Архимандрит Паисий (Патокин) - член Священного Собора 1917/18 гг.

0
934
Время на чтение 6 минут
Поместный Собор 1917 года должен был определить вектор дальнейшего развития Православной Церкви после революционных изменений. Среди более пятисот делегатов Собора присутствовали выдающиеся священнослужители того времени. Однако не все они широко известны в наши дни. В публикации приводятся новые данные об участнике Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг., наместнике Свято-Успенской Почаевской лавры архимандрите Паисии (Патокине).

В рамках проекта sobor1917.ru Новоспасского ставропигиального мужского монастыря по изданию полного собрания документов и материалов Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. происходит также выяснение судеб и биографических фактов многих из почти шести сотен делегатов Собора. Один из них - архимандрит Паисий (Патокин).

Долгое время была неизвестна его фамилия, точная дата рождения и обстоятельства служения Церкви после возвращения с заседаний Великого Московского Собора. Так, даже при подготовке тома № 19 собрания документов Собора, вышедшего в позапрошлом году[i], не указана фамилия архимандрита Паисия - постоянного участника заседаний Отдела о монастырях и монашестве, материалы которого включены в указанный том. О. Паисий участвовал в заседаниях Собора до третьей сессии, что подтверждается данными тома[ii].

ПАИСИЙ (Патокин) архимандрит, 20.08.1851-25.02.1932 fotopaterik.orgМежду тем, публикация проекта Fotopaterik.org проясняет даты жизни архимандрита Паисия благодаря данным с надгробного памятника, располагающегося на территории Свято-Успенской Почаевской лавры, где служитель Церкви и упокоился. Надгробный памятник представляет собою имитацию дерева в камне и небольшой крест, как бы проросший из него. На табличке памятника выбита надпись в старой орфографии: «Наместник Лавры Архимандрит ПАИСИЙ. * 20-VIII 1851 г. † 25-II 1932»[iii]. На табличке также имеется отретушированная и раскрашенная фотография, очевидно, времени захоронения (позднее могло быть обновление, либо сама раскраска выгоревшей фотографии). На момент настоящей публикации это единственная индивидуальная фотография архимандрита Паисия, имеющаяся в распоряжении рабочей группы по изданию документов Священного Собора 1917-1918 гг.

Восстановить вехи биографии о. Паисия позволяют его послужные (формулярные) списки, отложившиеся в архиве Варшавской митрополии Польской Православной Церкви. Они выявлены архивариусом митрополии протодиаконом Андреем Давидюком, исследованы нами в ходе визита в Польскую Православную Церковь, осуществленного при поддержке архиепископа Люблинского и Холмского Авеля. В архиве отложилось 2 группы послужных списков братии Почаевской лавры - за 1921 и 1930 годы. В основном сведения дублируются.

Архимандрит Паисий - в миру Петр Федорович Патокин - родился 20 августа 1851 г. (эта дата содержится только в послужном списке 1930 г., откуда, видимо, была потом взята братией лавры при изготовлении надгробия) в с. Неклюдово Корочанского уезда Курской губернии (ныне Шебекинского района Белгородской области) в крестьянской семье. Получил домашнее образование. С 1 августа 1870 г. по 1 мая 1871 г. состоял послушником Святогорской пустыни. 21 ноября 1871 г. Петр Патокин был принят на иконописное послушание в Почаевскую лавру, с которой и связал всю оставшуюся жизнь.

Титульный лист послужных списков Почаевской лавры. Архив Варшавской митрополииЧерез 10 лет послушничества, 5 августа 1881 г. Петр был пострижен в монашество с именем Паисий и 27 сентября того же года рукоположен в сан иеродиакона. После рукоположения о. Паисий продолжал заниматься иконописанием. Кроме того, он руководил золочением купола соборной лаврской церкви. В 1885 г. по представлению духовного собора лавры ему была объявлена благодарность правящего архиерея - архиепископа Волынского и Житомирского Палладия (Ганкевича).

23 мая 1886 г. о. Паисий был назначен заведующим иконописной мастерской Почаевской лавры и через год с небольшим, 27 августа 1887 г. был рукоположен в сан иеромонаха (в 1890 г. получил свою первую священническую награду - набедренник).

С октября 1892 по апрель 1895 г. по решению своего правящего епископа о. Паисий был направлен для поклонения «афонским палестинским святыням». Очевидно, вскоре после возвращения возобновил свою обычную иконописную деятельность, так как в мае 1896 г. был награжден серебряной медалью в память царствования императора Александра III, а еще через два года - наперсным крестом от Св. Синода. 1 июня 1898 г. о. Паисий назначен исправляющим должность духовного собора Почаевской лавры, 2 мая 1899 г. был утвержден в этой должности и находился в ней до 2 июля 1902 г. 25 августа «за усердные труды» был возведен в сан игумена с возложением палицы.

