НАКИПЕЛО!
Причиной выезда рабочей группы думских оборонщиков в войска стало письмо офицеров 344-го Центра боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации, поступившее в Госдуму на имя депутата генерал-майора авиации Николая Безбородова. В прошлом командира вертолетного полка и начальника военного Курганского авиационного училища.
В письме авиаторы информировали своего бывшего коллегу об итогах прошедшего в части собрания офицеров с повесткой дня "Морально-психологическое состояние личного состава, сформировавшиеся вследствие практической реализации Федерального закона # 122 от 22 августа 2004 года".
Напомним, что сей законодательный акт более известен как закон о монетизации льгот. Но, как следует из документа (поскольку письмо подписано председателем собрания офицеров генерал-майором Игнатовым и секретарем собрания полковником Михайловским, мы вправе называть его документом. - В.С.), речь на собрании явно вышла за пределы обсуждения вышеназванного закона. Цитируем по письму: "Основное содержание выступлений и общее мнения участников собрания сводится к следующему: реформирование Армейской авиации свелось к ее численному сокращению и непродуманным структурным изменениям, которые не дали ничего положительного в повышении боевой готовности и эффективности боевой повседневной учебы строевых частей. Если в 1990 году общий налет частей центра составлял 16 695 часов, в том числе на боевое применения 7367 часов, было подготовлено летчиков (штурманов) 1 класса - 17; 2 класса - 14; 3 класса - 21, то в 2004 году общий налет составил 3 тыс. 833 часа, в том числе на боевое применение 2 тыс. 865 часов. Подготовлено летчиков 1 класса - 4; 2 класса - 9; 3 класса - 10.
Оснащение Армейской авиации новыми типами боевой техники и вооружений осуществляется такими темпами, что через два-три года нам просто не на чем будет летать. Отсутствие достаточного количества запасных частей и агрегатов, мизерные лимиты авиационного топлива и других горюче-смазочных материалов позволяют поддерживать только минимальный уровень натренированности летного состава, о плановой подготовке высококлассных специалистов мы давно забыли. Если 15 лет назад выпускник училища в течение года проходил программу подготовки до третьего класса, имея налет 300 часов, сегодня для получения первоначальной классной квалификации при среднем годовом налете 35 часов ему потребуется 5,5 года. Отсутствие перспектив профессионального роста является одной из причин досрочного увольнения молодых летчиков".
Много говорилось на собрании и о социальной стороне армейской службы. В частности, отмечалась и роль пресловутого 122-го закона. По мнению военных вертолетчиков, "лишение военнослужащих и членов их семей последних социальных льгот, не подкрепленное значительным повышением (минимум в три-четыре раза) их денежного довольствия, создало критическую социальную напряженность, способствует оттоку из армии наиболее квалифицированных кадров".
Как подчеркивалось на собрании, сегодня реально сформировался разрыв в преемственности между старшими и младшими возрастными группами военнослужащих. Например, из того же 344-го Центра только в 2004 году досрочно уволились 35 офицеров, в том числе летчиков - 13, бортовых техников - 3, инженеров-техников наземных служб - 19. Некомплект офицеров на момент проведения собрания (февраль 2005 года) составлял 192 человека, прапорщиков - 62, военнослужащих, проходящих службу по контракту и призыву, - 20 человек.
ПЕЧАЛЬНАЯ БУХГАЛТЕРИЯ
Особо возмущают вертолетчиков декларативные заявления высших государственных чиновников, что за последнее время значительно улучшилось материальное положение и повысился жизненный уровень военнослужащих и членов их семей. По словам выступавших, данные заявления "не имеют ничего общего с реальной жизнью". Например, в январе 2005 года по сравнению с декабрем 2004 года денежное содержание военнослужащего в звании "подполковник" и выслугой 20 календарных лет возросло на 540 рублей, но из этой "прибавки" 300 рублей он вынужден потратить на приобретение месячного проездного билета. С повышением тарифов по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг его расходы увеличились еще на 850 рублей. В итоге только эти два платежа не просто "съели" прибавку к его денежному содержанию, но и заставили дополнительно изъять из семейного бюджета 610 рублей. У более молодых офицеров, прапорщиков, военнослужащих-контрактников материальное положение ухудшилось еще сильней.
Как следствие, сложилась ситуация, когда у ворот воинской части в конце недели образуется "биржа труда", на которой представители коммерческих и государственных предприятий вербуют "батраков" на выходные дни. "При условии, что оплата производится сразу и не ниже 500 рублей, то в желающих подработать недостатка нет", - отмечали выступающие.
Российская армия стала единственной в мире, подчеркивалось в письме, где военнослужащие для защиты своих законных прав вынуждены судиться с собственным Министерством обороны. В 2004 году суды различных инстанций рассмотрели 166 заявлений военнослужащих центра по различным вопросам. В 150 случаях судебные решения были в их пользу.
