itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Сознание дороги к храму

Что общего имеют Санта-Клаусы, деревянные обезьяны и синие петухи со светлым праздником Рождества Христова

0
495
Время на чтение 5 минут
Что общего имеют Санта-Клаусы, деревянные обезьяны, синие петухи со светлым праздником Рождества Христова, и почему Русской Православной Церкви повезло в том, что она отмечает его двумя неделями позже остального христианского мира, поведал в интервью "Молодежи Эстонии" глава Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата митрополит Таллиннский и всея Эстонии Корнилий.

- Зимняя праздничная пора настолько долгожданная, что многие русские православные жители Эстонии отмечают и католическое, и православное Рождество. Что это - страсть к праздникам, дань традициям государства, в котором мы живем, или превращение церковных праздников в светские?


- Что касается 24 и 25 декабря и западного празднования праздника Рождества Христова, тут есть большие расхождения с русскими православными традициями. Откройте любую газету - в чем видится праздник Рождества Христова? Елки, шишки, игрушки - вся подобная атрибутика. А какой именно праздник мы отмечаем, в чем его суть - никому и непонятно. И в этом плане я лично считаю, что даже хорошо, что Православная Церковь отмечает Рождество позже остальных, когда окончилась вся эта сутолока и суета, все эти Санта-Клаусы, выступления, всевозможные вечера, танцы и прочее, что по существу не имеет никакого отношения к самому событию Рождества Христова, которое, являясь событием чисто духовного порядка, превращается в светские развлечения и светские отличия.

Даже в советский период Рождество Христово в православной Эстонии отмечалось довольно высоко. Хотя в те времена существовала некоторая национально-политическая окраска, это все-таки был праздник, который никак не был связан с советской властью, в нем не было никакой политической окраски. И именно в тот период Рождество в Русской Православной Церкви сохранилось как праздник большой духовности, несмотря на все события, страдания и мученичества Русской Церкви. Ничего общего со священным событием Рождества светское празднование не имеет.

- Так, значит, мы утрачиваем свои традиции? В последнее время люди гораздо лучше разбираются в том, год какой обезьяны мы провожаем, какого петуха встречаем и что в соответствии с этими представлениями мы можем поставить на праздничный стол.

- Наша религиозная деятельность и празднование праздников ни с какими обезьянами, крокодилами, ни с кем бы то ни было не имеют ничего общего. Но я бы не сказал, что люди забывают православные традиции. Придите в церковь на Рождество, посмотрите - сколько людей, сколько детей. Да и не только в праздники. Хорошо, что сейчас продлили немножко каникулы в школах, и они как раз захватывают православные рождественские дни. У нас в храмах для детей тоже проводится свой праздничный рождественский день, когда дети собираются, когда для них устраивается елка, когда они получают подарки, сами готовятся к выступлениям, учат стихотворения, делают постановки. Это большой праздник, большая радость, и было плохо, когда в этот момент начиналась школа.

- Как вы относитесь к идее ввести в школах предмет религиоведения?

- Идея уроков религиоведения - очень важная тема, потому что мы все очень мало знаем о нашей вере, о том, в чем она заключается. А это знать необходимо. Но это сложный вопрос, в каком виде и как могли бы проводиться такие уроки, и в подходе к такому предмету нужно быть очень внимательным и осторожным.

- На российском телевидении в канун католического Рождества прошел целый ряд сюжетов, посвященных двум стилям, двум календарям. В том числе высказывалось мнение, что Русская Церковь вполне могла бы сменить календарь и отмечать Рождество со всем христианским миром 25 декабря, а не 7 января. Как вы считаете - такое возможно?

- Во всяком случае, не в сегодняшнее время. Во-первых, весь цикл богослужения в православии основан на Пасхе. В этом-то и есть самое большое отличие от западного православия - у них главный праздник - Рождество Христово, у нас - Пасха. И с передвиганием календаря на две недели нарушается весь цикл нашего богослужебного процесса. Переход такой очень непростой. А в 2100 году разница в календарях будет уже не 13, а 14 дней, так что в ближайшие сто лет наш календарь останется прежним.

- А как вы провели 25 декабря и как проведете 7 января?

