Батюшка, из какой Вы семьи? Верующие люди были родители?
В Бога веровали, Бога признавали. Даже, когда был вопрос о моем вступлении в октябрята и далее - у нас в семье были против этого. И я не был ни октябренком, ни пионером.
А фамилия Ваша откуда?
Тэор - фамилия эстонского происхождения.
Какими дорогами, отец Олег, пришли к Богу?
Уже со школьной скамьи прислуживал в деревенском храме св. Николая на Псковщине, а потом церковь закрыли. У меня не было данных для пения, слуха не было. В то время петь в церкви требовалось по нотам, священник должен был уметь красиво петь и иметь слух. Поэтому я не готовился быть священником. Но при Хрущеве увидел, что храмы закрываются, и лишь бы какой священник служил, даже бесслухий. Тогда многие люди уже вымерли, которые стояли за строгое пение. И чтоб лишний замок не был бы на храме, я решил посвятить себя служению в Церкви и быть священником. И мне сказали, что я могу быть священником. Был бы открытый приход, хоть для нескольких человек, чтобы удовлетворить их духовные нужды.
И где Вы начинали служить?
Я начинал в Троицком Соборе и в Дновском районе, село Белая. Там пятипрестольный храм Рождества Богородицы. Его должны были закрыть, но с Божией помощью, и я старался, храм стал действующим, каждый престол - на своем месте. Храм был холодный, мы восемь печей сделали.
Батюшка, многие наблюдали в телевизионных репортажах, в начале 90-х годов историю с храмом Александра Невского (1907-1908гг.). Это была трудная история, с этапами Вашего стояния и прихожан за храм. Вы служили возле него, а там тогда был аптечный военный склад. А еще раньше там был военный клуб, молодежь танцевала, знакомились, веселились. В церкви.
Я видел, что такой храм Пскову очень нужен, большой храм, удобный для современного Богослужения. Когда народу много, служителям трудно выполнять в храме необходимые обрядовые действия, особенно, когда служит Владыка. Когда стали отвоевывать его, я увидел, что такого храма в Пскове удобного нет, как этот. Храм св. благоверного князя Александра Невского после Троицкого Собора - самый большой в Пскове. Это был храм Омского полка.
А как складывались Ваши отношения с армией? Вы же и в Чечню летали с нашими десантниками.
И не один раз, да и в Сербию летал. Я поначалу не думал о связи с армией, но у меня было много знакомых военных, ко мне обращались с горем или с чем-то еще, я им отвечал. По армейским вопросам обращались, и когда мы открывали храм - военные нам его не отдавали. А мы им говорили, что это здание наши предки строили не для аптечного склада, а для того, чтобы молиться.
Теперь Вы дружите с военными?
Да, дружим. И тогда приехали с Верховного Совета люди и стали предлагать сделать воинский храм, чтобы ходили в храм военнослужащие, чтобы была помощь какая - то духовная. Даже некоторые батюшки в Москве, которые окормляли военных, говорили: Надо же, во Пскове воинский храм есть! Тогда в России не было таких действующих храмов. Официально мы начали служить в 1992 году, а зарегистрировали нас в 1991- м, но уже на улице служили намного раньше.
Чем же вы помогаете нашим солдатам?
А всем, чем можем. И гуманитарной помощью, духовной литературой.
А зачем в Чечню летаете, отец Олег?
А чтобы их поддержать и служить. Солдаты рады, они нуждаются в этом. Нуждаются в моем посещении, что мы ради них приезжаем. Посылали бумагу, чуть ли не тонну, конверты. Собирали ручки, мыло, зубную пасту, сладости.
Помогает вам армия сейчас?
Больше мы им помогаем. Вот нам передали дома в военном городке, памятники архитектуры, разваливающиеся казармы Омского полка, а мы хотим, чтобы они жили. И я пригласил военнослужащих помочь нам мусор убрать, мы будем потом ремонтировать, начнем первый этап восстановления.
У вас при церкви еще есть музей, церковный архив, библиотека.
У нас и сайт свой, есть электронная почта.
Есть компьютерщики, батюшка?
Постоянных нет. У храма нет столько денег, но помогают нам те, кто хочет этим заниматься, и опыта сами набираются, работая с компьютером. Для храма.
Что Вы думаете, отец Олег, о современной жизни, что характерно для нее сейчас?
В разное время бывают по - разному. После революции тоже голые ходили, физкультурницы. И были люди, которые на это внимания не обращали, в церковь ходили, людей много в церкви было. И в концлагеря верующие шли с пением.
А с каким грехом ныне Вы особенно часто сталкиваетесь в исповедях?
Пьянство и разрушение семьи, измена, непостоянство.
Есть ли надежда выкарабкаться?
Надо, чтобы глаза открылись, очи духовные, надо жить по - православному. И сейчас такие люди есть, только нужна на это решительность. Случилось - упал. Встал. Поисповедовался, пошел дальше. Не падать духом. Просить у Бога помощи. Человек сам ничего не может, и он должен это понять. С Божией же помощью все сделает.
Чтобы Вы хотели пожелать, сказать людям, батюшка?
Я желаю, чтобы у людей открылись духовные очи.
А как?
Когда грехи бросят, будут жить по Божиим заповедям. И это сделать очень просто и доступно в лоне Православной Церкви.
Как грехи - то бросить? Мы и не замечаем, что грешим, с чего начать?
А надо посмотреть на себя.
Как посмотреть на себя?
Сличить с заповедями Божиими свою жизнь: в чем она сходна, в чем не сходна. И в чем не сходна - покаяться. И когда этот процесс начнется по - православному, так и дальше пойдет, а если не по - православному, то человек уйдет в сторону, в крайности, уйдет в прелести или в самообольщение, потому что он будет ослеплен. Надо открыть глаза. Здесь в Церкви - здесь иерархия, у нас есть система. Как у ангелов, есть своя иерархия, порядок, так и в Православной Церкви есть порядок. Есть порядок в муравейнике, у пчел есть порядок, и в Православной Церкви единый порядок, который сложился за два тысячелетия.
Колокола в храме св. благоверного князя Александра Невского - подарок Президента РФ Б.Ельцина. И дар Святейшего Патриарха Алексия II. (1996 г) - малый иконостас с иконами житийного цикла св. Александра Невского мастеров Палеха.
Информационная служба Псковской епархии.
http://informpskov.ru/church/21251.html