Особо остро в части стоит жилищная проблема. Сегодня в центре 205 бесквартирных семей и 54 семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Среди них значительный процент тех, кто должен обеспечиваться жильем не только в первую очередь, но и вне очереди: 49 участников боевых действий на Северном Кавказе, 14 - выполнявших интернациональный долг в Республике Афганистан, два участника ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС. По словам вертолетчиков, выплачиваемая денежная компенсация за поднаем жилья не покрывает ее реальную стоимость даже в провинциальном Торжке.
Вывод собрания был весьма жестким: за последние 1,5-2 года высшими законодательными органами Российской Федерации внесены многочисленные поправки и изменения в федеральные законы, определяющие меры социальной защиты, гарантии и льготы, которые предоставлялись государством своим вооруженным защитникам. Практика показала, что высшая законодательная и исполнительная власти Российской Федерации проводят целенаправленную работу по развалу собственной армии. Этот нелестный, но объективный вывод мы делаем на основании реального положения дел в Армейской авиации. Офицеры не понимают, почему в процессе реформирования Вооруженных сил становится хуже, чем было. Зачем тогда реформа?
Офицеры просили генерала Безбородова довести сведения о сложившемся катастрофическом положении дел в 344-м Центре боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации до членов комитета Государственной Думы по обороне.
"ИНФОРМАЦИЯ ПОДТВЕРДИЛАСЬ"
Депутат Безбородов не только проинформировал коллег, но и по решению комитета организовал выезд рабочей группы в Торжок. Итог поездки можно свести к одной фразе: информация, изложенная в письме, подтвердилась.
Но если бы дело заключалось только в этом. Кроме вышеназванных проблем думские оборонщики выявили еще целый ряд.
В частности, по мнению комитета, на сегодняшний день отсутствует целевая программа оснащения армейской авиации вертолетной техникой нового поколения. Находящаяся на вооружении боевая техника в основном подвергается только модернизации, а на принятые на вооружение новые типы вертолетов, например Ка-50, на поддержание исправности существующих денежные средства не выделяются. Так же, как не выделяются средства и на дополнительную подготовку аэродромов к приему новой техники, в частности вертолета Ми-28Н. Последний, как известно, способен выполнять задачи и в ночное время, чего раньше не требовалось от вертолетчиков. А раз не требовалось, то соответственно не имели "ночного" оборудования и аэродромы, где базировались вертолетные части.
Не соответствует решаемым задачам учебно-материальная база армейской авиации. Прежде всего 344-го центра, как базового по подготовке и переучиванию вертолетчиков. Например, в центр не поступают процедурные и комплексные пилотажные тренажеры, в том числе и для модернизированной техники. В качестве тренажеров используется находящаяся в эксплуатации боевая техника.
Не в полном объеме проводится боевая подготовка летного состава. Укомплектованные лимиты ГСМ составляют лишь треть от потребности. В связи с этим летно-тактические учения, как правило, заменяются командно-штабными учениями и тренировками.
Подтвердилась информация и о низкой укомплектованности летным и инженерно-техническим составом центра и подчиненных частей, которая сегодня составляет всего лишь 80%. А общий некомплект подразделений обеспечения составляет 30 процентов. Это приводит к использованию не по назначению летного и технического состава, который вынуждены привлекать к охране аэродрома и служебных помещений.
Одной из причин сложившейся ситуации, по мнению парламентариев, является низкое денежное содержание военнослужащих. Увеличение с 1 марта 2005 года денежного содержания не решило проблему улучшения материального положения военнослужащих и членов их семей. При прожиточном уровне в г. Торжке 2361 руб. 30 коп. только на приобретение самого необходимого семья из трех человек ежемесячно должна иметь доход около 7000 руб. Однако денежное содержание прапорщика составляет - 5547 руб., лейтенанта - 6634 руб. 56 коп., капитана 7179 руб. 62 коп., подполковника - 8195 руб. 58 коп. При этом расходы на оплату жилья и жилищно-коммунальных услуг составляют около 2000-2500 руб.
При этом "родное" ведомство оказалось должно личному составу центра и подчиненных частей по состоянию на 1 апреля 2005 года почти 6 миллионов (!) рублей. В том числе почти 365 тысяч рублей за проезд в отпуск, более 210 тысяч за поднаем жилья, почти 1,7 миллиона рублей компенсации взамен вещевого имущества, около 700 тысяч за санаторно-курортное лечение к отпуску и более 2,5 миллиона рублей компенсации на санаторно-курортное лечение участникам боевых действий на Северном Кавказе. Плюс десятки тысяч рублей на выходные пособия женам военнослужащих, пособия семьям, имеющим детей, командировочные расходы... Но рассчитаться по долгам Минобороны не спешит. Например, на погашение задолженности, образовавшейся в связи с невыплатами денежной компенсации взамен вещевого имущества до 1 января 2005 года, финансовые средства сметой расходов на 2005 год не предусмотрены.
Как сообщил нам депутат Николай Безбородов, ситуация в 344-м центре и в Армейской авиации в целом будет взята под особый контроль думского комитета по обороне.
http://nvo.ng.ru/forces/2005-05-13/1_polety.html