В 1903 г. сначала продолжился должностной рост игумена Паисия - 19 января он был назначен ризничим и членом духовного собора лавры. Видимо, совмещать обязанности по двум разным должностям было тяжело, и 19 ноября 1903 г. его увольняют от заведования иконописной мастерской.

Следующий год приносит новые изменения в монашеской жизни о. Паисия: 15 ноября 1904 г. он был уволен от должности ризничего и члена духовного собора и зачислен в братство Свято-Духовского скита лавры. С 10 октября 1905 г. он был назначен заведующим указанным скитом, а в мае 1909 г. возведен в сан архимандрита. С 7 мая по 7 июня 1909 г. впервые исправлял должность наместника лавры. В том же году представлял на всероссийском монашеском съезде в Троице-Сергиевой лавре Почаевскую лавру, в 1911 г. участвовал в съезде представителей от монастырей Волынской епархии.

17 июля 1911 г. архиепископом Антонием (Храповицким) о. Паисий был назначен временным начальником Свято-Георгиевского скита на Козацких Могилах. Служа на этом месте, пожертвовал 215 рублей личных средств на колокол.

30 ноября 1912 г. Св. Синодом № 18247 архимандрит Паисий (Патокин) был назначен наместником Почаевской лавры и настоятелем подведомственного ей Дубенского монастыря. 17 февраля 1913 г. «по высочайшему повелению в Царском селе в дворце был с чудотворной иконой Почаевской Божией Матер<и> и совершил молебен». С 10 октября 1913 г. нес также послушание благочинного женских монастырей Волынской епархии.

Особого благословения архиепископа Волынского Евлогия (Георгиевского) в 1916 г. заслужило приведением трудами архимандрита Паисия «в надлежащий вид теплого Свято-Михайловского храма» Дубенского женского монастыря. О. Паисий в дореволюционный период был награжден орденом св. Анны III (1906) и II (1913) степеней, св. Владимира IV степени (1916).

Согласно послужному списку, архимандрит Паисий состоял членом Священного Собора с 15 августа по 16 марта 1918 г. Его отсутствие на 3-й сессии подтверждают листы посещений соборного Отдела о монастырях и монашестве[iv], хотя в списках членов в 3-ю сессию он был указан.

30 июля 1920 г. по прошению и согласно резолюции епископа Кременецкого Дионисия (Валединского) о. Паисий был уволен от должности наместника лавры в оставлением в ее братии. 18 мая 1921 г. был назначен временным настоятелем Дерманского Свято-Троицкого монастыря с поручением обязанностей благочинного мужских монастырей Волынской епархии в пределах Польши. 3 ноября 1922 г. был назначен киотным Почаевской лавры (исполнял эти обязанности до 6 сентября 1928 г.), а 5 сентября 1923 г. - вторично благочинным женских монастырей Волынской епархии. 15 декабря был освобожден от обязанностей благочинного мужских монастырей и назначен духовником женских монастырей. Послужным списком 1930 г. архимандрит Паисий характеризовался как монах «хорошего молитвенного настроения».

Известно также, что о. Паисий является автором росписи пещерного храма Почаевской лавры, а позже - нижнего храма собора св. равноап. Марии Магдалины в Варшаве и находящейся в верхнем храме иконы Почаевской Божией Матери (1920-е гг.). В помещениях Варшавской митрополии находится также икона, созданная о. Паисием, преподнесенная митрополиту Дионисию (Валединскому). Таким образом, данный член Собора 1917-1918 гг. лично внес свой вклад в развитие русской иконописи. В свою очередь, выяснение жизненных вех членов Великого Собора является еще одним шагом к восстановлению того огромного значения, которое этот Собор по праву должен занять в жизни Русской Церкви.


[i] Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. Т. 19. Документы Отдела о монастырях и монашестве / отв. ред. Г. М. Запальский. - М.: Изд-во Новоспасского монастыря, 2016.

[ii] С. 477, 479, 481.

[iii] http://fotopaterik.org/userfiles/publications/D9B717046A70C594_10/paisiy_arhimandrit_003NEF.jpg

[iv] Документы Священного Собора... Т. 19. С. 536-537.

Богослов.Ru

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Игоревич Мраморнов
«Мерзость перед Господом». Новый труд о коммунической псевдорелигии и постсоветских псевдосвятых
[Рец. на]: С.Л. Фирсов. На весах веры: От коммунической религии к новым «святым» посткоммунической России. СПб.: Вита Нова, 2011. 512 с. Тираж 1200 экз.
26.07.2012
«Отправьте их в рай…»
Пролетарский суд над саратовским духовенством
05.09.2011
Все статьи Александр Игоревич Мраморнов
Последние комментарии
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Константин В.
18.11.2024 22:25
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
18.11.2024 22:16
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от prot
18.11.2024 21:47
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.11.2024 19:55
Символ и цель. Иван Грозный
Новый комментарий от Человек
18.11.2024 19:00
Что же такое «христианский сионизм»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 17:12