itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Рогожская слобода в ожидании преемника

Старообрядцы верят, что Церковь продолжит дело митрополита Андриана

0
124
Время на чтение 5 минут
Во время крестного хода в Кировской области 10 августа скоропостижно скончался от сердечного приступа глава Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ) Митрополит Московский и всея Руси Андриан (Четвергов). О том, в какой непростой ситуации оказалась Церковь после кончины ее Предстоятеля и кто на данный момент в состоянии стать преемником митрополита, в интервью "НГР" рассказал управляющий делами Московской Митрополии РПСЦ протоиерей Евгений Чунин.

- Уважаемый отец Евгений, мы выражаем вам и всем старообрядцам наши глубокие соболезнования по поводу безвременной кончины Митрополита Андриана...

- Искренне благодарим за соболезнования... Господь судил этому горю случиться. Но мы верим, что у Бога не бывает случайностей, и значит, так было надо. И теперь нам - всем чадам Старообрядческой Церкви - предстоит вынести эти нелегкие испытания, избрать преемника на московский митрополичий престол и быстро перестроиться для продолжения работы.

За полтора года своего пребывания на посту Предстоятеля РПСЦ Митрополит Андриан успел многое. Он остро переживал различные церковные изъяны, ясно видел проблемы и смело брался за их решение. За это время он выступил инициатором ключевых процессов церковного развития, лично контролировал многие дела. Большинство начатых процессов еще только набирали силу, а теперь они лишились своего главного вдохновителя.

Поэтому хочется надеяться на то, что Церковь найдет в себе силы продолжить начатое владыкой Андрианом, чтобы со временем получить добрые плоды. Теперь уже от всех нас зависит, насколько успешным будет продолжение и развитие тех дел и начинаний, которые столь энергично продвигал в жизнь покойный Митрополит.

- В каком положении находится Старообрядческая Церковь после смерти Митрополита Андриана?

- Положение Церкви не может измениться в одночасье. Церковная жизнь продолжается, реализуются ранее намеченные программы, дела идут своим чередом. Но вместе с этим в сердцах верующих поселились скорбь и тревога.

Скорбь о столь неожиданно почившем Митрополите, которого многие христиане за прошедшие полтора года успели полюбить, с именем которого связывали свои надежды на дальнейший духовный подъем Старообрядческой Церкви.

Тревога - за судьбы Церкви, в такой непростой период лишившейся своего Предстоятеля, за всех нас, оставшихся сиротами, за то, как же нам удастся преодолеть те испытания, которые теперь возникли перед Церковью.

- Как вы полагаете, сумеет ли предстоящий Освященный Собор Старообрядческой Церкви избрать нового Митрополита? Кто может им стать?

- Я надеюсь, что грядущий Освященный Собор духовенства, иночествующих и мирян, вместе представляющих всю полноту Церкви, сможет и обязательно изберет нового Предстоятеля. Я искренне верю, что это будет самый достойный и подходящий для этой высокой должности кандидат - тот, кого Сам Господь покажет нам в ходе заседаний Собора. Основанием такой надежды служат прежде всего живые традиции православной соборности, пронесенные старообрядцами через гонения и испытания прошедших веков и сохраненные доныне.

В принципе будущим Митрополитом может стать любой из нынешних архиереев (иные кандидатуры скорее всего маловероятны). Однако я не считаю уместным прежде времени пытаться анализировать шансы архиереев на возможное избрание. Я верю в духоносность и мудрость наших Соборов и считаю своим долгом в процессе соборных заседаний изложить свои аргументы перед соборянами. При этом, естественно, возможность открыто высказать свои предложения и оценки будет предоставлена каждому. А пока каждый обдумывает и готовит свои предложения.

- Можно ли ожидать от будущего Митрополита продолжения курса диалога и открытости, начатого Митрополитом Андрианом?

- По моему мнению, это как раз и будет главным вопросом предстоящего Собора: осмысление сущности того церковного курса, который был взят Митрополитом Андрианом, и определение отношения к нему. В зависимости от этого скорее всего будут рассматриваться и кандидатуры на пост Митрополита. Кто из архиереев хотел бы и мог продолжить начатое владыкой Андрианом, и наоборот, кто считал бы необходимым сменить направленность церковного курса и предложить некую альтернативную программу церковного развития. Я полагаю, что в соответствии с этими приоритетами и будет выстраиваться отношение соборян к возможным кандидатам.

