Начало не предвещало ничего необычного в этом доме, что в поселке Зубчаниновка, где собрались пожилые деревенские бабы - доярки и простые мужики-механизаторы. Они слезливо обнимались, радуясь встрече. Говорили о житейских вещах. Потом сели за стол и принялись за трапезу: ели в основном творог, являющийся для хлыстов ритуальной пищей.
Само радение началось к сумеркам с рассказов о хлыстовских чудесах.
- Как-то Александр Михайлович шел среди болот, а за ним деревенские мальчишки, дразнят его: "Богомол, богомол, заставь лягушек замолчать". Александр Михайлович поклонился, зашептал, и лягушки смолкли. "Да это случайно!" - закричали мальчишки. Тогда он опять зашептал. И вдруг лягушки по всему болоту заквакали славословия.
В другой истории также фигурировал один из хлыстовских "духовных царей", который вскипятил воду в банке с помощью "божественной силы".
Когда истории с чудесами закончились, все встали и перешли в другую комнату, с лавками у стен. Расселись в полумраке и запели свои "духовные стихи". Гудели долго и без остановки часов шесть. По мере пения глаза у поющих начали стекленеть - народ, похоже, вошел в транс. Вдруг хлопнула дверь, и... из оконной рамы посыпались осколки стекла. Честно говоря, в этот момент у меня по коже пробежали мурашки от страха. Ощущение, будто в комнату кто-то вошел. А ведь хлысты таким образом вызывали "духа".
Как только пожаловал "дух", один из поющих поднялся с лавки и начал делать движения, похожие на медленный русский народный танец. Следом постепенно "дух приподнял" всех остальных, и вот уже по комнате закружился хоровод, который сами хлысты называют "колесницей". Лица у всех мокрые - слезы полились потоками. А внутри "колесницы" завертелись три "пророка" ("пророк" - это ступень перед "духовным"), извергая при этом нечто из своих глоток:
- Галки летали - Бога призывали. Галки-хохлушки - спасенные души. Воробьи-пророки - шли по дороге. Нашли они книгу. А что в той книге? Описано тамо - совершая само. - И дальше шло нечто диковинное. - Драната гандра, капил астра шантра, шанкара фуруна, маи девилуша.
Позже, когда диктофонную запись прослушали знатоки языков, выяснилось, что этот текст - санскритский, который довольно связно перечисляет имена духов, обитающих между небом и землей...
А танцующие между тем задвигались все быстрее, все резче, взмахивая руками, взвизгивая и выкрикивая непонятные "пророчества". Хозяйка дома баба Вера на каталке неожиданно завертелась вокруг своей оси, как турбина.
Я ощущал себя Хомой из гоголевского "Вия". Рядом со мной сидела и выла басом какая-то тетка. "Прямо как волк", - с опаской подумал я и на всякий случай отодвинулся поодаль.
Закончилось все на рассвете на самой высокой ноте. Радевшие впали в глубокий обморок - повалились на пол, как мешки. Словно подкошенная рухнула баба Вера. Попадали мужики. Теперь мне казалось, что я был один в совершенно пустом доме. Угнетенный впечатлением увиденного, я побродил по комнатам, вернулся к столу, попил чаю с хлебом-медом, посмотрел на лежащие вповалку тела с неестественно бледными лицами и... улегся спать на пустующий диван.
Часа через четыре, когда я проснулся, хлысты были уже на ногах. На удивление они были свежие, радостные, все бегали, скороговоркой говорили. На этом и закончилось радение.
Самое загадочное в этой истории, пожалуй, даже не беснование ее участников, а тот самый текст на санскрите. Откуда у малограмотных деревенских мужиков и баб знание древнейшего языка?! Если предположить, что от проариев, то это будет слишком фантастично и романтично.
Есть и другая версия, куда более реальная. В 30-х годах ХIХ века хлыстовщиной увлеклись люди из так называемого петербургского "Духовного союза" - масонской оккультной организации, возглавляемой Елизаветой Татариновой. Это были дворяне из очень знатных родов. В частности, туда входил президент Академии художеств Оленин. Известно, что в доме у Оленина долго жил индусский брахман по имени Нам Джои Алан, который пришел пешком из Индии в Россию. Так что, возможно, мантра, которую пели зубчаниновские хлысты, имеет свои корни именно в лице этого брахмана, которая была очень тесно связана с хлыстами.
Входивший в "Духовный союз" полковник Дубовицкий, переселившийся в свое имение в Елецкий уезд, создал там общину хлыстов из своих крепостных крестьян. А основное переселение хлыстов в XIХ веке в Самарскую губернию шло как раз в основном оттуда - из Орловской и Тамбовской губерний. Любопытно, что похожую мантру описывает в своем романе "На горах" (о секте хлыстов) писатель Мельников-Печерский. Он работал в середине позапрошлого века в Нижегородской губернии, куда тоже шло переселение тех же самых хлыстов из тех же губерний. Он записал индусско-хлыстовскую мантру в своем романе в 70-е годы ХIХ века.
Живущие ныне в самарском поселке Зубчаниновка хлысты, похоже, последние представители этой некогда многочисленной и рассеянной по просторам России секты.
Из истории вопроса
Хлысты (искаженное от "христы", самоназвание - "люди божьи") - религиозная секта. Возникла в России в конце ХVII века среди крестьян нечерноземной полосы. Основателем секты считают костромского крестьянина Даниила Филипповича. Хлысты не признают священников и не почитают святых, отвергают Священное Писание и церковные книги. Посещение православных церквей ими допускается. Основой вероучения хлыстов является представление о возможности прямого общения человека со Святым духом и воплощение духа в конкретных людях, которые становятся для хлыстов "христами" и "богородицами". Главное место в идеологии хлыстовства занимает проповедь аскетизма. Собрания хлыстов проходят в форме радений (молитвы, сопровождаемые плясками), участники которых доходят до религиозного экстаза. В дореволюционной России в начале ХХ века было около 40 тысяч хлыстов. В СССР их число резко сократилось. В советское время в РСФСР (Тамбовская, Куйбышевская и Оренбургская области, Северный Кавказ) и УССР имелись небольшие разрозненные общины хлыстов, ведущие замкнутый образ жизни. Сведений о том, насколько сохранились эти общины сегодня, нет.