Сознание дороги к храму

Что общего имеют Санта-Клаусы, деревянные обезьяны и синие петухи со светлым праздником Рождества Христова

0
524
Время на чтение 5 минут
Что общего имеют Санта-Клаусы, деревянные обезьяны, синие петухи со светлым праздником Рождества Христова, и почему Русской Православной Церкви повезло в том, что она отмечает его двумя неделями позже остального христианского мира, поведал в интервью "Молодежи Эстонии" глава Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата митрополит Таллиннский и всея Эстонии Корнилий.

- Зимняя праздничная пора настолько долгожданная, что многие русские православные жители Эстонии отмечают и католическое, и православное Рождество. Что это - страсть к праздникам, дань традициям государства, в котором мы живем, или превращение церковных праздников в светские?


- Что касается 24 и 25 декабря и западного празднования праздника Рождества Христова, тут есть большие расхождения с русскими православными традициями. Откройте любую газету - в чем видится праздник Рождества Христова? Елки, шишки, игрушки - вся подобная атрибутика. А какой именно праздник мы отмечаем, в чем его суть - никому и непонятно. И в этом плане я лично считаю, что даже хорошо, что Православная Церковь отмечает Рождество позже остальных, когда окончилась вся эта сутолока и суета, все эти Санта-Клаусы, выступления, всевозможные вечера, танцы и прочее, что по существу не имеет никакого отношения к самому событию Рождества Христова, которое, являясь событием чисто духовного порядка, превращается в светские развлечения и светские отличия.

Даже в советский период Рождество Христово в православной Эстонии отмечалось довольно высоко. Хотя в те времена существовала некоторая национально-политическая окраска, это все-таки был праздник, который никак не был связан с советской властью, в нем не было никакой политической окраски. И именно в тот период Рождество в Русской Православной Церкви сохранилось как праздник большой духовности, несмотря на все события, страдания и мученичества Русской Церкви. Ничего общего со священным событием Рождества светское празднование не имеет.

- Так, значит, мы утрачиваем свои традиции? В последнее время люди гораздо лучше разбираются в том, год какой обезьяны мы провожаем, какого петуха встречаем и что в соответствии с этими представлениями мы можем поставить на праздничный стол.

- Наша религиозная деятельность и празднование праздников ни с какими обезьянами, крокодилами, ни с кем бы то ни было не имеют ничего общего. Но я бы не сказал, что люди забывают православные традиции. Придите в церковь на Рождество, посмотрите - сколько людей, сколько детей. Да и не только в праздники. Хорошо, что сейчас продлили немножко каникулы в школах, и они как раз захватывают православные рождественские дни. У нас в храмах для детей тоже проводится свой праздничный рождественский день, когда дети собираются, когда для них устраивается елка, когда они получают подарки, сами готовятся к выступлениям, учат стихотворения, делают постановки. Это большой праздник, большая радость, и было плохо, когда в этот момент начиналась школа.

- Как вы относитесь к идее ввести в школах предмет религиоведения?

- Идея уроков религиоведения - очень важная тема, потому что мы все очень мало знаем о нашей вере, о том, в чем она заключается. А это знать необходимо. Но это сложный вопрос, в каком виде и как могли бы проводиться такие уроки, и в подходе к такому предмету нужно быть очень внимательным и осторожным.

- На российском телевидении в канун католического Рождества прошел целый ряд сюжетов, посвященных двум стилям, двум календарям. В том числе высказывалось мнение, что Русская Церковь вполне могла бы сменить календарь и отмечать Рождество со всем христианским миром 25 декабря, а не 7 января. Как вы считаете - такое возможно?

- Во всяком случае, не в сегодняшнее время. Во-первых, весь цикл богослужения в православии основан на Пасхе. В этом-то и есть самое большое отличие от западного православия - у них главный праздник - Рождество Христово, у нас - Пасха. И с передвиганием календаря на две недели нарушается весь цикл нашего богослужебного процесса. Переход такой очень непростой. А в 2100 году разница в календарях будет уже не 13, а 14 дней, так что в ближайшие сто лет наш календарь останется прежним.

- А как вы провели 25 декабря и как проведете 7 января?

- Я никак не провел 25 декабря. Оно прошло у меня, как обычный день, не имеющий никакого особенного значения. А 7-е - в церкви. В большой праздник я всегда служу службу, так же и в этом году: 6 января утром, 6 января вечером и 7 января - в Соборе Александра Невского, а на третий день - в Пюхтицком монастыре. Собор Александра Невского - это Кафедральный храм Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата - там совершаются все самые важные, самые главные службы. Это мой храм в каком-то смысле. Это первый храм Православной Церкви в Эстонии.

