Коста-Рика: Православие есть, храма нет

В Сан-Хосе прихожане любят подавать нищим

Новости Москвы 
0
154
Время на чтение 8 минут
Лидия Кондрашова, прихожанка Покровского храма в Сан-Хосе, родилась в небольшом городке Михайловка Волгоградской области. В 1972 году поступила в Волгоградский медицинский институт. На этом же курсе учился Марио Суньига - сын активного члена компартии Коста-Рики. На третьем курсе Марио признался Лидии в любви, еще спустя три года они поженились, сейчас у них трое детей и две внучки. Все пятеро носят русские имена.
В 1991 году Марио окончил в Волгограде ординатуру, и семья переехала на постоянное жительство в Сан-Хосе (столицу Коста-Рики). За 15 лет Лидия лишь второй раз смогла прилететь в Россию. В Санкт-Петербурге Лидия Кондрашова-Суньига согласилась ответить на вопросы корреспондента "Нескучного сада"/

- Что за страна Коста-Рика и где она находится?
- Коста-Рику называют центрально-американской Швейцарией. С севера граничит с Никарагуа, на юге - с Панамой. Обилие солнца, фруктов и доброжелательных людей создают Коста-Рике хорошую славу. Живет она за счет туризма и экспорта кофе.Площадь занимает чуть большую, чем Московская область. Население - 4 млн. человек, в основном это смуглые потомки коренных индейцев и завоевавших страну в начале XVI века испанцев. Но много и белого населения, есть африканцы.

- Много ли русских живут в Коста-Рике и какую часть составляют православные?
- Во всей стране живет около 4 тысяч русских. Но обычно нашему эмигранту не до того, чтобы искать храмы, он начинает всеми силами устраиваться. А это здесь очень непросто. Даже если есть высшее образование, надо приложить много трудов.
Наша православная община во имя иконы Покрова Божией Матери составляет человек 50. Большинство православных - русские: либо жены или мужья коренных жителей страны (а также их родители), либо русские семьи, которые в разное время переехали из России в поисках лучшей жизни. Есть и православные костариканцы, греки, болгары, американцы с русскими корнями - в основном это потомки первой эмиграции, их очень немного.

- Как и когда появился ваш приход?
- Очень способствовал его становлению потомок первых эмигрантов Николай Иванович Захаров, который переехал на жительство в Коста-Рику из США. Наша община во имя иконы Покрова Пресвятой Богородицы была организована в 1994 году и окормлялась священником Зарубежной Православной Церкви из Майами Даниилом Маккензи. Сам он ирландец, а матушка София - русская, дочь эмигрантов первой волны. Все их 7 детей носят русские имена и воспитаны в Православии.
Отец Даниил был для нас очень хорошим священником. И хотя мы видели батюшку не чаще двух-трех раз в год, так как он не мог оставить свою паству (перелет из Майами составляет 3,5 часа), все прихожане вспоминают о нем с самыми добрыми чувствами и очень благодарны за его пастырскую заботу в течение 10 лет. Сейчас мы также получаем духовную помощь от петербургского протоиерея Василия Ермакова, который молится за православных Коста-Рики. В 2001 году мне довелось причаститься в храме Серафима Саровского в Санкт-Петербурге, где отец Василий является настоятелем. А своего храма у нас нет.

- Как живется вам без храма?
- Очень грустно, и грусть эта усугубляется пониманием, что самим нам никогда не построить православную церковь. Потому что нет среди нас богатых людей. Вот узнали, что, кажется, в Сербии средства на храм собрали продажей пирожков. Но у нас на этом разбогатеть невозможно - и пирожки недорогие, и покупать много не будут.
А еще среди наших прихожан не развито умение жертвовать. Понять это нетрудно: снимать в Коста-Рике жилье очень дорого, и в первую очередь все строят себе дом, на что долгие десятилетия уходит почти весь доход семьи.

- Как устроена ваша приходская жизнь?
- По благословению о. Даниила по большим православным праздникам мы стараемся собираться в доме у православной пары (оба русские) для чтения акафистов или Литургии мирским чином. На многие двунадесятые праздники мы собираемся на совместную трапезу, поздравляем друг друга, делаем подарки.
Каждый, кому удается ездить в Россию, старается привозить духовную литературу, с которой желающие делают ксерокопии, переписывают кассеты и диски СD и DVD с православными песнопениями и лекциями. Много книг получаем мы из Санкт-Петербурга. У нас сформировалась хорошая православная библиотека.

- Часто ли у вас проходят крещения, венчания?
- Каждый год наш приход хоть немного, но увеличивается. В ноябре 2004 года крестились сразу 5 человек. Венчаются реже.

