Отец Константин из подмосковного Пересвета мало похож на своих коллег Тарантино или Спилберга - огромного роста, светловолосый, в рясе и с... настоящей камерой. В свободное от служения время священник снимает кино: "Не ради своей славы, а во славу Божию", - подчеркивает он. В помещениях единственного в городе храма Иверской иконы Божией Матери сейчас хранятся театральные костюмы и декорации, пианино и приспособления для спецэффектов. В храме можно встретить и кинозвезд - местных прихожан. В отличие от своих западных коллег они ведут себя скромно и благочестиво: вместо платьев от кутюрье и замысловатых причесок длинные юбки и платки на головах.
Фильм после спектакля
Идея создать православный Голливуд появилась год назад. "Мы каждый месяц устраивали детские спектакли, - объясняет отец Константин. - Но потом подумали: наши представления может видеть только ограниченное число зрителей. А что, если снять действие на камеру и сделать фильм?! Я познакомился с оператором, мы купили камеру, литературу - и, перекрестившись, начали работу".
Сейчас киностудия отсняла 4 ленты - все они, как принято говорить, малобюджетные. О спецэффектах "Властелина колец" или роскошных декорациях "Сибирского цирюльника" говорить не приходится. Декорации мастерят тут же, при храме, местные умельцы. Костюмы киногерои подбирают в основном из собственного гардероба, а иногда используют вещи, которые люди приносят в церковь "на благотворительность". Одна красно-клетчатая жилетка настолько подошла к киносюжетам, что снялась уже в двух фильмах. Такая же участь постигла старую мужскую шляпу и красные спортивные штаны. Наверняка их бывшие владельцы даже не подозревали, как могут прославиться в опытных руках эти старые вещи.
"Сейчас, правда, нам помогают и театры, - говорит отец Константин. Например, для последнего фильма военную форму одолжил Театр Российской Армии. А что касается спецэффектов, то мы их использовали всего два раза. В сказке исчезает из кадра лесная фея - это может сделать любой оператор-любитель. И еще: в одном фильме на стене неожиданно появляется светящийся крест - мы из огромного куска пенопласта вырезали контуры креста и направили на него свет. А вообще мы выполняем Божий промысел, поэтому у нас все получается и все нам помогают". Например, для съемок фильма "Молитва" нужна была лошадь с телегой. Одолжил ее хозяин - случайный встречный.
Для фильма "Дар друга" очень долго искали старинные круглые очки: не нашли. И вот в день съемок приезжаем в краеведческий музей, и выясняется, что такие очки хранятся у них в подсобке.
Меняю джип на...корову
Съемки обычно занимают день-два - не больше. Иногда группа работает и по ночам - только бы успеть отснять нужные сцены. Ведь кино для актеров - работа после работы. "Наш батюшка - строгий режиссер, - улыбается помощница Светлана Ивановна. - Любит дисциплину и, чуть что не так, сразу прерывает съемки. "Ты неправильно фразу сказала, выучи текст". Одна реплика: "Я дальняя родственница из глухой Сибири", - мне никак не давалась, пришлось делать несколько дублей". О таких актерах любой другой режиссер может только мечтать - никаких ссор, скандалов или капризов на съемочной площадке.
Только просьбы благословить на работу и улыбки в конце работы.
Единственная трудность - не хватает "актеров" на мужские и мальчишеские роли. "Иногда мальчиков играют девочки, - продолжает Светлана Ивановна. - Девочек в театральной и киностудии больше. Так получается, что в студии остаются в основном дети верующих и посещающих храм родителей. Например, 7-летняя Вика, сыгравшая в "Любовь сверх рассудка" девочку-сироту, с младенческого возраста посещает церковь.
Когда она была совсем маленькой, ее бабушка на вечерней молитве укладывала на лавку, и она спала. Именно поэтому ее фраза: "Не волнуйся, мамочка, Господь обо мне позаботится" звучит особенно трогательно и искренне. Неверующий так сыграть не смог бы".
Сложностей с сюжетами тоже нет - их подсказывает сама жизнь. "Смотришь, как жена пилит мужа, дескать, денег мало зарабатывает и вообще помощи никакой, - говорит отец Константин, - и вспоминаешь сказку Ганса Андерсена "Что муженек ни сделает, все хорошо". Мы переделали ее на современный лад: муж накопил денег на корову и хочет подарить ее жене на день рождения. Потом встречает женщину с козой и меняет корову на козу, потом на курицу, а потом - на корзину гнилых яблок. Перед домом он встречает "нового русского", который жалуется ему, что, сколько подарков он ни дарил бы своей жене, она всегда недовольна. А узнав историю превращения коровы в гнилые яблоки, обещает собеседнику отдать джип, если жена встретит его ласково. Жена, умная женщина, именно так и поступает".
Иногда сценарии пишут сами прихожане. Фильм, снятый по истории девятиклассницы Юлии Рожновой о девочке-сироте, попавшей в чужую семью, занял первое место в номинации "Сила любви" на фестивале православных фильмов "Семья России". "Все это показывает, что мы действуем по промыслу Божию, говорит отец Константин. - В конце концов, нужно возрождать культуру православных фильмов в стране, где основная часть населения исповедует православие".