По реке времени

Воспоминания старой прихожанки о протоиерее Константине Соловьеве

0
513
Время на чтение 4 минуты
Одной из задач созданного не так давно Саратовского епархиального церковно-исторического общества является сбор устных сведений по истории епархии. Быстро течет река времени. Люди умирают и уносят с собой удивительные факты прошлого, запечатлевшиеся только в памяти человеческой. Потом их нельзя будет отыскать ни в книгах, ни в архивах, а они очень часто могут быть и поучительными, и назидательными, а также давать пищу уму и сердцу гораздо более питательную, нежели обильно поглощаемые нашими современниками желтая пресса и дешевая беллетристика.

Особенно поучительны факты подвижничества XX в., которые собирать все труднее, несмотря на их многочисленность и мнимую доступность. Почти уже нет в живых тех, кто бы помнил первые годы правления безбожников: от 1917 г. до конца 1920-х гг. Все меньше остается и тех, кто отчетливо хранит в памяти ужасы и переживания 1930-х гг. События церковной жизни последующих десятилетий могли бы осветить многие их свидетели, наши современники. Но и в их сознании прошлое порой скрывается за пеленой прошедших лет. Поэтому столь важно вовремя узнать, записать, сделать доступными для всех исторические факты.

Особенно интересным для исследователя является время послевоенного возрождения церковной жизни до начала хрущевских гонений на Православие. Многие очевидцы тех событий пока живы, и им есть что рассказать. Одним из таких очевидцев является моя недавняя собеседница. Данные, сообщенные ею, заполнили первую страницу будущей книги, в которую Саратовское епархиальное церковно-историческое общество будет заносить факты нашего прошлого.

Моей собеседнице 87 лет, сейчас она прихожанка Серафимовского храма г. Саратова. Имени своего она просила не называть. На то есть веские основания: благородное происхождение она скрывала всю свою жизнь, а после войны ее, регулярно ходившую в храм, так запугали "товарищи в штатском", желавшие сделать молодую женщину своим внештатным сотрудником, что былые страхи живы в ней до сих пор. Угрозы были страшными, но справиться с ними помогла поддержка человека, который, хотя и недолго, но был духовным отцом моей собеседницы. Речь идет о протоиерее Константине Михайловиче Соловьеве (1877-1953).

Этот удивительный пастырь Церкви хорошо известен православным саратовцам. Совсем немного было таких священников, которые начинали служить еще в дореволюционном Саратове, а закончили в послевоенном. Отец Константин - один из них. Моя собеседница хранит живые воспоминания о нем.

Однажды, в начале 1950-х гг., она разговорилась с одной из своих знакомых. В разговоре выяснилось, что между ними много общего. Они стали близкими подругами, вместе были прихожанками Троицкого собора. Там моя собеседница неоднократно видела и до этого старейшего из священнослужителей - протоиерея Константина Соловьева. Подруга же хорошо знала батюшку и привела к нему домой мою собеседницу, чтобы познакомить их.

Отец Константин жил недалеко от Троицкого собора, на улице Челюскинцев, на втором этаже одного из старых домов, вместе с престарелой сестрой. Увидев впервые мою собеседницу, батюшка сказал ей после непродолжительной беседы: "Приходи, встречай меня в церкви". После этого довольно часто она после воскресной службы провожала отца Константина домой. Шла, сгорбив спину, закутав лицо в платок, пытаясь выглядеть старухой, чтобы не увидели соседи, сослуживцы (она работала врачом) и разные недоброжелатели, чтобы не донесли "куда следует". Жила она тогда совсем бедно, едва могла прокормить дочь, ученицу выпускного класса школы. Отец Константин, придя с ней к себе домой, угощал ее, а себе гостинцев приносить не разрешал. Моя собеседница принимала угощение, робея и страшась злой священнической сестры, которая считала всех, кого приглашал домой добрый батюшка, нахлебниками.

Вспоминает 87-летняя женщина о даре прозорливости священника. Однажды она привела свою дочь к пастырю, чтобы та получила благословение на сдачу выпускного экзамена в школе. Отец Константин слегка стукнул девочку по голове и указал ей, что она не выучила один из билетов. Та побежала учить указанный билет, а на следующий день именно он достался ей на экзамене. Дочка спросила, откуда батюшка узнал это. Мать не смогла ответить ей. Перед следующим экзаменом повторилось то же самое.

В начале 1953 г. моя собеседница пришла к батюшке и сказала, что у нее нашли туберкулез. Отец Константин повел ее в свою комнату и сказал: "Ты будешь совершенно здорова, будешь работать и долго жить". На это последовал вопрос: "Батюшка, а можно я приеду к Вам, когда меня выпишут из больницы?" - "Можно, но меня уже не будет". Тогда она не придала значения этим словам.

Прошло 2 месяца, и она полностью излечилась, как и было предсказано прозорливцем. Мать моей собеседницы 17 апреля 1953 г. пришла выписывать ее из больницы, но радости не было на ее лице. "Отец Константин умер сегодня утром",- сказала она. Узнав печальную весть, моя собеседница поняла смысл последних слов, слышанных ею от батюшки.

Уже более чем полвека моя собеседница считает, что исцелилась милостию Божией и по молитвам отца Константина Соловьева. Сбылось и его пророчество о том, что она будет долго работать и жить. Портрет батюшки с тех пор всегда стоит рядом с ее домашним иконостасом. Ей кажется, что она и сейчас может выйти из дома, перейти дорогу, постучаться в дверь к доброму пастырю, который разрешит любое сомнение, слегка ударив ее по лбу и сказав, как он всегда это делал: "Подумай". Из земной жизни праведный пастырь давно ушел, но есть чувство, что она продолжается даже и здесь, на грешной земле, поскольку живы о нем воспоминания духовных чад.

Всех читателей, которые могут поделиться своими воспоминаниями об истории Саратовской епархии (о жизни священнослужителей и прихожан, о строительстве и разрушении храмов, о фактах исповедничества и т.п.), Саратовское епархиальное церковно-историческое общество просит откликнуться и написать в редакцию газеты "Православная вера" с пометкой "История епархии", оставив свои координаты для обратной связи. Все присланные свидетельства будут изучаться и обобщаться.

Александр Мраморнов,
ученый секретарь Саратовского епархиального церковно-исторического общества


http://www.eparhia-saratov.ru/txts/journal/articles/03person/23.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Игоревич Мраморнов
«Мерзость перед Господом». Новый труд о коммунической псевдорелигии и постсоветских псевдосвятых
[Рец. на]: С.Л. Фирсов. На весах веры: От коммунической религии к новым «святым» посткоммунической России. СПб.: Вита Нова, 2011. 512 с. Тираж 1200 экз.
26.07.2012
«Отправьте их в рай…»
Пролетарский суд над саратовским духовенством
05.09.2011
Все статьи Александр Игоревич Мраморнов
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
15.11.2024 20:53
«Чуть-чуть» победы на т.н. Украине быть не может
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
15.11.2024 20:51
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 20:24
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
15.11.2024 19:58
«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 19:37
Россия выдержала удар Запада
Новый комментарий от Кожухевич
15.11.2024 19:09
«Столыпин» без Столыпина
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 18:45