Изучить ситуацию в регионе, в том числе вопросы противодействия вызовам и угрозам религиозного экстремизма, и внешнеполитические подходы Узбекистана прибыл в Ташкент советник Центра стратегических и международных исследований США, бывший помощник президента США по вопросам национальной безопасности Збигнев Бжезинский. С министром иностранных дел Садиком Сафаевым и с министром обороны Кадыром Гулямовым главный идеолог внешней политики США обсудил внешнеполитические приоритеты страны и состояние стратегического партнерства Узбекистана и США со странами Запада.
Ждут в Ташкенте и помощника госсекретаря по делам Европы и Евразии Элизабет Джонс, которая также обеспокоена угрозой распространения терроризма. Несмотря на то что Исламскому движению Туркестана (ИДТ) (быв. Исламское движение Узбекистана - ИДУ), отнесенному США к разряду террористических организаций, был нанесен значительный урон во время антитеррористической операции в Афганистане, оно, по словам дипломата, по-прежнему активно действует в Киргизии, Таджикистане, Узбекистане и Казахстане. "ИДТ представляет серьезную угрозу региону, а значит, и нашим собственным интересам",- заявила дипломат.
Госдепартамент США тут же поспешил предостеречь своих граждан от совершения поездок в Киргизию. По информации госдепа, граждане США могут стать там объектами нападения со стороны членов международных террористических организаций. Особенную опасность для американцев, по утверждению госдепа, представляет именно ИДТ. Тем более что в начале сентября спецслужбы Узбекистана задержали нескольких членов ИДТ, которые сообщили, что "лидер ИДТ Тахир Юлдаш скрывается в Пакистане и готовится к новым терактам".
Заметим, что впервые Вашингтон выступил с аналогичными предупреждениями для своих граждан по поводу Узбекистана и Киргизии в сентябре 2001 года во время подготовки операции "Несокрушимая свобода" против талибов в Афганистане. А это означает, что сегодня Вашингтон оценивает ситуацию как столь же тревожную и чреватую тяжелыми последствиями. Это лишь на первый взгляд может показаться странным. На самом деле компетентные органы центральноазиатских стран также считают вероятность обострения обстановки достаточно высокой.
Впрочем, многие конгрессмены считают, что правительства центральноазиатских государств используют исламскую радикальную угрозу, чтобы оправдать подавление политических оппонентов в своих странах. В этой связи Элизабет Джонс отметила, что США "уделяли и уделяют большое внимание укреплению демократии в Центральной Азии". В доказательство она подвергла резкой критике политику властей Центрально-Аазиатского региона, однако больше всего досталось Туркмении. Элизабет Джонс назвала эту страну и правящий в ней режим "трудным случаем". Она подчеркнула, что Белый дом "очень обеспокоен" нарушениями прав человека в Туркмении, и сообщила, что в ходе поездки надеется встретиться с руководителями этих стран и представителями различных неправительственных организаций и обсудить с ними проблемы соблюдения прав человека.
"Сохранение стабильности и безопасности в нынешнем году в государствах Центральной Азии - это безусловная заслуга сил антитеррористических коалиций, Коллективных сил Договора о коллективной безопасности и в определенной степени Антитеррористического центра СНГ", - считает его руководитель генерал-полковник Борис Мыльников. А после того как в Киргизии была открыта российская авиабаза, шансы на стабильность заметно возрастают.
При этом, по мнению американского дипломата, интересы Вашингтона и Москвы в Центрально-Азиатском регионе не вступают в противоречие друг с другом. Кстати, за последний год Соединенные Штаты израсходовали в Центральной Азии 286 млн. долл., содействуя политическим и экономическим изменениям и борясь с терроризмом. Ранее Збигнев Бжезинский отметил, что Америке следует разделить влияние в этом регионе с Россией не только для борьбы с исламским терроризмом, но и для совместного контроля газопроводов, от которых зависит экономика КНР и ЕС.