В отличие от захвата заложников в Беслане, гибели подлодки "Курск" или взрыва домов в Москве в 1999 г., на энергетический кризис в Москве власти отреагировали молниеносно. Уже во второй половине дня в среду Владимир Путин публично заклеймил менеджмент РАО "ЕЭС". Затем государственная машина заработала в указанном ей направлении. В тот же день прокуратура уже завела в отношении руководителей РАО уголовное дело и вызвала Анатолия Чубайса на допрос. А в четверг партия "Родина", действуя в духе времени, проанонсировала молодежную акцию под лозунгом "В отставку безграмотное руководство РАО "ЕЭС"". "В ближайшее время необходимо найти человека, который станет нести ответственность за этот кризис, - сказал RBC daily специалист отдела портфельных инвестиций "Эконацбанка" Юрий Рылов. - Достаточно вероятно, что будет поставлен вопрос об Анатолии Чубайсе и том кресле, которое он занимает". Даже не самые проницательные наблюдатели отметили, что угодившая под огонь властей РАО "ЕЭС" остается (во всяком случае пока) единственной крупной госкомпанией, глава которой не принадлежит к "ближнему кругу" президентского окружения.
Впрочем, рассуждать о политической подоплеке энергетического коллапса и искать связи с недавним покушением на Анатолия Чубайса можно долго. Как бы то ни было, устраивая показательную порку менеджеров РАО, власть как будто не замечает фундаментальной проблемы, которая может вызвать подобные кризисы в самых разных отраслях российской экономики. "Я считаю, что это упрощенный взгляд на вещи. Причина произошедшего очевидна - она заключается в хроническом недоинвестровании, наблюдавшемся в отрасли на протяжении многих лет, - сказала RBC daily аналитик рейтингового агентства Standard & Poor's Елена Ананькина. - Отчасти это происходило из-за того, что власти никак не могли окончательно определить структуру отрасли, оставалась незавершенной реформа РАО. Реформа была направлена на привлечение инвестиций, но неопределенность вокруг нее лишь отпугивала инвесторов". Действительно, за последние годы желание властей либо отказаться от реформ естественных монополий, либо максимально отдалить их стало общим местом.
Причины этого желания тоже давно стали "секретом полишинеля": государство никак не может смириться с мыслью, что может утратить контроль над инфраструктурой. При этом все вопросы, связанные с естественными монополиями, становятся политическими. Играя ими, власть то и дело апеллирует либо к национальной безопасности, либо к благополучию граждан. Результат этого все желающие имели удовольствие наблюдать в Москве и прилегающих регионах в среду. "Если по политическим мотивам тарифы на электроэнергию держатся на низком уровне, то за счет чего компания будет экономить? Конечно, за счет капитальных вложений, - отмечает Елена Ананькина. - Между тем энергопотребление в Москве растет год от года. За надежное энергоснабжение все равно будет платить народ - либо через высокие тарифы, либо через высокие налоги. Для инфраструктурных отраслей непрозрачность регулирования особенно чувствительна и в конечном счете приводит к недоинвестированию. Ведь другие отрасли могут сами зарабатывать деньги, а инфраструктурные монополии ограничены регулируемыми тарифами".
Впрочем, электроэнергетика и другие инфраструктурные отрасли отнюдь не единственные, кто страдает от острой инвестиционной недостаточности. Пытаясь объяснить причины спада экономического роста в начале этого года, эксперты указывали на снижение инвестиций в основной капитал в большинстве отраслей, даже в нефтяной. "Не секрет, что для улучшения финансовых показателей компании, ее капитализации зачастую экономят на техническом продвижении отрасли, не вкладывают деньги в реконструкцию. В результате на многих участках работает оборудование, выпущенное еще в 60-х годах, - говорит Юрий Рылов. - Это касается и крупных государственных компаний, и тех, что находятся в частных руках. Основная их деятельность направлена на то, чтобы показать хороший финансовый результат. При этом долгосрочные планы развития отсутствуют, господствуют краткосрочные цели".
Почему же взгляды руководителей крупнейших компаний такие краткосрочные? По мнению Юрия Рылова, у этой проблемы есть политические причины. "Менеджментом в крупных госкомпаниях занимаются политические назначенцы. И у них нет долгосрочных целей развития отрасли, - отмечает он. - Их цель - показать эффективность сейчас, на несколько лет, пока им на смену не придет кто-то другой. А что будет через несколько лет, никого не волнует". Что, если краткосрочность целей и политики и есть та самая болезнь, от которой страдают и государственные, и частные компании, да и сама власть? Все мы видим, как ради решения явно краткосрочных задач власть бесконечно "затачивает" и "перезатачивает" налоговое и избирательное законодательство. Происходит постоянная подмена понятий, мутация правил игры. Вместо того чтобы заниматься прямыми обязанностями - инвестировать и зарабатывать, бизнес почему-то должен отдавать львиную долю доходов в бюджеты, стабфонды, решать социальные задачи. Вместо того чтобы заниматься своими прямыми обязанностями - заботиться о социальной политике и создавать "правила игры", государство активно занимается бизнесом, неуклюже пытается инвестировать и зарабатывать.
В результате вся система государства и экономики становится аморфной, а правила - понятными лишь тем, кто их пишет. Плюс к тому, высшие руководители всерьез пугают страну террористической угрозой, "оранжевыми революциями" и внешними врагами. В итоге все мы живем сегодняшним днем, лихорадочно пытаемся "надышаться напоследок". Это проявляется во всем: рядовые граждане тратят все деньги на потребление и ничего не копят, люди побогаче предпочитают купить недвижимость за рубежом или открывают счет в иностранном банке, компании выводят капитал в оффшоры и старательно "путают следы". У властей есть свои методы борьбы с этими симптомами инстинкта самосохранения: отмена сроков давности по налоговым преступлениям, басманные и мещанские суды. Как показывает опыт, ни один из этих рычагов не спасает ни от аварий на подстанциях, ни от протестов пенсионеров.
Отдел политики
26.05.2005
http://www.rbcdaily.ru/forecast/index.shtml?2005/05/26/202337