- Какую деятельность ведет ваш приход?
- Меня назначили возглавлять сестричество: организовывать трапезы, праздники, доводить до сведения прихожан все новости и распоряжения. Приходилось и конфликты разрешать. Ведь что бывает, когда нет пастыря? Овцы разбредаются. Основная задача сестричества, которое объединяет всех женщин - поддерживать взаимопонимание и добрые сердечные отношения, не забывать о тех, кому особенно плохо, помогать, кто чем может.
Например, нестабильная работа главы одной русской семьи (муж, жена и трое детей) приводила к тому, что доходы были нерегулярными и крайне скудными. Мы помогали деньгами и продуктами, особенно когда муж попал в больницу. Платили за визит врача на дом к другому прихожанину, что у нас очень дорого.

- Занимается ли приход делами милосердия?
- Не могу сказать, чтобы мы делали большие дела. Но, к примеру, ходить ухаживать за пациентами больниц или богаделен, как в России, в Коста-Рике не принято - там приличное, хотя и дорогостоящее здравоохранение. Но вот после ливней у нас часто бывают наводнения, от которых многие страдают. Поэтому очень развиты пожертвования пострадавшим - открывают счета в банках, собирают вещи и продукты. Прихожане любят подавать нищим. Например, около кафедрального католического собора много лет сидит слепой, который вместе с другими слепыми живет в интернате. Он собирает милостыню с помощью громкоговорителя, из которого часто раздаются слова: "Господь вас не оставит". Еще у нас есть центры реабилитации наркоманов. Их пациенты часто ходят по городским автобусам, продают какую-нибудь мелочь, просят еду и по домам.

- Кто ваши прихожане?
- Самые разные люди, как и везде: есть с глубокой верой, есть и с неглубоким пониманием Православия. Однако все понимают, какое место должен занимать Бог в жизни человека и стремятся жить по Божиим заповедям, по Евангелию.

- Много ли детей в приходе? Говорят ли они по-русски?
- Почти у каждого прихожанина есть дети, примерно половина из них хорошо говорит по-русски. Некоторые дети в семьях разговаривают по-испански, но понимают по-русски. А вот писать по-русски мало кто умеет. Даже мой старший сын, который три года учился в советской школе, забывает некоторые буквы.

- Что представляют собой в религиозном плане местные жители?
- В большинстве они католики. Это официальная государственная религия, но есть немало верующих других конфессий: адвентисты 7-го дня, евангелисты, буддисты, мормоны и пр. У всех есть церкви, кроме православных.
Почти все жители страны верят в Бога. При оформлении детей в школу надо заполнять анкету, один из вопросов которой - о религии. С 1-го по 11-й класс (до окончания колледжа) есть такой предмет - религия, но в некоторых учебных заведениях он не является обязательным. На мой взгляд, на этих уроках не дают глубоких знаний о вере, но закладывают понимание, что есть Бог, что надо жить по заповедям Божиим.
В третьем классе католических школ детей готовят к первому причастию. Оно проходит в церкви в очень торжественной обстановке. Все девочки - в длинных белых нарядных платьях с венками на головах, мальчики - в костюмах с бабочками (неимущие - с галстуками, в белых рубашечках без пиджаков).
В католический храм мне приходилось ходить до того, как был основан наш приход. Тогда у меня осталось негативное впечатление от поверхностных проповедей, рассчитанных на невзыскательный вкус: все направлено на то, чтобы развеселить прихожан. Очень редко произносятся глубокие проповеди.

- Знают ли жители Коста-Рики о Православии?
- Не все, но многие о Православии слышали. И от русских эмигрантов, и от костариканских коммунистов: с 1931 года в Коста-Рике была компартия, и немало костариканцев получили образование в Советском Союзе. Когда узнают, что я русская, часто спрашивают, к какой религии принадлежу. Но обычно считают, что Православие похоже на католичество. Зная, что это тоже христианская вера, в различия не вникают.
В целом костариканцы очень спокойно относятся к любой вере. Разницы не знают и не задаются этим вопросом. Костариканцы не из тех, кто диктует, как надо жить другим. А своя вера у них восторженная и, если так можно выразиться, "практическая": я сделал доброе дело, значит, Господь мне поможет. Верят в загробную жизнь и в то, что будут в раю. Для этого и стараются делать добрые дела.

