Узбекская Генпрокуратура обнародовала отчет о расследовании, в котором отмечается, что, начиная с августа 2004 года, "деструктивные силы" при поддержке международных террористических и религиозно-экстремистских организаций "Исламское движение Туркестана" (ранее оно называлось "Исламское движение Узбекистана", ИДУ), "Хизб ут-Тахрир" и одного из ее ответвлений - "Акрамийлар", готовились к тому, чтобы в мае 2005 года совершить теракты на территории Узбекистана. "Был тщательно разработан сценарий и детальный план осуществления терактов, включая формирование вооруженных групп, их боевую подготовку, обеспечение оружием и боеприпасами, определение и разведку объектов нападений, в том числе военных частей и подразделений силовых структур, их складов с оружием и боеприпасами и т. д.", - отмечается в документе.
"В качестве плацдарма для подготовки к беспорядкам в Андижане "сценаристами" была выбрана территория южных областей Киргизии", - говорится в заявлении узбекской Генпрокуратуры. Таким образом, Ташкент прямо обвинил в причастности к андижанскому бунту соседнюю Киргизию.
Это заявление вызвало резкие протесты в Бишкеке. В частности, Служба национальной безопасности Киргизии официально заявила, что "на территории Киргизии диверсионно-террористических баз по подготовке боевиков нет, тем более с иностранными инструкторами. Из каких источников черпают такие измышления представители Генпрокуратуры Узбекистана, нам не понятно". Правда, на всякий случай Бишкек принял решение усилить охрану узбекско-киргизской границы.
Как сказал замглавы киргизского внешнеполитического ведомства Эркин Мамкулов, "Киргизия никогда не предоставляла никаким террористам никакой помощи, никаких баз, информации или убежища. Более того, наша страна никакого отношения к трагедии в Андижане не имеет. От себя добавлю, что первопричины, истоки андижанских событий все-таки надо искать не где-то на стороне, а у себя дома".
Однако Узбекистан продолжает настаивать на собственной версии. Недавно в Ташкенте прошли заседания специально созданной комиссии по расследованию событий в Андижане. В работе комиссии принимали участие представители дипломатических миссий Индии, Ирана, Китая, Пакистана, России и стран Центральной Азии. Причем в состав этой группы отказались войти дипломаты США и Франции, по мнению которых андижанские события были не чем иным, как социальным протестом населения. Поэтому жестокость, с которой были подавлены мирные демонстрации, американцы и французы считают неоправданной. Солидная международная комиссия сделала выводы и подготовила доклад, который и лег в основу отчета узбекской Генпрокуратуры.
В докладе, в частности, говорится, что подготовка к терактам проводилась в заброшенном военно-учебном центре неподалеку от села Теке на юге Киргизии, где "в период с января по апрель иностранными инструкторами были обучены диверсионно-террористическим навыкам около 70 религиозных экстремистов". Однако и.о. министра обороны Киргизии Исмаил Исаков опроверг эту информацию, заявив, что "военно-учебный центр в Теке не является заброшенным и находится на балансе Минобороны, охраняется подразделениями Минобороны и используется для обучения студентов военных кафедр. Заявление о том, что там могли проводить свои учения экстремисты, просто смехотворно". По мнению и.о. министра, руководство Узбекистана пытается найти источник андижанских событий на стороне, в данном случае в Киргизии, и тем самым избавить себя от ответственности.
В то же время президент российского фонда "Политика" Вячеслав Никонов не сомневается в объективности доклада комиссии. Российский политолог, который побывал на месте событий после мятежа, заявил "НВО", что "триста организованных людей, которые штурмуют пять казарм, не могут считаться мирной демонстрацией", поэтому, мол, не стоит говорить о каком-то социальном всплеске.
Однако узбекская оппозиция уверена, что власти подготовили показательный судебный процесс. Так, оппозиционная партия "Озод дехканлар" ("Свободные крестьяне") назвала бездоказательным отчет Генпрокуратуры о ходе расследования беспорядков в Андижане, в результате которых имели место многочисленные жертвы. В распространенном заявлении партии говорится, что власти страны спешат провести суд, чтобы успеть представить выводы не только собственной парламентской комиссии, но и оправдаться перед международным сообществом.
http://nvo.ng.ru/spforces/2005-09-23/7_miatezh.html