itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

"Я видел славянское гетто"

Выступление на II Всероссийских сборах военного духовенства

Новости Косово 
0
213
Время на чтение 5 минут
Говорят, что у войны нет лица, ее лицо залито кровью. За время пребывания в Косово мне приходилось бывать очевидцем множества ничем не оправданных беззаконий, которые творили бандиты, называвшие себя Освободительной армией Косово. В начале войны ими было разрушено около 90 храмов, а через два года количество разрушенных и оскверненных храмов достигло 130.

Происходящее с 1999 года на Сербской земле называют межэтническим конфликтом, образовавшимся на религиозной почве. Действительно, религиозная рознь, а точнее - псевдоисламистская истерия, играла не последнюю роль в нагнетании вражды между сербами и албанцами, хотя само по себе сосуществование двух религий в одном регионе не может быть фатальной причиной конфликта.

Для восстановления мира и поддержания порядка в сербский автономный край Косово был направлен российский военный контингент. Руководство ВДВ понимало, что воины в непростых условиях конфликта нуждаются не только в материальном обеспечении, но и в духовном окормлении и моральной поддержке, которую может дать только Церковь. Усилиями сектора ВДВ Синодального Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями в расположении российского миротворческого контингента был развернут полевой храм во имя Преподобного Илии Муромца Печерского. Там потребовался священник, который должен был жить при храме на постоянной основе и заниматься духовным просвещением воинов-десантников.

Итак, по благословению правящего архиерея и просьбе Председателя нашего Синодального Отдела, я был командирован в Косово. Первые дни по прилету оказались тяжелыми. Прежде всего потому, что я почувствовал себя никому не нужным. Храм-палатку солдаты и офицеры обходили стороной. Это было для меня особенно больно потому, что я приехал с прихода, где был востребован. Здесь же пришлось столкнуться с непониманием солдатами и офицерами роли священника в части. Они не могли себе представить того, что священник будет постоянно жить рядом с ними и совершать богослужения. Однако главную роль в начале работы сыграло отношение командования группировки к моей деятельности.

По прибытии я познакомился с командованием группировки, которое было доброжелательно настроено по отношению к духовной работе с военнослужащими. Мы утвердили план бесед и посещений солдат, проходящих службу как в расположении группировки, так и в отдельно стоящих комендатурах. Расписание богослужений было следующим: утром в 7.00 - молебен с акафистом. Вечером, в 17.00 вечернее богослужение. Литургия в субботу, воскресенье и праздничные дни. Раз в неделю в госпитале служился водосвятный молебен. Согласованное с командованием расписание было расклеено по подразделениям. Совершая богослужения и общаясь с личным составом, я постепенно утверждался как военный священник, а в храме стали появляться прихожане. Первый месяц военные привыкали к священнику: постепенно начали здороваться, оказывать знаки уважения, менять манеру общения, избегать нецензурной брани. Уже само присутствие священника в воинской части начало приносить свои плоды.

В воскресные дни за богослужением присутствовало до 50 человек, а в хоре стало петь пятеро офицеров. Появились два алтарника (офицеры-вертолетчики). Воины нуждались в духовной литературе, и мне удалось решить этот вопрос, съездив в Россию. Было привезено около двух тысяч экземпляров Евангелий, военных молитвословов, житий, духовных повестей и др., а также видеокассеты с фильмами православной и патриотической направленности. По выходным дням в подразделениях с интересом смотрели эти фильмы, а затем обсуждали их содержание. Мы беседовали о том, как можно применить увиденное в нашей жизни. В отдаленных подразделениях были устроены святые уголки (1-2 тумбочки с литературой, иконостас и лампада). Небольшие подсвечники были мной привезены из России. Во время пребывания в расположении и поездок по постам мной совершались водосвятные молебны, освящалась боевая техника, благословлялись воины на ратный труд. Более ста из них приняли Таинство Святого Крещения.

Моя командировка проходила в осеннее-зимний период, на который приходится ряд больших православных праздников. К этим праздникам централизованно собиралась гуманитарная помощь для сербских школ и монастырей. Воины с радостью откликнулись на предложение о сборе помощи, которое было объявлено им на построении. Масло, фрукты, сладости за неделю были собраны и переданы ученикам и монахам нескольких школ и монастырей.

Походный храм был освящен в честь Преподобного Ильи Муромца (память 1 января). Поэтому особой моей заботой было организовать посещение богослужения в этот день. О престольном празднике было объявлено заранее. Богослужение началось после полуночи, в 00.30. Трудно передать словами мое удивление, когда я увидел, что на службу пришла почти вся группировка, находившаяся в Слатине (около 400 человек). Это была великая радость. Солдаты заходили, ставили свечи, молились и уходили из храма организованной колонной в течение полутора часов. Двухтысячелетие от Рождества Христова русские солдаты также встретили в храме.

