Что такое русский университет?

0
448
Время на чтение 6 минут
250-летие Московского университета, отмечаемое в этом году, побуждает нас вновь поставить вопрос о том, что такое русский университет. Ответить на него значит объяснить, почему университет в России может или должен быть именно русского, а не какого-либо универсального культурного начала. Тем самым понятию "русский университет" приписываются особые черты. Как можно, спросят нас, претендовать на изобретение такого понятия, коль скоро традиция университетского образования была перенесена на отечественную почву извне и сделано это было не так давно? Следовательно, прежде чем говорить о русском университете самом по себе, надо показать, что отличает его от университетов Западной Европы.
Как известно, западноевропейские университеты есть один из наиболее известных плодов средневековой культуры. РазобщЈнность территорий требовала, чтобы каждая из них обладала чем-то особенным, отделяющим еЈ от соседей. Университет, таким образом, был орудием той или иной социальной группы, стремившейся к обладанию властью и закреплению этой власти. Каждое такое учебное заведение создавалось первоначально как источник обособления и розни. С течением времени эпоха феодальной раздробленности миновала, однако сама оппозиция источников просвещения и окружающей их тьмы была воспроизведена в отношениях между странами-метрополиями и их колониями. Университет в Западной Европе служил власти, закрепляя еЈ господство свои блеском. В обмен он, конечно, получал кое-какие привилегии. В том числе, естественно, и право автономии, так или иначе ограниченного самоуправления. Эта противоположность между тесной связью с властью и некоторым самоуправством по отношению к ней наложила неизгладимый отпечаток на историю западноевропейских университетов на всЈм еЈ протяжении. Университеты одновременно и стремились к власти, и отталкивали еЈ. Власть в свою очередь то предоставляла им дополнительные льготы, то жестоко карала за непослушание. Так или иначе, каждый западноевропейский университет оказался раз и навсегда вписан в поле, образованное противоречивой игрой автономии от государственной власти и подчинения ей.
Русские университеты в лице своего прародителя и родоначальника - Московского императорского университета - оказались вне этого контекста. Им не пришлось выбирать между химерой самостоятельности и желанием прислуживаться благодетельной власти. Университет в России с самого начала создавался как проявление царственной милости, стремящейся к просвещению подданных. Он был создан монаршей волей для службы империи. Тем самым, русскому университету было чЈтко и недвусмысленно указано надлежащее ему место в иерархии государственной службы. Университет, наряду с другими учреждениями империи, стал еще одной скрепой культурного единства. Он был, в отличие от западноевропейских собратьев, не разъединяющим, а собирающим началом. Сказанное не означает, будто университет был уравнен с любым другим бюрократическим учреждением. В отличие от прочих министерств и ведомств он всегда был свободен в определении конкретного перечня решаемых задач. Однако эта свобода была результатом не призрачного желания руководить властью, но разумного и трезвого желания помогать ей там, где это наиболее необходимо.
Преддверием тяжЈлых испытаний, пережитых Россией в 20 столетии, стала утрата университетом ясного видения своей задачи. Вместо того чтобы служить, университет захотел управлять. Это бездумное желание стало причиной кризиса 1911 года, когда в отставку ушло несколько десятков профессоров. ОбольщЈнные несбыточной мечтой о чрезмерно широкой автономии, представители университетской элиты забыли о своЈй прямой обязанности: науке и обучении. НетвЈрдое понимание своих обязанностей наставниками не могло не отразиться и на их питомцах-студентах. Поддавшись социалистической пропаганде, многие из них решились направить критические стрелы в адрес воспитавшего их университета. В России, в отличие, кстати, от Западной Европы, стало модно ругать высшую школу. ПричЈм наиболее усердно ругали как раз те, кто в своЈ время прилежно посещал еЈ уроки. После революции прежний порядок исчез. Последние его следы развеялись к 1930-м годам. Однако сама идея связи университетского образования с необходимостью службы на пользу стране не потерялась. Она, правда, приобрела уродливые черты требования непрерывного воспроизводства необходимых для народного хозяйства специалистов. Профессионализация и раздробление университета, бесспорно, нанесла ему сЈрьезный урон. Приметой тоски по утраченному единству были в частности бурные дискуссии "физиков" и "лириков" во времена оттепели. В то же время, именно советский период в истории университетов стал временем рождения самосознания студенчества как особой социальной группы. Общеизвестно, что советская власть, уничтожив сословное разделение общества, одновременно открыла доступ к высшему образованию значительно более широким слоям населения, чем то было до революции. Численное увеличение студенчества несомненно привело и к качественному изменению его положения. Студенчество стало новой общественной силой, обособленной при этом от внешних деструктивных влияний, что было сразу же отмечено в литературе (вспомним роман Ю. Трифонова "Студенты"). Студенчество стало частью общественно признанной стратегии самореализации, а не частью индивидуальной биографии "лишних людей", что нередко случалось в дореволюционное время. Излишне напоминать также и том, насколько велик был престиж научной и преподавательской деятельности.
