Согласно российским законам национальные регионы имеют право на сохранение родного языка коренного населения и введение его изучения в учебные программы. Но происходить это должно не в ущерб русскому языку - не просто второму или неродному, но государственному языку, который объединяет жителей России независимо от этнической принадлежности.
С начала 1990-х годов количество людей, изучающих русский за рубежом, сократилось почти в два раза.
- Сейчас идет ожесточенная борьба за расстановку сил в формирующейся информационной цивилизации. Столкнулись образовательные проекты пяти разных культур: американской, корейской, японской, китайской и исламской. А нас выдавливают из этой борьбы, - говорит заместитель председателя Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Владимир Никитин.
В странах Центральной и Восточной Европы русский язык исчез из учебных программ многих высших и средних учебных заведений. Так, в Германии только за последний год число учителей-русистов сократилось почти на 30 процентов. На слуху и события в Латвии: там, несмотря на ратификацию Европейской хартии о региональных языках и языках меньшинств, русские были исключены из сферы ее действия и, таким образом, остались без гарантии своих естественных языковых прав.
Между тем проблемы с преподаванием русского языка есть и на территории России. Почти треть регионов страны являются этническими, или национальными. Существуют и многоязычные регионы, объединяющие несколько субъектов Федерации: Крайний Север, Дальний Восток, Якутия, Урал, Поволжье, Северный Кавказ и так далее. Согласно российским законам национальные регионы имеют право на сохранение родного языка коренного населения и введение его изучения в учебные программы. Но происходить это должно не в ущерб русскому языку - не просто второму или неродному, но государственному языку, который объединяет жителей России независимо от этнической принадлежности.
- Как всегда, проблемы возникают с реализацией декларируемых принципов на практике, - говорит начальник секретариата Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы Георгий Хруслов. - К сожалению, в национальных школах нередко происходит вытеснение русского языка родным, хотя в соответствии с законами русский язык должен изучаться в обязательном порядке.
Как правило, проблемными являются те регионы, где национальное меньшинство составляет не этническое, а русское население, - Татария, Башкирия, Якутия.
В Российской Федерации 30 родных языков выступают в качестве языка, на котором учат детей, 45 - в качестве предмета обучения. Качество же учебной литературы по русскому языку и родным языкам для школ с родным нерусским языком обучения оставляет желать лучшего. Государство оплачивает издание учебников только для нескольких регионов: Крайнего Севера, Дальнего Востока, Сибири. Соответственно, только в этих регионах есть возможность контролировать качество учебной литературы. В других регионах все зависит от доброй воли местных властей: регион сам решает, посылать учебник на экспертизу в Минобрнауки или нет. Потребовать обязательной экспертизы нельзя.
- Таким образом, государство утрачивает контроль над качеством учебников. Нарушается единое образовательное пространство России и в целом связь между отдельными регионами, народами, - говорит Георгий Хруслов.
Политика некоторых субъектов РФ препятствует нормальному функционированию русского языка как государственного. Например, вводятся ограничения на право занимать определенные должности без знания второго государственного языка субъекта Федерации.
- Все это ущемляет стратегические интересы России, угрожает ее целостности и подрывает основы государственной безопасности. Самый простой пример - кампания в Татарии по переходу на латиницу. Представьте себе армию, в которой служат солдаты, пишущие на разных языках, - приводит аргументы член-корреспондент РАН Юрий Воротников. - Поэтому Государственная Дума вынуждена была принять поправку к Закону РФ "О языках народов Российской Федерации", где говорится, что государственные языки всех субъектов Федерации должны основываться только на кириллице.
Недоразумения объясняются еще и тем, что русский язык и национальные языки субъектов РФ по Конституции одинаково именуются государственными. Взаимоотношения между общегосударственным русским языком и государственными языками отдельных субъектов Федерации призван урегулировать Закон "О государственном языке РФ", первая статья которого гласит, что "в соответствии с Конституцией Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык".
Пять лет государственная поддержка русского языка осуществлялась за счет Федеральной целевой программы "Русский язык". В ее рамках проводились актуальные научные исследования, повышали свою квалификацию преподаватели русского языка как иностранного, в том числе и зарубежные. Проводились олимпиады и конкурсы, издавались словари и новые учебники, проходили мероприятия по повышению статуса русского языка за рубежом. Как оказалось, на бумаге.
- Я открываю список мероприятий Федеральной целевой программы "Русский язык" на 2002-2005 годы, - говорит глава Гильдии лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам Михаил Горбаневский. - Часть первая - научно-исследовательские работы. Раздел первый - "Русский язык как государственный язык РФ, государственная политика в области языка". Пункт первый - финансирование: разработка норм, графическая кодификация русского языка, совершенствование правил русской орфографии, орфоэпии и пунктуации. Источник финансирования - федеральный бюджет. Ожидаемые результаты - подготовка новых правил русской орфографии, орфоэпии, пунктуации, рекомендации по грамматической идентификации русского языка. Все прекрасно, за исключением графы "объем финансирования - 2002-2005 гг." - всего 100 тысяч рублей. Это, по-моему, объем одного отпускного жалованья депутата Госдумы и члена Совета Федерации. Если мы и дальше будем так относиться к русскому языку, так же финансировать, то никакие законы нам не помогут.
Как сообщили в управлении программ развития в сфере образования Федерального агентства по образованию, сейчас готовится проект программы "Русский язык" на 2006-2010 годы. Особое внимание в этой программе уделяется развитию новых технологий в преподавании, созданию новых поколений учебников, а также проектам, связанным с сохранением русского языка в русскоговорящей диаспоре, с языковой адаптацией мигрантов. На реализацию всей программы предполагается ежегодное выделение федеральных средств в размере пятисот миллионов рублей, но пока эти цифры не утверждены окончательно.
КОММЕНТАРИЙ СЕНАТОРА
Виктор Шудегов,председатель Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии
Международное законодательство гарантирует гражданам любой, пусть даже малочисленной нации получать право на образование на своЈм языке. Именно это международное законодательство сегодня нарушается в балтийских республиках, в Грузии и еще в других наших бывших союзных республиках. И, конечно же, я думаю, надо настойчиво и планомерно требовать исполнения международного законодательства. Мы были в Грузии, и нам говорят, что нет книг на русском языке, спрашивают, можем ли мы ими обеспечить. Конечно,можем! Через бюджет и через всевозможные организации поддержки русскоязычного населения за рубежом.
http://www.pnp.ru/archive/17780136.html