Детские сады под угрозой исчезновения

Марина Аромштам 
0
01.02.2005 79
Чиновники и некоторые специалисты по теории современного образования хотели бы привести отечественную школу "в соответствие с мировыми стандартами", то есть видеть ее двенадцатилеткой - как в большинстве развитых стран. Однако верхний этаж такой системы - в виде вполне логичного и "понятного" по значению года подготовки абитуриентов - упирается в то, что в России действует воинский призыв для юношей, достигших восемнадцати лет, и отменять его, похоже, никто не собирается. Раз "сверху" не получается, решено школу не достраивать, а подстраивать снизу - за счет так называемого "предшкольного", или "нулевого" класса. То есть за счет снижения возраста детей, поступающих в школу.

Такой подход вызывает серьезные возражения у педагогов-практиков, знающих особенности возрастного развития ребенка. Однако их голос авторы реформы образования предпочитают не слышать. Безудержное стремление к стандартизации уже сейчас болезненно влияет на сложившуюся систему образования, но в перспективе ведет к еще более тяжелым последствиям - разрушению традиционного уклада нашей жизни.

Инициаторы реформы аргументируют предлагаемое появление нулевых классов необходимостью обеспечить детям из разных социальных слоев равные стартовые условия обучения. Детские сады будто бы с этой задачей не справляются, потому что обслуживают сегодня меньше половины дошкольников - 43-45% детей. Это происходит потому, что дошкольная образовательная ступень не является обязательной: хочу - вожу своего ребенка в детский сад, хочу - не вожу. А что касается опасений медиков и психологов относительно возможных последствий снижения планки обучения, то они, мол, просто не учитывают происшедших глобальных изменений в мире детства: современные дети от рождения знакомы с пультом управления телевизора, и их младенческие годы озарены светом компьютерного монитора.

В подобной аргументации легко можно обнаружить определенное лукавство: приведенная статистика отражает картину посещаемости детских садов в целом, а не конкретную картину, связанную с детьми предшкольного возраста. К пяти годам практически всех малышей, растущих "при свете монитора", как правило, отдают в детский сад - чтобы они приобрели опыт общения со сверстниками, адаптировались к детским инфекциям и научились "учиться" в группе. При этом широкий кругозор и умение пользоваться компьютерной мышью не отменяет основных законов психического развития: пятилетний ребенок был и остается ребенком дошкольного возраста.

Дети же, которые к моменту поступления в школу не могут отличить букву от цифры, - в большинстве своем или из очень бедных семей, или из семей группы риска (что часто является синонимом). Для их родителей даже расходы на детскую одежду "для выхода" являются непосильными. Но эта проблема не решается путем замены дошкольного образования на школьное. К тому же детям из семей группы риска явно не хватит одного предшкольного года, чтобы обрести не просто "равные" - хоть какие-нибудь стартовые возможности для обучения.

Но в ближайшем будущем эти возможности применительно к детским садам могут измениться для значительной части населения: дошкольное образование из "необязательного" превратится в мало доступное. Если, в соответствии с новым Законом "Об образовании", полномочия, касающиеся финансирования школ, передаются региональным властям вместе с некоторой суммой денег из федерального бюджета, то на дотирование детских садов не выделено ни копейки. Пока региональные власти еще декларируют свою готовность сохранить систему дошкольных учреждений как важную форму социальной услуги населению. Но плата за содержание ребенка в детском саду через некоторое время неизбежно и ощутимо поползет вверх. Следовательно, будет сокращаться число семей, дети которых могут посещать детский сад. В качестве "компенсации" предлагается раннее бесплатное обучение ребенка в школе. Государство желает отвечать только за "чистую" образовательную услугу, и здесь эта образовательная услуга может быть выделена в "чистом" виде - в форме уроков или занятий, которые проводит педагог, без всяких "бытовых примесей", присущих детскому саду. В виде школьного обучения пятилеток эта услуга стоит намного дешевле, чем в виде воспитания этих же детей в стенах детского сада.

Сама школа в таком повороте событий должна быть заинтересована. Ее финансирование на новом этапе будет строиться по "душевому" принципу: чем больше "душ", тем больше денег. Появление пятилеток в школьных стенах поможет увеличить детское "поголовье" и слегка пополнить сильно урезанный реформой школьный бюджет.

Но к решению содержательных и организационных проблем, возникающих с введением нулевых классов, преимущества увеличенного поголовья ничего не добавят.

Пока вопрос решается на принципиальном уровне, до обсуждения возможных вариантов обучения пятилеток дело не доходит. Самым напрашивающимся, простым и неудачным является вариант, ориентированный на ныне действующие "подготовительные к школе курсы". С момента своего возникновения эти курсы, копирующие форму и принципы функционирования курсов предвузовской подготовки, не выдерживали никакой критики. Здесь с малышами, как правило, работают учителя, плохо разбирающиеся в особенностях возраста и не владеющие никакими иными методами обучения, кроме школьных. Что касается содержательной стороны, то курсовые занятия обычно дублируют фрагмент программы обучения в первом классе. С точки зрения развития ребенка - это дело бессмысленное и поэтому вредное. Кроме того, курсы не были призваны решать проблемы жизнеобеспечения ребенка в течение рабочего дня родителей. А проблема эта - при всем нежелании инициаторов реформы на ней сосредотачиваться - обязательно встанет.

Пятилетки могут демонстрировать стремление "к знаниям" не более полутора часов кряду. При специальных усилиях одаренных педагогов - часа два. Потом они хотят есть, спать и играть. Что делать с ними после занятий? Обычный режим "продленки" таким маленьким детям не подходит. Его даже первоклассники-семилетки выдерживают с трудом. Отправлять обратно в "игровые" детского сада? Вводить ранжированные платные услуги "по уходу" за ребенком в зависимости от нужд и возможностей родителей: питание + прогулка; питание + прогулка + дневной сон и т.п.?

В самой идее включения пятилеток в орбиту обязательного образования нет ничего плохого. Плохое связано со способами реализации идеи. И эксперименты с обучением шестилеток, которые проводились в восьмидесятых годах и о результатах которых сейчас не хотят вспоминать, это ярко продемонстрировали.

Но пока есть надежда, что государство не будет настаивать на единообразии классов для пятилеток и способах их обучения, можно воспринимать все эти проблемы как возможный полигон для смелого экспериментирования по созданию новых образовательных форм, украшающих отечественный рынок образовательных услуг на зависть зарубежным соседям. Можно также надеяться, что родители, повинуясь не тщеславию, а здоровому родительскому инстинкту, и ориентируясь на особенности своих малышей, "явочным порядком" расширят узкую границу, за которой начинается школьная жизнь, до ощутимо широкой области допустимого поступления ребенка в школу.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Марина Аромштам
Все статьи Марина Аромштам
Последние комментарии
«Мавзолей на Красной площади будет стоять вечно»
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
21.01.2022 13:27
Русская ли это идея - Третий Рим? Часть первая
Новый комментарий от р.Б.Алексий
21.01.2022 13:24
Догматическое единство и раскол Церкви
Новый комментарий от Сергей Швецов
21.01.2022 12:59
Как трупами расчищался путь Горбачёву
Новый комментарий от Русский Сталинист
21.01.2022 12:58
В прорубь – в маске, в раздевалку – по QR-кодам
Новый комментарий от Валерий
21.01.2022 12:54