На первом этапе происходит становление РДК. Главной особенностью данного периода явилось активное участие в этом процессе командования Черноморского флота Российской Федерации (ЧР РФ), поскольку на тот момент ЧФ РФ явился единственной организующей силой, способной сплотить российских соотечественников вокруг идеи единения с Россией. Это проявилось в: а) предоставление общинам флотской инфраструктуры; б) занятии руководящих постов во многих организациях бывшими офицерами, служащими ЧФ РФ; в) соотнесении требований российских общин с проблемами флота и т.д.
В начале 1990-х годов русское и российское движение было крайне разобщено и атомизировано. На первом этапе РДК охватило приморскую часть полуострова, что во многом было обусловлено консолидирующей ролью структур ЧФ РФ. Социальную основу движения составили военнослужащие и ветераны ЧФ РФ, интеллигенция, преподаватели школ, вузов, ИТР, служащие, студенты, рабочие. Существовали местные российские общины в городах и районах Крыма - Феодосии, Евпатории, Керчи, Севастополе, других городах. Главное установочное требование движения - референдум о статусе Крыма - на первом этапе реализовать не удалось. Верховный Совет АРК занял "прагматичную", (на наш взгляд, антинациональную) позицию, приняв 6 мая 1992 г. Конституцию АРК, где определялся "украинский" статус республики. В период выборов президента АРК в 1994 г. эти организации входят коллективными членами в партию Юрия Мешкова, кандидата в президенты Крыма от блока "Россия", ядро которого составляла партия РПК/РДК (Республиканская партия Крыма/Республиканское движение Крыма). 17 крупнейших русских организаций становятся филиалами партии на местах. Избранный в январе 1994 г. от российского движения, возглавленного созданной в 1993 г. Республиканской партией Крыма (РПК), Ю. Мешков вследствие противодействия ВС АРК также не сумел реализовать "российскую интеграционную программу". Сказалось отсутствие продуманного механизма реализации предвыборной программы и поддержки из Москвы. После победы кандидата Мешкова 30 января 1994 г. и кандидатов от блока "Россия" на последующих выборах в ВС АРК российское движение приобрело оформленный характер, получив "своего" президента, который в своих действиях опирался на конституцию Автономной республики Крым от 6 мая 1992 г. Ю. Мешков активно поддержал идею интегрального сотрудничества с Россией, учредив представительства республики в крупнейших городах Российской Федерации, пригласил ведущих российских специалистов войти в правительство АРК (правительство Е. Сабурова, экономиста из Москвы). Однако усиление интеграционных связей АРК с Российской Федерацией вызвало серьезную обеспокоенность у официального Киева. С помощью различных политических комбинаций украинским властям удалось вызвать противостояние между президентом и Верховным Советом АРК, а, по сути, в руководстве российского движения Крыма. Эта борьба была персонифицирована противодействиями между двумя лидерами - президентом Юрием Мешковым и председателем ВС АРК Сергеем Цековым. В ходе противостояния в сентябре 1994 г. ВС АРК урезал полномочия президента Крыма, что в итоге предопределило ликвидация института президентства в АРК. Данное решение было инициировано киевскими властями и шло в разрез с конституцией АРК 1992 г. Успешность действий украинского руководства можно объяснить пассивностью России в данном вопросе. Вслед за этими событиями происходит раскол в самой РПК/РДК. 14 из 17 отделений подали заявление о выходе из партии. Из трех оставшихся была создана Русская община Крыма во главе с В. Тереховым и С. Цековым, в которую вошли в основном противники Ю. Мешкова.
На втором этапе движение находилось в состоянии организационного кризиса. 14 из 17 организаций соотечественников, вошедших в РПК, вышли из партии. Из 3 оставшихся была образована Русская община Крыма (В. Терехов), образовавшая с остатками РПК Консультативный Совет. В сентябре 1996 г. РПК и РОК поразил очередной кризис, приведший к образованию на базе общины г. Симферополя российской общины Крыма "Отечество" (Б. Зажигаев), впоследствии являвшейся вплоть до августа 2000 г. крупнейшей организацией соотечественников, в которую вошла большая часть бывших филиалов РПК/РДК. На втором этапе сложно говорить о существовании общих политических ориентиров. В РДК образовалось два полюса: российский и русский. Первые - сторонники курса Ю. Мешкова, вторые - антипрезидентского курса ВС АРК. Отсюда соответственно - российские и русский общины.