- После того, как Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил участок, выделенный под новый православный храм в Ласнамяэ, вопрос его строительства стал более реальным, это уже не идея, но конкретный проект. В какой стадии он находится?

- Постройка храма в Ласнамяэ - этот вопрос мне задают везде, особенно верующие. Храм, конечно, будет построен, но дело в том, что в ходе подготовки к постройке должны пройти определенные процессы. Сперва - выделение участка, потом утверждение городской управой, согласование с разными ведомствами. Сейчас заканчивается генеральная планировка участка - электричество, вода, магистрали. Иногда говорят о том, что этот храм не будет гармонировать с тем стилем, который есть в Ласнамяэ. Но на это я вам скажу так - в Ласнамяэ нет никакого стиля. Я живу там. И когда еду, вижу лишь одни коробки - красные, белые...

Но отрадно, что тот район, где положено стоять храму, будет планироваться и застраиваться уже с учетом того, что там будет стоять храм, архитектурный памятник. Причем генеральная планировка участка уже почти закончена, должно начаться ее утверждение. Вот тут могут быть разные вопросы, и архитекторы могут по-разному подходить к этим вопросам. Но мы должны построить такой православный храм, чтобы он имел бы вид настоящего православного храма, но в то же время не был бы чуждым той общей архитектуре, которая существует в Таллинне.

- Вы сейчас говорите, видимо, о луковичных куполах, возможность появления которых так пугала чиновников, журналистов, архитекторов, общественность?

- Вот обычно придираются к этим vene sibulad (русские луковицы. - Е.Р.). Храм будет одноглавый, прямой, с какими-то украшениями, сферическим куполом. Он будет рассчитан примерно на 800 человек. Меньше нельзя, потому что в районе уже больше ста тысяч. Недалеко проходит Нарвское шоссе, по планировке в этом районе будет широкая прогулочная дорога к шоссе, будут ходить автобусы, сделаны остановки. И если не появятся какие-нибудь стрелочники, как это часто бывает, и не будут ставить палки в колеса, мы надеемся, что летом можно будет начать строительство. Такое намерение, во всяком случае, есть у учредителей. Я к идее строительства храма относился довольно осторожно - ведь нужны деньги. Но нашлись люди - влиятельные, деловые, которые знают, как обращаться с деньгами, как их можно заработать. И они взялись за этот процесс, ведут его, уже нотариально оформлены. Так что мы надеемся, что храм будет построен, хотя и побаиваемся, что будут какие-то сложности.

- Каким оказался для нас уходящий год, какими самыми значимыми эпизодами ознаменовался он, помимо начала реализации строительства храма в Ласнамяэ?

- Я не берусь судить, был это хороший или плохой год. Во всем проявляется воля Божья, а воля Божья всегда благая и всегда хорошая. Хотя нам, может быть, и кажется, что были трудности и что-то было плохо. Говорить о годе я могу только с позиции Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. У нас были долгие трудности и в отношении регистрации, и по отношению к нам. Были годы, когда в прессе много плохого писали, но эти годы прошли, отношение изменилось к лучшему. Хотя некоторые процессы идут замедленно, к примеру, в отношении имущественных вопросов. Но мы признаны, мы существуем, с нами считаются.

- Что бы вы пожелали нашим читателям в новом году?

- Прежде всего, пожелал бы в новом году, в котором мы будем праздновать праздник Рождества Христова, чтобы наши жители Эстонии праздновали его в традициях нашей Православной Церкви, чтобы это был праздник духовный, чтобы у людей было сознание дороги к храму. Если такое начало будет положено, дай Бог, и год завершится хорошо.

Екатерина Родина

03.01.05.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Оставьте комментарий

Ваш комментарий будет опубликован после модерации
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
В Петербурге ребенок умер в муках после ужина: встало сердце
В Москве произошел взрыв в спальном районе: читать детали
«Отключение Украины от нашей сети не произойдет»: Маск
Российский чиновник расчленил модель и водил всех за нос

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий (Якобс)
Все статьи Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий (Якобс)
Последние комментарии
«Четыре танкиста и собака»
Новый комментарий от учитель
23.02.2025 23:41
Донбасс своими глазами
Новый комментарий от учитель
23.02.2025 23:32
Спор уранополитов и патриотов на американский лад
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.02.2025 23:25
«Шаг вперед, два шага назад»
Новый комментарий от С. Югов
23.02.2025 23:13
За нашу и вашу Победу
Новый комментарий от Агафон
23.02.2025 23:03
Залужный хуже Зеленского!
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
23.02.2025 22:23