Во время пребывания в Косово мне постоянно приходилось встречаться с сербским духовенством: правящим владыкой, епископом Рашкопризренским Артемием и архиепископом Афанасием из Черногории. С ними у меня поддерживались очень теплые отношения. Владыка Артемий иногда просил нас перевезти его из одного монастыря в другой или оказать помощь населению и духовенству в передвижении по окрестностям. Сербы практически не могли самостоятельно передвигаться по Косово и делали это только в сопровождении военных. Руководство группировки понимало, что их жизням угрожает смертельная опасность, и по возможности помогало им. В целом между нами и сербами царил дух братской любви и взаимопонимания. Сербское население регулярно посещало богослужения в нашем храме. Много раз я откликался на приглашения сослужить в сербских храмах.

Для албанцев же русские солдаты были врагами. Они не могли скрыть своей ненависти по отношению к нам, - закидывали камнями, нередко обстреливали блок-посты. Но мне удалось наладить хорошие отношения с албанскими детьми. Я приводил их в храм и раздавал гуманитарную помощь, так как они тоже постоянно голодали. Потом, когда проходил мимо, дети радостно кричали: "Батушка! ВДВ!"

С военными из НАТО отношения были доброжелательными. Они понимали, что война эта с их стороны несправедливая, неправедная. В Косово неоднократно проходили встречи капелланов KFOR, на которые регулярно приглашали меня. Я сразу занял жесткую позицию по вопросу обращения с сербами и святынями Косова, так как натовская охрана храмов не мешала албанцам их взрывать или сжигать. Обычно выставленный у церкви пост при появлении албанцев с решительными намерениями просто отъезжал (возможно, получив соответствующую команду) подальше и фиксировал происходящее, а после взрыва (!) появлялась полиция. Для натовских "христиан" православные храмы - пустое место. Отношение к сербам было такое: "Нет людей - нет проблем". К моим словам в защиту православных святынь и христиан-сербов стали прислушиваться. Была усилена охрана сербских селений. Гуманитарная помощь стала доставляться им непосредственно в села, так как до этого бывали случаи, когда людей, возвращавшихся с пункта раздачи гуманитарной помощи, убивали (двоим сербам отрезали головы).

На встречах также делились опытом работы с военнослужащими. Все капелланы имели воинские звания, были офицерами. Как мне показалось, это отрицательно сказывалось на их общении с личным составом. Солдаты и офицеры в первую очередь хотят видеть перед собой настоящего священника, а не офицера в погонах и с крестом. Из этого я извлек вывод, что среди военных священник должен обязательно находиться в рясе.

С капелланами английской королевской армии мы организовывали футбольные матчи между английскими и российскими солдатами, в которых наши воины неизменно побеждали. Про американских же солдат, по моим наблюдениям, можно сказать, что это люди без веры (в нашем понимании), хотя у них в войсках больше всех капелланов разных вероисповеданий. Ставшие недавно известными издевательства над военнопленными в Ираке имели место и тогда, в Косово, в 1999 году. Сербы рассказывали, что американские солдаты сгоняли мужчин на дорогу, под дулами винтовок клали их на землю, били и проезжали над ними на джипах "Хаммер". Были и случаи изнасилований, но пресса все это скрыла.

Я не жалею, что мне пришлось служить в составе рсосийского воинского контингента в Косово. За это время многие люди через мои проповедь и служение, жизненный пример пришли в лоно Церкви, крестились. Многие военнослужащие впервые в жизни причастились. Вернувшись в Россию, несколько семейных пар военнослужащих повенчались в моем храме, а их дети стали учениками воскресных школ. До сих пор с некоторыми из них я поддерживаю отношения.

Свящ. Александр Солдатенков

16.02.2005
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Косово
Косовская «баница»: рождественская мамина молитва
Сербы делятся рождественской радостью – не только кулинарными рецептами и этнографическими сведениями, но и умением хранить свет Рождества Христова в сердце
09.01.2024
Балканские шахматы, домино и напёрстки
Давление со стороны «Сербии против насилия» использовано, чтобы сделать Вучича ещё более кооперативным
05.01.2024
«Вучич на полную сдачу позиций по Косово не пойдет»
Однако сербский лидер вынужден очень серьезно маневрировать и идти на уступки Европе по целому ряду вопросов
21.12.2023
Слово об Илье Числове
Памяти выдающегося деятеля славянского мира
16.12.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
23 февраля – красный день календаря
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
24.02.2024 19:12
Ещё об одной путанице
Новый комментарий от С. Югов
24.02.2024 17:33
«Да» и «нет» не говорите, красный с белым не берите
Новый комментарий от Zakatov
24.02.2024 17:31
Подарить памятник Жванецкому киевскому режиму!
Новый комментарий от Жужжу
24.02.2024 15:22
Разберёмся: что не так с «цифрой Мурза»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.02.2024 14:28
Где искать фашизм?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.02.2024 14:25
Немного о Сталине
Новый комментарий от Владимир Николаев
24.02.2024 13:01