на бюджетные места зачастую не могут получить в приёмных комиссиях сколько-нибудь подробной информации о выбранном ими вузе. В случае абитуриентов, поступающих на коммерческие места, это странно потому, что таким образом вузы нередко теряют будущих клиентов. Такая ситуация абсолютно недопустима. В то же время понятно, что технические сотрудники приёмной комиссии, которые принимают документы, не могут владеть достаточно полной и достоверной информацией о деятельности всех учебных подразделений.

Представляется вполне возможным разрешить, по предварительному согласованию с руководством подразделения, посещение абитуриентами учебных занятий (лекций, семинаров, практикумов, лабораторных работ) и кафедр, чтобы они в непосредственном общении со студентами и преподавателями конкретного факультета могли достаточно ясно уяснить себе специфику выбранной специальности и принять действительно обоснованное решение о поступлении. Что касается непосредственно обучения в вузе, то можно задуматься о возрождении вузами имевшего место в дореволюционных университетах института вольнослушания. Существующей в настоящей момент практики проведения так называемых "Дней открытых дверей" явно недостаточно. За один день все нужные двери не откроешь, даже в том случае, если известно какие двери являются нужными. Как правило, эти мероприятия проходят в формально-бюрократическом стиле и к тому же чрезмерно многолюдны и шумны для того, чтобы каждому абитуриенту можно было уделить достаточное внимание.

Вообще существенным недостатком российской системы платного образования является взаимное недоверие абитуриентов/студентов и преподавателей/администрации. Это и понятно: как могут доверять друг другу люди, которыми движет страх. Понятно также, что мириться с сохранением такого положения дел нельзя. К сожалению, очень часто в российских вузах бытует своего рода репрессивный стиль по отношению к студентам-платникам. По существу, с руководством вуза они оказываются связаны только посредством висящих на стенде приказов. Платники даже лишены возможности узнать, как конкретно вуз распоряжается деньгами, которые они платят за своё образование. Попросту говоря, им предлагается платить деньги неизвестно за что. Кто еще, кроме студента-платника, согласится на такое? То, что студенты соглашаются с такой политикой вузов, не говорит ничего хорошего ни о вузах, действующих подобных образом, ни о студентах, соглашающихся с такими действиями. Отсутствие взаимоуважения между администрацией и учащимися особенно сильно проявляется именно на студентах-платниках. Можно пренебрежительно или презрительно относиться к идее платного образования, но нельзя пренебрежительно относиться к пришедшему на семинар студенту. Нельзя переносить свое предубеждение против системы платного образования на людей волей не до конца понятных им самим обстоятельств вовлеченных в эту систему.

http://www.rustrana.ru/article.php?nid=14514
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Петр Сафронов
Все статьи Петр Сафронов
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
19.04.2024 11:09
Молекулярно-генетические экспертизы екатеринбургских останков, найденных в 1991 году
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
19.04.2024 11:07
На картошку!
Новый комментарий от Сергей
19.04.2024 09:51