В понедельник умер первый пострадавший в результате уличных столкновений во Франции. Жан-Жак ле Шенадек, на которого напали во время беспорядков в парижском пригороде Сен-Дени, находился в коме с пятницы. Его вдову вчера принял министр внутренних дел Николя Саркози - человек, которого многие считают ответственным за то, что события стали развиваться по наихудшему сценарию.
Между полицией и молодыми вандалами идут настоящие бои. В понедельник погромщики впервые применили огнестрельное оружие. В результате 32 спецназовца получили ранения. Произошло это в городке Гриньи, неподалеку от Парижа. Двести бандитов открыли по стражам порядка огонь из ружей, заряженных крупной дробью. "Рано или поздно дело закончится трагедией, - предсказывает один из полицейских, участвовавших в перестрелке в Гриньи. - Они очень хотят пролить нашу кровь".
Стычки полиции с бандитами произошли и в самом центре Парижа - в четвертом округе, где расположены cобор Парижской Богоматери и столичная мэрия.
"Такого не было со времени Второй мировой войны"
Ареной другой битвы стал город Эврё в ста километрах к западу от Парижа, мэром которого является председатель Национального собрания Жан-Луи Дебре. Бандиты, вооруженные кирками, лопатами и бутылками с зажигательной смесью, набросились на полицейских. "Мы вам еще устроим Багдад", - грозили при этом погромщики.Силы правопорядка явно не в состоянии справиться с мятежниками. Полицейский профсоюз "Аксьон полис" призвал премьер-министра бросить на подавление мятежа армию и ввести комендантский час. "Ничто уже не может сдержать гражданскую войну, которая все больше и больше охватывает страну, - говорится в заявлении профсоюза. - Такого не было со времен Второй мировой войны". Однако, по признанию премьер-министра Доминика де Вильпена, ввести комендантский час в пригородах "практически невозможно".
Подобные "отговорки" не удовлетворяют даже союзников премьера по правому лагерю. Некоторые политики из правящей партии "Союз за народное движение" настаивают на введении чрезвычайного положения не только в бунтующих пригородах, но и по всей стране. Власти на это едва ли пойдут: такая мера будет означать, что ситуация окончательно вышла из-под контроля. А это никто не хочет признавать.
"Мы уничтожаем только машины белых"
За минувшую ночь погромщики установили новый "рекорд" по сожженным автомобилям - 1408. "Мы уничтожаем только машины белых. Те, которые принадлежат арабам или черным, не трогаем. А распознаем мы их по религиозным надписям и символам", - признается журналистам юный бунтарь.Впервые нападению подверглись церкви - на юге и севере страны. Продолжаются атаки на школы, детские сады, полицейские комиссариаты. В одном из пригородов Парижа сгорела киностудия. В другом предали огню фармацевтический склад, здание налогового ведомства и автомобильный магазин. Силы порядка отвечают новыми арестами. В общей сложности с начала погромов задержано более тысячи человек. Их средний возраст - 16 лет.
Одно из главных требований "революционеров" - отставка министра внутренних дел Николя Саркози, сторонника жестких мер в отношении правонарушителей и "зачисток" в пригородах. Однако главу МВД, согласно последнему опросу общественного мнения, поддерживают 57% французов. Увольнение Саркози означало бы капитуляцию перед бандитами. "В таком случае завтра заключенные потребуют уволить начальника тюрьмы", - иронизирует бывший министр Патрик Деведжян.
Правительство пытается заручиться поддержкой официальных исламских движений. Под его давлением Союз мусульманских организаций издал фетву - религиозный указ, осуждающий насилие и призывающий к спокойствию. Но бунтовщики не спешат прислушиваться к имамам.
Власти вводят цензуру - пока только на телевидении
Французский бунт все больше беспокоит соседей-европейцев. "Италия не слишком отличается от Франции, - напомнил лидер итальянских левых Романо Проди. - То, что происходит сейчас в парижских пригородах, рано или поздно случится и у нас".Внимательно следят за "парижским мятежом" и в мусульманском мире. Иран выразил надежду, что французское правительство "сделает все возможное для соблюдения прав человека и решит конфликт мирным путем". В арабских столицах убеждены: нынешние бунты - "результат катастрофической политики Франции в отношении иммигрантов, которые находятся на положении маргиналов". Наконец, израильтяне, которых в эти дни опрашивало французское телевидение, не без сарказма говорят: теперь и французы стали жертвами "интифады". Многие жители еврейского государства считают, что французы "это заслужили, так как всегда сочувствовали борьбе палестинцев против Израиля".
Французские власти между тем вчера фактически объявили о введении цензуры. Правительство пришло к выводу, что передаваемые в СМИ сводки последних событий "только усиливают напряжение в обществе". Поэтому решено "ограничить информацию о беспорядках и сгоревших автомобилях" - пока только на телевидении.
Жак Ширак заговорил после десяти дней молчания
Президент Жак Ширак, который отмалчивался в течение первых 10 дней бунта, наконец выступил перед журналистами во дворе Елисейского дворца. "Я только что провел заседание Совета внутренней безопасности, а именно - премьер-министра и министров, которые в первую очередь занимаются проблемами поддержания общественного порядка, - сказал глава государства. - Мы приняли ряд решений, направленных на дальнейшее усиление действий полиции и правосудия. Сегодня абсолютным приоритетом является восстановление безопасности и общественного порядка. Последнее слово должно оставаться за законом. Республика в высшей степени полна решимости быть сильнее тех, кто хочет сеять насилие и страх. Они будут задержаны, предстанут перед судом и наказаны. Но мы также хорошо понимаем необходимость уважения каждого человека, соблюдения справедливости и равенства шансов. Поэтому мы полны решимости двигаться в данном направлении и продолжать наши усилия в этой области".От беспорядков больше всего пострадает туриндустрия
Франция начинает подсчитывать ущерб от беспорядков. Уже сейчас ясно, что выплаты страховых компаний за разбитые машины и витрины превысят 7 млн евро. Но самый большой ущерб понесет туристическая индустрия Франции и финансовые рынки Европы. Эксперты пока могут только гадать о суммах долговременных убытков.По мере распространения беспорядков по территории Франции сумма ущерба будет увеличиваться. По данным полиции, в ходе беспорядков только автомобилей было сожжено более 3500 штук. А количество разбитых витрин и пострадавших зданий исчисляется сотнями - их еще никто не подсчитал. Кроме того, теперь в пострадавших районах возрастет и стоимость муниципальных страховок, что ударит по карманам французов.
А удар по предпринимательским и потребительским настроениям, в том числе по важному для Франции туристическому бизнесу, пока тоже не поддается точной оценке. Многие владельцы ресторанов и магазинов опасаются, что насилие разрушит имидж Франции как одного из лучших мест для отдыха. Ряд стран, в том числе Россия, США, Великобритания, Голландия, Канада, Австралия, сделали предупреждение своим гражданам соблюдать осторожность при посещении Франции. Пока что экскурсоводы, работающие на Эйфелевой башне, которую посещает около 6 млн человек в год, не жалуются на отток туристов, сообщает AFP. Однако менеджеры ресторанов считают, что беспорядки будут иметь длительный негативный эффект на индустрию туризма, исчисляемый миллионами долларов. Неприятности наблюдаются и на финансовых рынках. Евро упал на прошлой неделе по отношению к доллару до полуторагодичного минимума - ниже отметки $1,18. Инвесторы также ожидают массового оттока капиталов с европейских рынков.
http://www.izvestia.ru/world/article3005272