Произошедшие в нашей стране во второй половине 1980-х - начале 1990-х годов события вновь радикально изменили общественно-политическую ситуацию. Университету опять необходимо выработать понимание своего места в новых условиях. При этом, конечно, следует продуктивно использовать то ценное, что было достигнуто ранее. Таких вещей, как ясно из предшествующего рассуждения, две: тесная связь университетского образования со службой на пользу государству и самосознание студенчества как самостоятельной социальной силы. Студенчеству предстоит сформировать и возглавить движение социального протеста против нынешнего политического режима. При этом такое движение должно выдвинуть на первый план не бездумное разрушение сложившейся системы, а еЈ творческое преобразование в духе начал социальной кооперации. Последние годы, по мнению многих исследователей, ознаменованы значительным всплеском активности различных молодЈжных движений. Многие из них берут своЈ начало именно в русских университетах. Задачей текущего момента является, безусловно, именно усиление влияния университетской молодежи на развитие общества. Именно университету предстоит предложить достойную альтернативу разного рода бюрократическим креатурам, наподобие движения "Наши". Стремление принести пользу своей стране не выращивается в тишине административных кабинетов, оно возникает в спорах и обсуждениях, которые ведутся в университетских аудиториях. Только университет может сейчас претендовать на статус территории, свободной от разлагающего влияния массовой культуры и тупого равнодушия к происходящему в стране. Залогом укрепления влияния университета на социальные процессы является сохранение и развитие интеллектуальной культуры спора, носителем которой он всегда был. Действительно, смешно думать, что можно научится мыслить самостоятельно в условиях, когда никто не возражает. Только ситуация столкновения противоположных позиций может побудить к более тщательному продумыванию собственных убеждений. Следует также отметить, что полемический запал отнюдь не мешает формированию студенческого товарищества. Русский университет сегодня - это именно то место, где возможность и необходимость спорить соединяется с дружеским сосуществованием в едином образовательном пространстве людей принципиально разных взглядов. Значение открытого обсуждения своих взглядов для формирования молодого человека или девушки и как личности, и как специалиста в выбранной профессии особенно велико на гуманитарных факультетах университета, в чЈм, на наш взгляд, заключается их преимущество. Львиная доля образования здесь получается не на лекциях и семинарах, а во время обсуждений узнанного и прочитанного с друзьями. Именно университет создает такие условия, в которых беседа ценится сама по себе, вне зависимости от еЈ влияния на карьерные перспективы. Самостоятельность и острота мышления, которая так ценятся в выпускниках университета, возникают именно потому, что они соединены с коллективностью. Русский университет - это особый вид коллектива, создающий наиболее благоприятные условия для интеллектуального и нравственного развития студентов. Развития, которое вовсе не обязательно сориентировано на своекорыстную перспективу получения как можно более престижного диплома и как можно более высокой зарплаты. Нет, развитие происходит почти непроизвольно, университет исподволь затягивает в свою орбиту, просто потому, что в нЈм интересно так, как не может быть в других учебных заведениях, ограниченных своим специальным профилем. Свобода университета от жестких барьеров является залогом свободы его выпускников от узкоцехового взгляда на мир. Выпускники университета вовсе не всеядны, но зато они открыты для понимания другого и интереса к нему, даже если это другое чуждо им самим. Мы убеждены, что современному русскому университету, чтящему прошлое, уважающему настоящее, с интересом глядящему в будущее, предстоит сыграть ключевую роль в возрождении русской цивилизации и культуры.

http://www.rustrana.ru/print.php?nid=10080
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Петр Сафронов
Все статьи Петр Сафронов
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28