Третий этап начался со значительного успеха новых интеграционных процессов в среде РДК. Представители государственно-патриотического спектра российской политической элиты Д. Рогозин, С. Бабурин, Ю. Лужков и др. оказали существенную поддержку делу консолидации пророссийских сил в Крыму, подготовив тем самым проведение 29 марта 1997 г. Первого съезда русских и российских общин Крыма (РиРОК). Ему предшествовала конференция руководителей русских и российских организаций Крыма 27 апреля 1996 г. в г. Симферополе, на которой был принят ряд постановлений о необходимости скоординированных действий, об основных направлениях и принципах совместной деятельности, о создании консультативного совета, о представительстве в госструктурах и общественных организациях Украины и России. Тем самым была создана почва для Первого съезда. 29 марта 1997 г. был проведЈн I съезд русских и российских общин Крыма. На съезде РиРОК присутствовало 142 делегата от 19 организаций, представители Госдумы РФ С. Бабурин, Н. Лысенко, Д. Рогозин, сотрудники Генконсульства РФ А. Сухоруков, сотрудники Института диаспоры и интеграции (г. Москва). На съезде был создан единый координационный орган - Совет российских и русских общин Крыма (Совет РиРОК) во главе с Р. Телятниковой (лидер российской общины г. Севастополя). Совет должен был стать главным представительским институтом во взаимоотношениях России с крымскими соотечественниками. Большое значение имели выступления российских представителей. В частности, Д. Рогозин предложил подать запрос о статусе Севастополя в Конституционный суд РФ, а пока включить город отдельной строкой в российский бюджет (газета "Российская община Севастополя", 1997 г., апрель). Приветствия делегатам отправили В. Жириновский и генконсул России на Украине В. Немцов.
В состав Совета вошли руководители соответствующих организаций. Д. Рогозиным была сформулирована главная задача движения - создание единого избирательного блока, который возьмЈт власть в Крыму и Севастополе. Россия должна оказать соответствующее жЈсткое давление на Киев и не подписывать без учЈта мнения крымчан широкомасштабного договора о Крыме и Севастополе. Третий период следует рассматривать в рамках деятельности Совета РиРОК: работа делегаций Совета в Государственной Думе и Совете Федерации РФ, Правительстве Москвы. На этом этапе, несмотря на подписание 31 мая 1997 г., а затем и ратификацию Государственной Думой РФ в декабре 1998 г. "Соглашения о дружбе и сотрудничестве между РФ и Украиной", в РДК не произошло масштабного идейно-политического размежевания. Главным политическим ориентиром стало вхождение Украины в состав Союзного государства России и Белоруссии.
В августе 2000 г. достаточно эффективная работа РиРОК была прервана вследствие очередного раскола. Глава Совета Б. Зажигаев, несогласный с произведЈнной в Совете ротацией (избран новый глава Совета А. Черноморов), создал параллельную одноимЈнную структуру. Большинство общин заявило о выходе из РОК "Отечество" и вошли в состав Русского Движения Крыма, созданного А. Черноморовым на база Совета РиРОК. Русское движение Крыма начинает действовать уже в русле общеукраинского движения русских, представленного Русским движением Украины (РДУ) во главе с Александром. Свистуновым, придерживаясь "союзного" политического ориентира. По сути дела произошла трансформация Российского движения Крыма в Русское движения Крыма, смещение акцентов с опоры на потенциал российских соотечественников в Крыму на использование ресурсов русской нации в масштабах Украины.
Веховым событием для Русского движения Крыма (как и русского движения Украины) стала кампания по выборам президента Украины. Участие русских организаций в избирательной кампании В. Януковича и, впоследствии, противодействие новой "оранжевой" власти, которое сегодня набирает обороты, тема отдельного рассмотрения. Пока же отметим, что русское движение способно стать одним из центров противостояния русофобской и атлантической "оранжевой революции". Насколько эффективной будет эта борьба, во многом зависит от той линии, которую займет российское руководство в отношении своих соотечественников и официального Киева. На сегодняшний же день способность Кремля к самостоятельной политике на Украине вызывают сильнейшие сомнения. Что вовсе не означает, что русское дело на Украине проиграно. Не только русские граждане АРК и Украины, но и значительная часть собственно украинцев (значительная часть которых - русскоязычны) составляют мощнейший ресурс противодействия атлантическому курсу "оранжевых".
Подведя итоги, отметим, что Российское движение Крыма эволюционировало в идейно-политическом плане от "сепаратистских" [1] настроений (отделения от Украины) до осознания новых конкретно-исторических реалий с опорой на общеукраинское движение русских, основной целью которого стало союзное государство. Насколько оправданна эта эволюция? Думается, делать однозначный вывод пока еще рано. Однако смеем предположить, что в условиях неприкрытой экспансии галичан-русофобов не исключена и, скорее, предопределена обратная эволюция. Можно было вести речь о союзном государстве России, Украины и Белоруссии при президенте В. Януковиче. При президенте В. Ющенко эта идея оказалась похоронена. Следовательно, будет актуализирована иная стратегия Российского движения Крыма.
В значительной мере на выбор этой стратегии повлияет также все более усиливающийся, особенно после фактической победы В. Ющенко на президентских выборах, крымскотатарский фактор. Более того: фактор этот настолько значим, что может потенциально привести к изменению границ современной Восточной Европы.
[1] Мы намеренно взяли это слово в кавычки, поскольку присоединение Крыма к Украине является антиправовым актом. Оно стало возможным лишь при условии прямого предательства российским руководством и лично президентом Б. Ельциным национальных интересов России. Мы убеждены, что когда-нибудь, пусть не при нынешнем президенте, следование национальным интересам страны вновь станет приоритетом внутренней и внешней политики, что станет неприятным сюрпризом для лидеров искусственно образованных государств, временно прирастивших свои территории за счет России.
16.05.2005
http://www.novopol.ru/material2388.html