Что же касается меня лично, я убежден в актуальности курса открытости и конструктивного диалога со всеми "смежными" структурами - государственными, общественными, промышленными и религиозными. Мы живем на одной земле, в одном государстве, ежедневно на улицах и в домах встречаем своих соотечественников, многие из которых имеют различные религиозные и политические предпочтения. Научиться общаться не только с церковными, но и "внешними" людьми без фарисейства и ханжества, с искренней заботой об их духовном состоянии - вот что, на мой взгляд, сегодня наиболее актуально и для государства, и для самих верующих. Я очень надеюсь, что наша Церковь и после Митрополита Андриана продолжит свое дальнейшее движение именно таким курсом.

- Будет ли новый Митрополит поддерживать диалог между РПСЦ и Русской Православной Церковью (РПЦ)? Нужен ли такой диалог вообще?

- Конечно же, на эти вопросы сможет окончательно ответить только сам Митрополит, который должен быть избран. Мы можем лишь высказать некоторые предварительные суждения.

Лично я считаю такой диалог необходимым. Но сама его платформа, как и масштабы, должна тщательно оцениваться и продумываться, чтобы ни диалог с РПЦ, ни какие-то другие внешние контакты не оказались ни "самоцелью", ни неким "модным поветрием". По древней традиции главный смысл любого стремления или действия на ниве церковной жизни - это утверждение славы Божией и спасение душ человеческих. Все, что делается для достижения этого, уместно и оправданно, что вопреки этому - неоправданно, и значит, не нужно.

К сожалению, надежды и стремления Митрополита Андриана не всегда встречали адекватную оценку. Так или иначе, пока еще рано пытаться окончательно оценить значение и результаты тех усилий, которые предпринимал на церковном поприще владыка Андриан. И когда наше церковное "завтра" будет в воле участников Собора, я очень надеюсь на их всесторонне взвешенную и обоснованную позицию.

- Как вы считаете, то уважение, которое светские власти стали испытывать к старообрядчеству при Митрополите Андриане, объясняется его личным авторитетом и обаянием или политикой государства?

- Я могу свидетельствовать, что искреннее уважение к старообрядчеству многие представители светской власти испытывали и ранее, однако до Митрополита Андриана не было принято об этом говорить вслух. Приход к руководству Церковью владыки Андриана, пользующегося высоким авторитетом далеко не только среди староверов, впервые за многие годы поставил старообрядчество в центр внимания широкой общественности. Именно поэтому, на мой взгляд, старообрядчество вдруг "заметили" и с высоты кабинетов государственной власти.

Конечно, в состоявшейся позитивной перемене отношения властей к старообрядчеству сыграло определенную роль, наверное, и личное обаяние Митрополита Андриана, однако в еще большей мере этому способствовала четко обозначенная общественная позиция РПСЦ.

- Можно ли рассчитывать на то, что власти и впредь не отвернутся от старообрядцев, продолжат сотрудничество с ними, а новый Митрополит станет членом Президентского совета?

- Эти вопросы надо бы было задать самим представителям властей. Что же касается моего личного мнения, я полагаю, что сложившиеся отношения сотрудничества государства и РПСЦ являются вполне естественными и адекватными той исторической роли, которую играло и продолжает играть старообрядчество в истории России. Мне бы хотелось надеяться на дальнейшее сохранение и развитие таких взаимоотношений.

Но необходимо предвидеть и то, что будущее отношение властей к старообрядцам будет складываться скорее всего с учетом того, по какому пути пойдет само старообрядчество. Поэтому на решениях предстоящего Собора лежит очень большая ответственность. Хочется надеяться, что он оправдает эти надежды и доверие.

Дмитрий Урушев

http://religion.ng.ru/people/2005-09-21/4_sloboda.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Евгений Чунин
Прогресс в старообрядчестве нужно понимать как решительное возвращение к изначальным традициям...
Комментарии к собору Русской Православной Старообрядческой Церкви
13.02.2004
"Под колпаком" у Мюллера
Русские православные общины в нацистской Германии действовали под контролем гестапо
21.01.2004
Все статьи Протоиерей Евгений Чунин
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:07
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Р.Б.Павел
28.03.2024 18:10
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44