В водовороте русских смут

К 400-летию памяти Бориса Годунова

Царь Борис Годунов (1552-1605)
Царь Борис Годунов (1552-1605)
История логична и последовательна отнюдь не как наука, уложенная в учебниках с программным обеспечением той или иной эпохи. Собственное отчетливое постоянство закономерных событий, проступающих сквозь частные воззрения бытописателей, отражает ясный исторический закон причины и следствия. Проще скажем: если дерево подрубить, то оно упадет.

Смутные времена для России не редкость. Лишь только обозначилась государственность с ее администрацией, судебной, законодательной и исполнительной властью - обозначились и централизованные финансовые потоки с властными полномочиями, ведущие к системной олигархической власти. В этой незамысловатой политической графике на протяжении столетий нашей истории незыблемо и ярко определялся мистический нюанс Русской государственности - Царь, Помазанник Божий, несущий прямую ответственность пред Богом не только за лично содеянное, но и за каждого из своих подданных. Здесь можно долго говорить об отсталом аграрно-земледельческом укладе, но, вне цинизма, Российскую самобытность и державность с могуществом империи и тысячелетней цивилизации взростили, как смогли, сохранили и приумножили русские самодержцы. Кто поспорит с этим? Ибо вера и личная ответственность пред Богом в полноте раскрывают идею единства и величия Отечества. Можно лишь добавить, что подобная идея чужда меркантильным интересам да чувственным потокам из недр демонологии и человеческой психологии, будь то кружевная каббала рейхсвера, харизма красного баромета плюс электрификация всей страны или демократия с глобализированной диалектикой волчьей любви к ближним.

Первым из русских царей, четко ощутившим бремя централизованной власти, был Иван Грозный. Его опричнина выступила альтернативой беспределу боярской околопрестольной клики, что заключалось, в первую очередь, в разворовывании боярами царской казны. С детских лет, лишившись отца, молодой царь рос в нищете и целиком на попечении бояр. По восшествии на престол Иван Васильевич вдруг понял, что все его государственные планы суть ничего не стоят по сравнению с бытовыми разверстками царедворцев. Исторический факт: царь Иван со всем двором удалился из Москвы в Александров и затворился. Только по прошествии некоторого времени удивленные и напуганные народным волнением бояре получили от царя известие о том, что на престол он вступит лишь на своих условиях. Так появилась опричнина - орган исполнительной власти и прообраз комитета государственной безопасности. Таким образом, вся внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного опиралась на царскую власть, веру народа и приводилась в действие через опричнину.

К этому прибавим, что появление первых политических партий, точнее боярских кружков, ожесточенно борющихся за сферы влияния у престола, приходятся на недолгое детство Ивана Грозного. Оболенские, Шуйские, Бельские, снова Шуйские - каждая из этих смен сопровождалась шумом и насилием, среди которых населению, лишенному в то время доверительных телевизионных бесед и прокламаций, как пишет Ключевский, "ясно стало отсутствие всяких общественных интересов в боярстве". И там же: "Заботились они лишь о корысти своей и о родственниках, а не о земском, не о государственном".

Но наиболее ярко, с отчетливой позиционностью всех слоев русского общества, смута, заквашенная в Москве и выпеченная в польской печке, обрушилась на Русь в период царствования Бориса Годунова (род. 1552-ум. 1605).

До второй половины XVI столетия Годуновы не встречаются на высших ступенях служилого общества, о них нет помину в боярских смутах, в политической борьбе государя с боярством. Впервые они становятся заметны в опричнине. Это бывшие вяземские помещики, род, шедший от татарского князька Мурзы - Чета. Самый даровитый и умный из этого рода, Борис Федорович поднимается при Иване Грозном и женится на дочери царского любимца Малюты Скуратова, упрочнив свое положение женитьбой родной сестры и царского сына. Именно Борису Иван Грозный перед смертью завещает попечительство над будущим царем Федором, еще при царствовании которого в руках Годунова сосредотачивается практически вся власть. Причем большинство историков сходится в единодушном мнении относительно благих перемен в то время: ощущается некая экономическая стабильность внутри страны, и хоть шаткий, но все же мир у внешних границ, проводятся административные и аграрные реформы, принимается патриаршество. Из найденных мною источников только Татищев да Пушкин утвердительно говорят об убийстве Годуновым царевича Дмитрия, притом, что проведенное современниками расследование заявило о приступе падучей болезни последнего, и патриарх Иов засвидетельствовал сие. Упоминаемый нами историк Ключевский возводит это происшествие к разряду слухов о царе Борисе, коих еще при жизни неудачливого основателя новой династии было немало. И неудивительно. Его появление на политической авансцене и дальнейшее правление развеяли надежды боярской клики на возвращение утерянной при Грозном власти московского капитала. И весь черный пи-ар тех времен, щедро и умело расползающийся по городским переулкам и сельским весям, был лишь продуктом боярских политтехнологий, опосредованным вне рамок современных глобальных СМИ. Царь Борис был мягок и тактично оглядывался на несовершенство своего царского рода в вопросах подавления продажной оппозиции, он делал ставку на собственное политическое лукавство в водовороте дворцовых интриг. Результат нам известен - на российском престоле воссел польский ставленник и русский авантюрист Гришка Отрепьев, отдавший страну на разграбление полякам и московским олигархам, а возможность сохранения государства Российского, была чрезвычайно мала. Исторический факт.

Исторический же закон, вспоминаемый нами выше, беспристрастен в вопросах научно-технического прогресса и подсчета череды веков как узаконенного прошлого. Исторический опыт - картинка очередного фрагмента нашей "эволюции"?

http://www.pravaya.ru/govern/391/3408
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Петр Пивкин:
Все статьи автора
Последние комментарии
О коронавирусном противостоянии Церкви и власти
Новый комментарий от Иерей Геннадий Метелкин
31.03.2019
Долготерпение Божие истощилось...
Новый комментарий от Andrey
31.03.2019
Погасший маяк
Новый комментарий от Русский Сталинист
31.03.2019
«Надеюсь, вы понимаете, как трудно мне сегодня сказать это»
Новый комментарий от Русский Сталинист
31.03.2019
Военный парад без зрителей?
Новый комментарий от Русский Сталинист
31.03.2019
Фронтовик Юрий Бондарев не дожил до 75-летия Великой Победы
Новый комментарий от Русский Сталинист
31.03.2019
Церковь и Патриарха принуждают закрыть храмы
Новый комментарий от Коротков А. В.
31.03.2019