Сердцевина неспокойного региона
Интересно отметить, что упомянутые выше террористические вылазки произошли тогда, когда еще не успели высохнуть чернила на подписанном контракте на поставку российских самолетов в Иорданию. Августовский визит в Россию короля Абдаллы II, который имел встречу с президентом РФ Владимиром Путиным и посетил Международный авиационно-космический салон МАКС-2005 (там и было заключено соглашение о продаже Иордании военно-транспортных самолетов Ил-76МФ), привлек внимание к ближневосточному государству, состоянию и перспективам российско-иорданского военного и военно-технического сотрудничества.
Стратегическое положение Иордании делает ее фактически воротами на пути ко многим странам Ближнего Востока - ОАЕ, Саудовской Аравии, Кувейту, Бахрейну, Катару и Оману, а также близлежащим Сирии, Ираку, Ливану, Израилю. На национальную безопасность Хашимитского Королевства во многом оказывает влияние проблема нерешенных ближневосточных кризисов: военная кампания США и их союзников в Ираке и ее последствия, проблемы арабо-израильских отношений, рост терроризма и т.п. Соответственно Иордания вынуждена активно развивать и совершенствовать свою армию и другие силовые ведомства.
Содействие налаживанию мирного процесса в регионе и в первую очередь установление доброжелательных отношений с Израилем рассматривается официальным Амманом как потенциальная возможность получения широкомасштабной помощи со стороны США, а также как гарантия независимости королевства от посягательств со стороны сирийцев и палестинцев. Хотя получение упомянутой "независимости" является нелегким делом для руководства государства, которое имеет большой долг перед США.
Детища монарха
Основным видом вооруженных сил являются сухопутные войска, насчитывающие около 85 тыс. военнослужащих. Они имеют около 1 тыс. танков - М-47/48А1/А5, М-60А1/А3, "Khalid" ("Чифтен"), "Tariq" ("Центурион"), "Аль-Хуссейн" ("Челленджер-1"), "Скорпион", более 1350 боевых бронированных машин - бронетранспортеры М-113, БТР-94 (БТР-80), "Спартан", "Ратель", БМП-2, БРМ, около 475 орудий буксируемой и самоходной артиллерии, 740 минометов, свыше 5000 единиц противотанковых средств, 992 зенитных ракетных комплекса различных типов (SA-7B2, SA-8, SA-13, SA-14, SA-16; "Ред Ай") и 396 зенитных артсистем (в т.ч. до 40 ЗСУ-23-4).
Численность военно-воздушных сил - около 15 тыс. человек (в том числе 3400 военнослужащих - в войсках ПВО). На вооружении ВВС находится 101 боевой самолет (F-16A, F-16B, F-5E/F, "Mirage") и до 22 боевых вертолетов (АН-1F). Основные авиабазы расположены в Аммане, Эль-Джафре, Эль-Азраке.
Следует также упомянуть о входящих в состав ВВС двух бригадах ЗРК "Усовершенствованный ХОК" (14 батарей, 80 пусковых установок). С начала 2003 года Иордания значительно усилила свою систему ПВО зенитными ракетными комплексами "Пэтриот", которые развернуты для прикрытия крупных населенных пунктов и жизненно важных объектов. Для обслуживания "Пэтриотов" в Иордании на постоянной основе находится группа американских военнослужащих и специалистов.
В военно-морских силах служат всего около 500 человек. Базируются ВМС в Акабе. На их вооружении находятся до 20 патрульных катеров, в том числе три - класса "Аль-Хусейн", три - "Аль-Хашим", четыре - "Бертрам" (и еще около 10 других катеров разного назначения).
В период с 1997 по 2002 год общие затраты на нужды вооруженных сил составили свыше 4,25 млрд. долларов (или 5,9% ВВП). 85% указанной суммы пошло на денежное и материальное содержание войск и боевую подготовку. Данная тенденция сохранялась и все последующие годы. Для заинтересованности в службе в армии была введена система экономических льгот (безвозмездное медицинское обслуживание для членов семей, предоставление бесплатного жилья, беспроцентных займов и т.п.). Средняя заработная плата иорданского офицера - свыше 200 динаров (около 300 долларов США).
