В слушаниях принимали участие представители трех, как сказал депутат Москвин-Тарханов, "хорошо зарекомендовавших себя на территории Российской Федерации конфессий": православия, ислама и иудаизма. Представитель православной церкви отец Олег Стеняев на мероприятие опоздал, оправдавшись тем, что его по пути искушал дьявол. "Мое прибытие сюда не обошлось без искушения, - извинился он перед собравшимися. - Я думаю, это связано с обсуждаемой нами темой". Представитель лютеранской церкви до мероприятия так и не доехал. Цель собрания объяснил Михаил Москвин-Тарханов. "Группы, которые можно условно назвать общим словом "сатанисты", смыкаются с неофашистами и оккультными группами и могут быть социально опасными. Мы хотим знать масштабы этого явления", - сказал он. Некоторое представление о масштабах распространения сатанизма в Москве дала депутат Мосгордумы Людмила Стебенкова, которая занималась сбором информации от граждан. По ее данным, в российской столице около 30 мелких сект сатанинского толка, в которые вовлечено около 2 тыс. человек. При этом, по мнению депутата, особое внимание стоит уделить неким "готам" - секте, исповедующей культ смерти и самоубийства. "Эти люди собираются в самом центре Москвы, и мне непонятно, почему милиция относится к ним терпимо, - сказала г-жа Стебенкова. - Она не обращает внимания на сборища подростков, а потом все заканчивается человеческими жертвами".
Милиция, как выяснилось в дальнейшем, действительно не особенно интересуется данной проблемой. Приглашенный на мероприятие заместитель начальника управления по организации работы участковых инспекторов ГУ МВД Москвы Анатолий Андриенко прямо заявил, что, пока общество "не повернется духовно, никакие карательные меры не помогут". В ответ на просьбу собравшихся сообщить о масштабах явления г-н Андриенко рассказал случай из собственной жизни. "У меня был сотрудник, азербайджанец по национальности, - сказал он. - Прекрасный сотрудник. Он попал под влияние секты и начал всех мирить. В итоге все закончилось тем, что он продал свою квартиру, отправил семью в Азербайджан. Мы вынуждены были его уволить. Тогда я и убедился, что сатанизм является серьезной проблемой". Михаила Москвина-Тарханова данный пассаж удивил. "Я понимаю, что вы не смогли подготовить полноценный доклад, - посетовал он. - Но я надеюсь, что вы пришлете в Думу справку о масштабах явления".
Представителям "зарекомендовавших себя конфессий", в отличие от силовых органов, было что сказать. Раввин Александр Лапшин посетовал, что сатанисты используют еврейскую символику для привлечения в свои ряды новых адептов. Верховный муфтий азиатской части России Нафигулла Аширов назвал сатанизм "духовным терроризмом" и сообщил, что увлечение оккультными учениями и колдовством угрожает существованию России. "Мы должны пресечь распространение оккультизма через телевидение и средства массовой информации, потому что он создает среду для распространения сатанизма, - сказал муфтий. - Мы должны принять законы, хотя бы в Москве, ограничивающие эту вакханалию". По версии г-н Аширова, колдовство и оккультизм заманивают в свои сети больных людей, которые, обращаясь к шарлатанам, не получают должного лечения и умирают, что усугубляет демографическую ситуацию в стране. Отец Олег Стеняев рассказал собравшимся о том, каким образом сатанисты завлекают людей в свои сети. На поверку оказалось, что методы весьма примитивны. "Они [сатанисты] находят, например, молодую девушку и спрашивают ее: ты грешница? Она отвечает - да, как и все, тогда они говорят, что в рай ей не попасть, но есть возможность хорошо устроиться в аду, например, стать "кочегаром", - сообщил он собравшимся. - И люди поддаются на столь примитивные посулы". По мнению отца Олега, это происходит из-за того, что представители традиционных конфессий слишком мало рассказывают молодым людям о милосердии Бога. Он предложил всем служителям культа проявлять больше внимания к молодым людям, например, наведываться в гости к тем, кто попал в лапы сатанистов. "Мы стали слишком недоступны для молодежи, - пожаловался он коллегам по борьбе. - Нам надо стать к ней ближе".
Депутат Москвин-Тарханов в беседе с журналистами по окончании мероприятия заметил, что никаких новых законов для борьбы с сатанистами не требуется, потому как в Уголовном кодексе достаточно соответствующих статей, поэтому борьба сведется к практическим мероприятиям. "Мы создадим рабочую группу, разработаем план действий", - пообещал он. Стратегия борьбы, впрочем, как уверяет депутат, уже ясна: "наносить удары по лидерам и штаб-квартирам и протягивать руку помощи рядовым адептам". Отвечая на вопрос, какими средствами депутаты собираются бороться с сатанистами, г-н Москвин-Тарханов заявил, что в распоряжении думцев имеется возможность взаимодействия с представителями конфессий, право законодательной инициативы, возможность принимать законы на городском уровне, а также бюджет, из которого можно выделить средства на борьбу с дьяволом.
Отдел общества
http://www.rbcdaily.ru/news/society/index.shtml?2005/03/25/200745