Отмечаю еще раз - это инициатива государственных структур, являющаяся прямым вмешательством государства в церковные дела, что никоим образом не отвечает заявлениям президента, который не однократно заявлял, что государство не имеет права вмешиваться в церковные дела. Вместо этого мы видим, что государство, за спиной Предстоятеля Украинской Православной Церкви, Блаженнейшего митрополита Владимира ведет переговоры с представителями Константинопольского патриархата об открытии подворий.
Поэтому сообщение об образовании подворий Константинополя на Украине воспринято церковной общественностью негативно. Это приведет к ухудшению межконфессиональной ситуации в стране, которая и так очень сложна. Кроме того, образование этих подворий может быть причиной недоразумений между Русской Православной Церковью и Константинопольским патриархатом.
Открытие подворий одной Церкви на канонической территории другой является делом взаимоотношений между Церквами. Церковные подворья всегда были выразителями добрососедских, братских отношений. К сожалению, действия Константинопольского патриархата в последнее время, как это явствует из заявлений ее представителя архиепископа Скопелоского Всеволода (Майданского), нельзя назвать братскими по отношению как к Русской Православной Церкви, так и к Украинской Православной Церкви.
До сего времени Константинополь ни подтвердил, ни опроверг заявлений своего представителя. Это дает основания сомневаться в искренности намерений Константинопольского патриархата относительно Украинской Православной Церкви. А потому возможность открытия подворий в Киеве и Львове вызывает серьезную и законную обеспокоенность православной общественности Украины. Обеспокоенность эта усугубляется тем, что реализацию данного проекта взяла на себя государственная светская власть, что является прямым вмешательством во внутренние дела Церкви. Почему власть не инициирует открытия на Украине подворий других Православных Церквей?
Константинопольский патриархат не имеет никакого отношения к Украине. Как не в состоянии он был решить проблемы Украинской Церкви в XVII веке, так не способен он их решить и сегодня. Наличие на Украине подворий этого патриархата еще больше осложнит межконфессиональную ситуацию и станет причиной еще одного раскола, который раз и навсегда положит конец единству Украинского Православия.
К сожалению, это происходит на фоне прекращения работы комиссий, которые были основаны между Московским Патриархатом и Константинопольским патриархатом относительно решения церковных вопросов на Украине. И сейчас мы видим, что Константинополь действует коварно, а епископ Телмисский Илларион (Рудник), который находится в юрисдикции Константинопольского патриархата, на данный момент находится на Украине и занимается решением технических вопросов по открытию этих подворий.
Это нас очень тревожит, и мы еще раз хотим обратиться к государственной власти, а также и к тем, кто втянут в этот процесс, с заявлением о недопустимости открытия подворий Константинопольского патриархата. Безоглядная попытка как-нибудь реализовать идею открытия в Украине Константинопольских подворий не является выходом из существующей ситуации, а наоборот - заведет решение проблемы в тупик.
Эти подворья никогда не станут центрами объединительного процесса, а будут центрами, которые сыграют дестабилизирующую роль в церковной ситуации. И я думаю, что Константинопольскому патриархату хватит мудрости и ума для того, чтобы не пойти на поводу у нашей государственной власти, тем более, что попытки государственных чиновников "навести порядок" в Церкви закончились не так давно очень грустно - расколом, который она сейчас пытается исправить не менее порочными методами.
Вспомним, к чему привело объединение Автокефальной церкви и раскольников Филарета (Денисенко) в 1992 году. После образования "Киевского патриархата" автокефальная церковь продолжает существовать и на правовой почве борется за возвращение себе статуса отдельной церкви. То есть, несмотря на декларацию об объединении, оно не состоялось. Не состоится оно и сейчас, хотя для достижения этой цели используется авторитет древней Константинопольской Церкви. И первые симптомы отторжения этой идеи уже есть. На известном соборе УАПЦ 11 августа с.г. почти все епархии отказались от объединения на условиях М.Денисенко (Филарета). Советники президента глубоко ошибаются в своих прогнозах, потому что прежде всего они, по-видимому, не осведомленны с реалиями сегодняшней церковной жизни.
Мы постоянно говорим о каноническом объединении, поэтому появляется логический вопрос, кого будет объединять Константинополь - тех, кто отошел от Русской Православной Церкви и находится под церковным судом? Он рискует попасть в ситуацию, которую будет очень тяжело объяснить другим Поместным Церквам. Но советников нашего президента это не тревожит.
Собственно, придерживаясь такой позиции, президент, в дополнение к экономическим, политическим и социальным проблемам, получит еще большее осложнение религиозной ситуации, и как следствие - еще более глубокое и долговременное противостояние между существующими Церквами.