
Открытие нового выставочного зала с экспозицией редчайших произведений декоративно-прикладного, ювелирного и изобразительного искусства и выход книги приурочены к 400-летию со дня рождения патриарха Никона и 360-летию вступления на престол Алексея Михайловича Романова. За годы общения царь и патриарх познали все - от дружбы до вражды и полного отторжения. Хронологические рамки выставки охватывают период с 1630 по 1670-е годы, при этом основное внимание сосредоточено на 1640-1650-х годах. На этот период приходятся наиболее насыщенные события в жизни Алексей Михайловича и Никона. Это было самое сложное десятилетие в многолетней истории их непростых отношений. В эти годы Алексей Михайлович венчался на царство, вступил в брак, родил наследника, закалился в боях с врагами, познал славу воинских побед. У Никона на эти годы пришлось восхождение по лестнице церковной иерархии от монаха Кожеозерского монастыря до патриарха и обратно вниз до полного низвержения.
Это десятилетие отмечено дружбой царя и патриарха, приведшей светскую и церковную власть к очевидным успехам во внешней политике, идеологии, церковной обрядности. Именно на это время приходятся такие значимые для истории России события, как разработка российского правового кодекса - Соборного Уложения 1649 года, воссоединение Украины с Россией, богослужебная реформа и унификация обрядов в соответствии с канонами греческой церкви. Именно в эти годы у царя Алексея Михайловича формируется представление об особой значимости царской власти не только в пределах России, но и для всего вселенского Православия. И, наконец, именно тогда патриарх Никон стал не только верховным иерархом Русской церкви, но и главным советником государя, который, по свидетельству одного из иностранных дипломатов, "без ведома патриарха не осмеливается ни созывать сенат, ни объявлять войну, ни налагать пошлины".
Ученые книжники XVII века называли царя и патриарха "премудрой двоицей", которая "в духе греко-византийской формулы "священства и царства" стремилась к "симфонии" духовной и светской властей". Став патриархом, Никон при активной поддержке своего царственного друга приступил к проведению церковной реформы, что проявилось в исправлении по греческим подлинникам богослужебных книг, унификации церковных обрядов и изменении по греческим образцам церковных облачений и предметов.
"Премудрая двоица", отличаясь полным взаимопониманием, разительно отличалась внешне. Алексей Михайлович, венчанный на царство 28 сентября 1645 года, был "среднего роста, с кроткой наружностью, с румянцем на щеках, с белокурыми волосами и голубыми глазами". По отзывам современников, он был "великодушен, милостив, одарен необыкновенными талантами и навычен многим философским наукам". Никон, ставший патриархом 25 июля 1652 года, наоборот, был человеком "высокого роста, крепкого, богатырского телосложения, с колоритным лицом", исключительно властный по натуре, обладающий неуемным темпераментом. Экспонируемые на выставке портреты полностью соответствуют этому описанию патриарха Никона, но белокурый царь Алексей представлен черноволосым мудрецом с восточными миндалевидными глазами, хотя в соседней витрине лежит овальный медальон с волосами царя Алексея цвета спелой пшеницы. Очевидно, что тяга к греко-византийским традициям, свойственная его царству, коснулась не только церковных книг и обрядов - соответствующие каноны применительно к внешности царственных особ были рекомендованы придворным живописцам.
Историки отмечают, что Никон так же ревностно вводил все греческое, как Петр Великий - все западное. Осуществлял патриарх свои нововведения достаточно жестко, не особенно прислушиваясь к возражениям противников реформ. По представлению Никона, "симфония" церкви и государства означала не столько их единение, сколько отчетливое главенство первой. Это была главная причина назревавшего конфликта патриарха с царем. Никон выступал за полную самостоятельность церкви как института, в то время как Алексей Михайлович рассчитывал с помощью церковных реформ продолжить процесс подчинения церкви светской власти.
Всевластие Никона продолжалось почти шесть лет и рухнуло в одночасье. В июле 1658 года Никон покинул патриарший престол, а по решению церковного Собора 1666 года был низложен и сослан в монастырь. Шесть лет патриаршества Никона, заявившего, что "Священство выше царства", привели православие к расколу. Царь Алексей Михайлович царствовал до 1676 года.
Разрыв отношений между царем Алексеем и патриархом Никоном и последующий церковный раскол до сих пор долгим эхом звучит в российской истории. По выражению патриарха Алексия II, "история XVII столетия дала нам урок, позволяя на живом примере убедиться, что имеющие различные природы Церковь и государство не могут и не должны сливаться в единое целое, "ибо порядок священства один, а порядок царства другой", но сотрудничая, они должны и могут вместе трудиться во благо народа".
Выставка "Премудрая двоица" развернута в подлинной архитектурной среде Московского Кремля, а именно - в Одностолпной палате Патриаршего дворца, возведенного по заказу Никона в 1653 году. Патриарший дворец, не уступавший ни обликом, ни убранством царскому, подчеркивал исключительное положение Никона и поражал современников своим размахом и великолепием. В XVII веке в Одностолпной палате проходили парадные трапезы, устраивались торжественные приемы, а в советское время здесь были размещены общественные туалеты. В наши дни специалистами были проведены историко-архивные и натурные архитектурные и археологические исследования Патриаршего дворца, и в результате реставрационных работ восстановлен первоначальный вид палаты и даже обнаружены четыре камеры и две лестницы, расположенные внутри стен и заложенные в XIX веке кирпичом.
В умело обустроенном в Одностолпной палате выставочном зале специальный "холодный музейный свет" мягко освещает уникальные иконы - "Богоматерь Владимирскую", "Поклонение кресту", где можно увидеть семиконечный крест с предстоящими Константином и Еленой, царем Алексеем Михайловичем, царицей Марией Ильиничной и патриархом Никоном, трон, державу, бармы и саблю царя Алексея Михайловича, клобук и саккос "Коломенский" патриарха Никона, а также Соборное Уложение в ковчеге, шапку Мономаха, редкие книги, старинные рукописи, кубки, братины, часы и другие предметы царского обихода.
Выставка открывается 29 сентября и продлится до 22 января 2006 года. Для инвалидов предусмотрены специальные пандусы.
http://www.strana.ru/stories/04/12/08/3577/260842.html