Учитывая развитие политической ситуации в стране и в регионе в целом, по мнению экспертов, следует ожидать, что вооруженные силы Иордании будут уделять все большее внимание участию в обеспечении внутренней безопасности (они в последнее время этим, собственно, в основном и занимаются). Хотя нельзя не обратить внимание на тот факт, что Иорданское Хашимитское Королевство помимо армии располагает одними из наиболее подготовленных на Ближнем Востоке формированиями, предназначенными для проведения специальных операций.
Причем нынешний иорданский монарх его величество Абдалла II имеет самое непосредственное отношение к силам специальных операций (ССО) своей страны. После службы в различных частях иорданской армии он занял пост заместителя командующего ССО, а со временем их возглавил. ССО Иордании под его руководством получили новый импульс развития, они были реформированы. Ныне государство располагает Командованием специальных операций, в состав которого входят воздушно-десантная бригада, бригада спецназа, бригада рейнджеров, школа специальных операций, 71-й противотеррористический батальон и много других специальных частей и подразделений. Для небольшой страны это достаточно внушительная сила.
Поражает серьезное отношение высшего военно-политического руководства страны к вооруженным силам и особенно к силам специальных операций. Причем не на уровне эмоций, а на уровне понимания их сущности, места и роли. Что в какой-то мере контрастирует с привычным на просторах СНГ наплевательством на нужды людей в погонах, нежеланием вникнуть в суть главного предназначения элиты ВС - спецназа - и стремлением затыкать им различные дыры.
Перспективы сотрудничества
Что касается, например, сил специальных операций королевства, то в их распоряжении имеется ряд моделей автомобилей повышенной проходимости как отечественного производства, так и ввезенных из-за рубежа (это такие известные марки, как "Мерседес", "Хаммер", "Тойота" и т.п.), но доработанных самостоятельно с учетом особенностей региона и решаемых задач. Иордания с помощью других стран начинает выпускать легкую бронетехнику, модернизировать танки, создала целое семейство беспилотных летательных аппаратов и т.п.
Обращают на себя также внимание принципиальные изменения в политике Аммана в сфере закупок и производства вооружений. Она стала более гибкой, прагматичной, в ней политические привязанности перестают играть основополагающую роль, даже в отношениях с США, которые стремятся доминировать на рынке ВВТ.
Кроме того, усиливается тенденция приобретать у зарубежных партнеров не готовую продукцию, а создавать и выпускать свое вооружение, импортируя технологии и необходимые комплектующие. Иордания стремится демонстрировать свои успехи в данной области, проводя раз в два года международную конференцию и выставку "SOFEX". И хотя название мероприятия ("Special operation forces Exhibition") предполагает ориентацию на потребности сил специальных операций и антитеррористических подразделений, разработчики и производители ВВТ максимально представляют в Хашимитском Корлевстве весь спектр продукции для сухопутных войск, востребованной на Ближнем и Среднем Востоке.
Сейчас в арсенале иорданской армии имеются вооружения и военная техника, поступившая из России и других бывших республик СССР: боевые машины пехоты БМП-2, бронетранспортеры БТР-94 (модернизированная в Украине версия БТР-80); средства ПВО - ЗСУ-23-4, ЗРК SA-7B2, -8, -13, -14, -16 (по терминологии НАТО), РПГ и т.п. Очевидно, учитывая относительно давние сроки поставки, пришло время ремонта и модернизации этих образцов ВВТ. Что, свою очередь, может послужить хорошей базой для дальнейшего расширения военно-технического сотрудничества между СНГ и Амманом.
http://nvo.ng.ru/wars/2005-10-07/2_iordania.html