- Я никак не провел 25 декабря. Оно прошло у меня, как обычный день, не имеющий никакого особенного значения. А 7-е - в церкви. В большой праздник я всегда служу службу, так же и в этом году: 6 января утром, 6 января вечером и 7 января - в Соборе Александра Невского, а на третий день - в Пюхтицком монастыре. Собор Александра Невского - это Кафедральный храм Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата - там совершаются все самые важные, самые главные службы. Это мой храм в каком-то смысле. Это первый храм Православной Церкви в Эстонии.

- После того, как Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил участок, выделенный под новый православный храм в Ласнамяэ, вопрос его строительства стал более реальным, это уже не идея, но конкретный проект. В какой стадии он находится?

- Постройка храма в Ласнамяэ - этот вопрос мне задают везде, особенно верующие. Храм, конечно, будет построен, но дело в том, что в ходе подготовки к постройке должны пройти определенные процессы. Сперва - выделение участка, потом утверждение городской управой, согласование с разными ведомствами. Сейчас заканчивается генеральная планировка участка - электричество, вода, магистрали. Иногда говорят о том, что этот храм не будет гармонировать с тем стилем, который есть в Ласнамяэ. Но на это я вам скажу так - в Ласнамяэ нет никакого стиля. Я живу там. И когда еду, вижу лишь одни коробки - красные, белые...

Но отрадно, что тот район, где положено стоять храму, будет планироваться и застраиваться уже с учетом того, что там будет стоять храм, архитектурный памятник. Причем генеральная планировка участка уже почти закончена, должно начаться ее утверждение. Вот тут могут быть разные вопросы, и архитекторы могут по-разному подходить к этим вопросам. Но мы должны построить такой православный храм, чтобы он имел бы вид настоящего православного храма, но в то же время не был бы чуждым той общей архитектуре, которая существует в Таллинне.

- Вы сейчас говорите, видимо, о луковичных куполах, возможность появления которых так пугала чиновников, журналистов, архитекторов, общественность?

- Вот обычно придираются к этим vene sibulad (русские луковицы. - Е.Р.). Храм будет одноглавый, прямой, с какими-то украшениями, сферическим куполом. Он будет рассчитан примерно на 800 человек. Меньше нельзя, потому что в районе уже больше ста тысяч. Недалеко проходит Нарвское шоссе, по планировке в этом районе будет широкая прогулочная дорога к шоссе, будут ходить автобусы, сделаны остановки. И если не появятся какие-нибудь стрелочники, как это часто бывает, и не будут ставить палки в колеса, мы надеемся, что летом можно будет начать строительство. Такое намерение, во всяком случае, есть у учредителей. Я к идее строительства храма относился довольно осторожно - ведь нужны деньги. Но нашлись люди - влиятельные, деловые, которые знают, как обращаться с деньгами, как их можно заработать. И они взялись за этот процесс, ведут его, уже нотариально оформлены. Так что мы надеемся, что храм будет построен, хотя и побаиваемся, что будут какие-то сложности.

- Каким оказался для нас уходящий год, какими самыми значимыми эпизодами ознаменовался он, помимо начала реализации строительства храма в Ласнамяэ?

- Я не берусь судить, был это хороший или плохой год. Во всем проявляется воля Божья, а воля Божья всегда благая и всегда хорошая. Хотя нам, может быть, и кажется, что были трудности и что-то было плохо. Говорить о годе я могу только с позиции Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. У нас были долгие трудности и в отношении регистрации, и по отношению к нам. Были годы, когда в прессе много плохого писали, но эти годы прошли, отношение изменилось к лучшему. Хотя некоторые процессы идут замедленно, к примеру, в отношении имущественных вопросов. Но мы признаны, мы существуем, с нами считаются.

- Что бы вы пожелали нашим читателям в новом году?

- Прежде всего, пожелал бы в новом году, в котором мы будем праздновать праздник Рождества Христова, чтобы наши жители Эстонии праздновали его в традициях нашей Православной Церкви, чтобы это был праздник духовный, чтобы у людей было сознание дороги к храму. Если такое начало будет положено, дай Бог, и год завершится хорошо.

Екатерина Родина

03.01.05.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий (Якобс)
Все статьи Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий (Якобс)
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09