Ремонт
Вчера пресс-служба столичного правительства сообщила, что храм Христа Спасителя, восстановленный шесть лет назад, нуждается в ремонте. Как выяснилось, основание храма, а именно стилобатная часть, выходящая на Волхонку, подтекает из-за нарушения гидроизоляции. Впрочем, проектировщики храма уже выдвинули свою версию протечки: за уникальным архитектурным сооружением просто неправильно ухаживают.В фонде храма Христа Спасителя, который занимается эксплуатацией здания, Ъ рассказали, что протекать оно стало уже через год после торжественного открытия. Свое долгое молчание директор фонда Сергей Семененко объяснил тем, что здание намокало не полностью, а лишь в основании: "Речь идет о нарушении гидроизоляции в стилобатной части храма, внутри которой находятся технические помещения. На общем состоянии храма эти локальные неполадки отразиться не должны". Впрочем, и подточенного зимней влагой основания было достаточно для того, чтобы состоянием храма заинтересовался мэр Юрий Лужков, распорядившийся не только срочно отремонтировать архитектурную гордость города, но и найти виновных в ее водопроницаемости.
Еще до начала правительственной проверки фонд храма поставил на вид проектировщикам из "Моспроекта" и генподрядчикам "Моспромстроя", что течь возникла в первую же зиму, а значит, для гидроизоляции были выбраны некачественные материалы и технологии. Гидроизоляцию отреставрированного здания Манежа тоже пришлось менять через год - и материалы нового поколения, использованные при замене гидросистемы, показывают как минимум трехлетнюю устойчивость. Проектировщики отвечают на это, что рынок гидроматериалов обновляется ежегодно и средства, которые сегодня признаны устаревшими, шесть лет назад были самыми передовыми. "Русская зима - это цикл 'вода-лед-вода',- объясняет Валерий Петров, ведущий специалист компании 'Инвестстрой', осуществлявшей технический заказ строительных работ.- Нужно было отслеживать образование луж на поверхности стилобата. Если лужу не обнаружить вовремя, превратившись в лед, она начинает распирать камень, потом лед растает, вода станет забираться в швы камня все глубже".
По мнению проектировщиков, проблема таким образом не в стройматериалах, а в плохой эксплуатации здания. Появившиеся лужи необходимо немедленно разгонять специальной техникой, к примеру, мини-трактором, или же реагентами, которые "размажут" влагу тонким слоем по поверхности стилобата, не допуская ее концентрации и образования льда. Вместо мини-тракторов службы по эксплуатации, по словам господина Петрова, использовали тяжелую технику - снегоуборочные машины с гигантской весовой нагрузкой. "На стилобате образовывались вмятины,- поясняет проектировщик.- Механизм повреждения гидроизоляции простой: представьте себе пирог с жидкой начинкой. Если на него нажать пальцем, начинка брызнет в разные стороны. Виноват палец, а не корочка пирога, которая не выдержала нагрузки".
Неверная эксплуатация здания, по прогнозам "Моспроекта", может привести и к другим разрушениям в храме - к примеру, пыль, скапливающаяся на облицовочном мраморе, куполах и колоколах, без своевременной обработки поверхностей способна приводить к образованию трещин, не говоря уже о том, что портит вид исторического памятника. "В 80-е к Олимпийским играм кресты и купола Кремля покрыли сусальным золотом, а через несколько лет их пришлось отсусаливать снова,- вспоминает Валерий Петров.- Дело в неправильной эксплуатации. Такая же ситуация может сложиться и с храмом. Никто не лазит вверх, храм моют только у основания. Никто не занят поиском современных материалов для зачищения, шлифовки, полировки поверхностей. Этим должны заниматься службы эксплуатации".
В фонде храма Христа Спасителя, получающем из городского бюджета ежегодно порядка 100 млн руб. на содержание храма, с претензиями проектировщиков не согласны. "Мы ежегодно проводим мониторинг состояния храма и устраняем мелкие неполадки,- рассказывает Сергей Семененко.- Бюджетные деньги идут, к слову, не только на косметический ремонт, но и на охрану здания, его текущую эксплуатацию. Но если какие-то элементы здания показывают нежизнеспособность, не нужно винить в этом нас. Странно, что генподрядчик считает чужие деньги и хочет самоустраниться от проблемы".
Впрочем, проектировщики поспешили обвинить в неправильном уходе за храмом и городские власти. Храм Христа Спасителя расположен на оживленной транспортной развязке, рядом четыре светофора, которые вызывают постоянные пробки, и скопление машин и автомобильных выхлопов не улучшают сохранность сооружения. "В здании и так маршируют толпы народа, так оно еще и подвергается внешнему воздействию - массированной атаке автомобилей. К примеру, в Милане движение транспорта вокруг Дуомо ограничено. Парковка платная, и машин почти нет,- объясняет Валерий Петров.- Если люди хотят сохранить красоту, на которую потрачен серьезный бюджет, так надо ее и охранять".
Выяснением причин сырости в здании по распоряжению мэра займется специальная комиссия под руководством зампреда городского стройкомплекса Александра Косована.
http://www.kommersant.ru/doc.html?DocID=556569&IssueId=23357