Какие религии будут изучать в школе, не превратятся ли занятия в "Закон Божий"? Вопросы по новому школьному предмету "История религий" парламентарии задавали министру образования и науки Андрею Фурсенко, участвовавшему в "правительственном часе".
Заместитель председателя Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Зайнулла Багишаев обратил внимание министра на то, что в последнее время общественность всЈ больше обсуждает вопрос об участии церкви в образовании и воспитании поколений.
- Уже появились поправки в Закон РФ "Об образовании", в котором предлагается введение не только религиозного образования, но и проведение религиозных обрядов в школах. Но еще из уст выдающегося просветителя Виктора Гюго прозвучало самое серьезное возражение в адрес церковного воспитания: "Свет цивилизации можно потушить лишь двумя способами: нашествием солдат и нашествием священников. Если первое угрожает Родине-матери, то второе угрожает будущему или нашим детям..."
- Я категорически против того, чтобы у нас преподавание было, например, по мормонам, адвентистам седьмого дня или свидетелям Иеговы. Восемьдесят пять процентов населения России - православные христиане! - жестко высказала свою позицию первый заместитель Председателя Госдумы Любовь Слиска.
Между тем ученые под руководством директора Института всеобщей истории РАН академика Александра Чубарьяна закончили подготовку учебника по истории мировых религий.
- Естественно, что при подготовке этого учебника учитывались мнения, позиции всех конфессий, представленных в России, - отметил Андрей Фурсенко.
Позиция министерства состоит в том, что преподавать религию в школе можно исключительно в культурологическом, в историческом аспекте религий.
Но в Московском патриархате не согласны с предложением министра ограничить изучение религии в школах историческим материалом.
- Одной истории религий явно недостаточно. Желающие изучать религию школьники, а таких наберется немало, должны иметь возможность узнать о сути религиозного мировоззрения, о религиозной морали, в частности о ее взгляде на устройство общества, экономику, гражданский долг, а также на такие проблемы, как алкоголизм, наркомания и терроризм, - говорит замглавы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.
По его мнению, детям полезно будет узнать и о современной жизни религиозных общин, о том, как устроены храм, мечеть или синагога, чем отличается архиерей от далай-ламы.
В любом случае, считает он, общий курс не должен отменять возможность углубленного изучения в школе той или иной отдельной религии, тем более что такая практика широко распространилась по России и соответствует мировому опыту.
Углубляя проблемы религиозного образования, заместитель председателя Комитета Госдумы по информационной политике Александр Крутов захотел уточнить, почему религиозным высшим учебным заведениям отказывают в аккредитации.
- Отделение церкви от государства означает административно-правовое и хозяйственное разграничение сфер деятельности двух институтов общества, а не разделение духовной жизни человека на две противоположные ипостаси, - говорит он. - Ибо духовная сфера человека неподвластна правовым установлениям, даже если это конституционные нормы. Но почему-то Министерство образования и науки выступает против того, чтобы светское и религиозное образования стали равноправными субъектами российского общества, у которых одно образовательное пространство - Россия и один субъект образовательного воздействия - народ России.
На вопрос депутата ответил также принимавший участие в "правительственном часе" глава Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктор Болотов. Он напомнил, что по закону о религиях конфессиональные учебные заведения подлежат только лицензированию.
- Аккредитация возможна только в том случае, если есть государственные образовательные стандарты, - сказал он. - Поскольку очевидно, что подготовка священнослужителей, неважно какой конфессии, не имеет государственного образовательного стандарта, то и аккредитации нет.
Между тем, по словам отца Всеволода, Министерство юстиции поддерживает право богословских учебных заведений на государственную аккредитацию, а Министерство образования и науки против:
- Государство не признает за ними высшего образования и тем самым лишает возможности получить второе высшее образование в светском вузе и работу в светских организациях. Иконописец, например, не сможет устроиться в музей.
- Чиновники очень узко трактуют положения законодательства об отделении церкви от государства, отказывая религиозным учебным заведениям в праве на государственную аккредитацию, праве, которым обладают иные негосударственные учреждения, - комментирует ситуацию проректор Московской духовной академии священник Владимир Шмалий.
...Подводя итоги дебатов в Госдуме, следует отметить, что проблема религиозного образования требует продолжения дискуссий и точку в обсуждении этого сложного вопроса ставить рано.
К СЛОВУ
Виталий Гинзбург
лауреат Нобелевской премии, академик РАН
Я, будучи атеистом, считаю, что верить или нет - личное дело каждого. По моему мнению, преподавание истории религии в школе обязательно, поскольку всякий культурный человек не может не признавать огромного значения Библии как ценнейшего исторического и художественного документа. Но важно преподнести эту информацию, не навязывая детям ни веру, ни безверие.
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
По данным опросов фонда "Общественное мнение", 58 процентов опрошенных россиян относят себя к православному вероисповеданию, 30 - к атеистам, 2 - к другим христианским конфессиям, включая протестантов и католиков, 5 процентов - к мусульманам, 1 процент - к другим религиозным конфессиям и только 4 процента - затрудняются с ответом.
http://www.pnp.ru/archive/17370117.html