Рок-музыка, и контркультура в целом, в советское время играла необычайно важную роль: она была не просто отдушиной в царстве лжи и лицемерия, но и барометром духовных поисков тысяч людей. Андеграунд для многих стал способом познания мира и человека, многих в конце концов привел к вере в Бога, к Церкви, а кого-то и в монастырь. Правда, другую часть своих поклонников рок привел к наркотикам, саморазрушению, гибели. Иные при наступлении "свободных времен" поддались мэйнстриму пошлости и блудятины. Андеграунд умер, превратившись в пародию на самого себя.
Так, самый продвинутый ценитель рок-культуры, тонкий критик и авангардный музыкант, культовый Артем Троицкий стал главным редактором российского "Плэйбоя". Режиссер Алексей Учитель, снявший когда-то проникновенный "Рок", теперь сосредоточился на фильмах о публичных домах. Недалеко ушел и Борис Гребенщиков, который воспевает ныне то, чему сам ужасался при своей первой поездке в Америку...
Тем не менее, в старых песнях Гребенщикова многие ценители его творчества с удивлением обнаруживают глубокие христианские корни. Это не только "Серебро Господа моего" или "Сын Человеческий, где Ты?", не только осмысление антитезы "закона" и "благодати", разработанной апостолом Павлом ("Я ушел от закона, но так и не дошел до любви", - пел БГ), но и рассыпанное по множеству текстов напряженное искание истины.
В этом смысле неожиданный пример являет собой песня "Сидя на красивом холме", давшая название одному из альбомов "Аквариума". В ней есть такие слова:
Но мы идем вслепую в странных местах
И все, что есть у нас, - это радость и страх:
Страх от того, что мы хуже, чем могли бы быть,
И радость от того, что все в надежных руках.
Думаю, что каждый искренний христианин подписался бы под этими словами. Примечательно, что они почти дословно повторяют текст одной из стихир праздника Воздвижения Креста Господня, в точности передают ее смысл и даже сохраняют ее синтаксическое построение и порядок слов. Вот эта стихира:
"Днесь происходит Крест Господень... сего целуим радостию и страхом: страхом греха ради, яко недостойни суще, радостию же спасения ради, еже подает миру на том пригвоздивыйся Христос Бог, имеяй велию милость" ("Сегодня совершает исхождение Крест Господень... его будем приветствовать с радостью и страхом: со страхом - из-за греха, как недостойные; с радостью же - из-за спасения, которое подает миру пригвоздившийся на нем Христос Бог, имеющий великую милость").
Действительно, наш страх - от того, что мы грешны и недостойны, хуже, чем могли бы быть, а радость - от того, что наша жизнь в надежных руках Создателя и Спасителя человечества.
И пусть скептики утверждают, что это случайное и надуманное совпадение. Пусть говорят, что Гребенщиков вкладывал другой смысл в свои строки. Все равно мы помним его поэтический призыв: "Молись за нас, молись за нас, если ты можешь..."
Может быть, завтра стрелки часов начнут вращаться назад,
И Тот, Кого с плачем снимали с креста, окажется вновь распят...
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/050929142522