- Как костариканцы отмечают Пасху, Рождество?
- Официальная государственная религия установила несколько праздничных дней. На католическое Рождество особый бум - подарков, наряженных кипарисов (вместо елок), а вертеп можно увидеть везде - в домах, на улицах, площадях, в школах, магазинах. Традиционное рождественское блюдо - тамаль (в банановые листья заворачивают массу из кукурузной муки с изюмом, овощами, свининой или курицей). Очень много бенгальских огней и конфетти. Продажа всего начинается за 3 месяца, и повсеместные назойливые объявления типа: "оставьте первый взнос на подарок, и в декабре вы его выкупите", очень надоедает. Все направлено на то, чтобы побольше продать, продать, продать...
Наш дом расположен рядом с католической семинарией, поэтому я вижу, как на Пасху оттуда идут процессии, похожие на наши крестные ходы. Разница в том, что в лицах изображают Христа и всех остальных, и так идут по улицам. Накрывать пышные пасхальные столы и дарить красные пасхальные яички в Коста-Рике не принято.

- Вы уже были верующей, когда приехали в Коста-Рику?
- Мой путь к Богу не был быстрым. В 1989 году в Волгограде у моей подруги умер муж. Она была в очень тяжелом состоянии, и одна знакомая верующая женщина стала рассказывать ей о Боге, Церкви, дала православную литературу (в те времена еще в рукописном варианте). Подруга стала задумываться над этими вопросами, а с ней невольно и я, поскольку всегда находилась рядом. Это были мои первые шаги к Церкви. После отъезда в Коста-Рику мои друзья стали присылать мне православные книги. Но, притом что я книжный человек, сначала я к ним не притрагивалась. А однажды все-таки открыла и прочитала. С тех пор и считаю, что вера в Бога пришла из книг - от святых отцов. Сейчас настольной книгой являются для меня письма преподобного Макария Оптинского, в которых нахожу много для себя полезного о самоукорении, смирении, послушании.

- Вы работаете в Коста-Рике как врач?
- В 1996 году я закончила в Коста-Рике курсы гомеопатии и получила диплом. Постоянно я не работаю, но иногда ко мне обращаются с просьбами назначить курс гомеопатии. Когда пациент рассказывает о своих проблемах, как правило, слышатся жалобы: в семье плохо, он нервничает и т.д. Помимо назначения своих гомеопатических пилюль я стараюсь просто выслушать человека, иногда это самое большое, что можно сделать. И если чувствую, что это не вызовет отвержения, говорю о вере, Боге.

- Вы не ощущаете себя одинокой в чужой стране, в чужой культуре?
- Я не чувствую, что страна и культура меня отторгают - может быть потому, что не вхожу в это глубоко. Но внешняя воспитанность людей вызывает чувство благодарности - например, они всегда находят время доброжелательно ответить на твой вопрос и т.д.
Теплый климат, конечно, тоже приятен. Это тропики. В Коста-Рике только два сезона - сухой (с декабря по май) и дождливый (остальные месяцы). А температура практически одинаковая - 23-25-27 градусов по Цельсию. Самое неприятное время бывает во второй половине декабря из-за сильных пронзительных ветров, когда костариканцы надевают легкие куртки, а некоторые - даже шапочки.
Могу сказать, что подсознательно я в каждый момент своего общения с людьми помню, что я русская и представляю свою страну. В общении с людьми я не скрываю, что я православная и мне бывает приятен их добрый отклик.

- А есть ли среди русских ностальгия?
- Смотря какие люди. Для многих сегодня нет ни веры, ни Отечества. И все-таки просто обсудить прочитанную на русском языке книгу или посмотреть наш фильм, а тем более - Пасхальную или Рождественскую службу из храма Христа-Спасителя - уже большая радость.

- Где находится ближайший храм Московской Патриархии?
- В соседней Панаме. На автобусе ехать до нее почти сутки. Но в Панаму ездят в основном за покупками.
Недавно по спутникому ТВ передавали репортаж о том, что в Каире для 6 православных человек Московская Патриархия построила православный храм. Чувства наши закипели: ведь нас значительно больше, храм очень нужен. Захотелось верить, что и нам пойдут навстречу. Часть православных решили просить окормления у Московской Патриархии. А пока священником для части прихожан стал о.Александр Горбунов из Панамы, к которому мы обратились с такой просьбой. Иерей Александр приезжал к нам всего один раз. Но тогда на исповедь, всенощную и Литургию пришло очень много народа, в том числе из Российского посольства.
В июне представитель нашего прихода встречался в Москве с помощником митрополита Кирилла. Поэтому мы надеемся, что в недалеком будущем у нас будет свой постоянный священник, а в дальнейшем, может быть, и свой храм.

Наталья ВАСИЛЬЕВА

http://www.nsad.ru/index.php?issue=13§ion=10&article=254
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии