itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Рухнула бабка Вера, попадали мужики

Корреспондент "Трибуны" стал свидетелем совершения обряда одной из самых загадочных сект

0
212
Время на чтение 4 минуты
Осколки некогда многочисленной в России секты хлыстов все еще существуют в отдаленных уголках Самарского края. В одной из деревень мне удалось лично познакомиться с этими странными людьми. Сами хлысты потом признавались, что я оказался удивительным образом похож на одного из бывших хлыстовских "царей духовных". И потому в виде исключения был допущен к присутствию на обряде радения, на который, кроме самих хлыстов, никто не допускается.
Начало не предвещало ничего необычного в этом доме, что в поселке Зубчаниновка, где собрались пожилые деревенские бабы - доярки и простые мужики-механизаторы. Они слезливо обнимались, радуясь встрече. Говорили о житейских вещах. Потом сели за стол и принялись за трапезу: ели в основном творог, являющийся для хлыстов ритуальной пищей.
Само радение началось к сумеркам с рассказов о хлыстовских чудесах.
- Как-то Александр Михайлович шел среди болот, а за ним деревенские мальчишки, дразнят его: "Богомол, богомол, заставь лягушек замолчать". Александр Михайлович поклонился, зашептал, и лягушки смолкли. "Да это случайно!" - закричали мальчишки. Тогда он опять зашептал. И вдруг лягушки по всему болоту заквакали славословия.
В другой истории также фигурировал один из хлыстовских "духовных царей", который вскипятил воду в банке с помощью "божественной силы".
Когда истории с чудесами закончились, все встали и перешли в другую комнату, с лавками у стен. Расселись в полумраке и запели свои "духовные стихи". Гудели долго и без остановки часов шесть. По мере пения глаза у поющих начали стекленеть - народ, похоже, вошел в транс. Вдруг хлопнула дверь, и... из оконной рамы посыпались осколки стекла. Честно говоря, в этот момент у меня по коже пробежали мурашки от страха. Ощущение, будто в комнату кто-то вошел. А ведь хлысты таким образом вызывали "духа".
Как только пожаловал "дух", один из поющих поднялся с лавки и начал делать движения, похожие на медленный русский народный танец. Следом постепенно "дух приподнял" всех остальных, и вот уже по комнате закружился хоровод, который сами хлысты называют "колесницей". Лица у всех мокрые - слезы полились потоками. А внутри "колесницы" завертелись три "пророка" ("пророк" - это ступень перед "духовным"), извергая при этом нечто из своих глоток:
- Галки летали - Бога призывали. Галки-хохлушки - спасенные души. Воробьи-пророки - шли по дороге. Нашли они книгу. А что в той книге? Описано тамо - совершая само. - И дальше шло нечто диковинное. - Драната гандра, капил астра шантра, шанкара фуруна, маи девилуша.
Позже, когда диктофонную запись прослушали знатоки языков, выяснилось, что этот текст - санскритский, который довольно связно перечисляет имена духов, обитающих между небом и землей...
А танцующие между тем задвигались все быстрее, все резче, взмахивая руками, взвизгивая и выкрикивая непонятные "пророчества". Хозяйка дома баба Вера на каталке неожиданно завертелась вокруг своей оси, как турбина.
Я ощущал себя Хомой из гоголевского "Вия". Рядом со мной сидела и выла басом какая-то тетка. "Прямо как волк", - с опаской подумал я и на всякий случай отодвинулся поодаль.
Закончилось все на рассвете на самой высокой ноте. Радевшие впали в глубокий обморок - повалились на пол, как мешки. Словно подкошенная рухнула баба Вера. Попадали мужики. Теперь мне казалось, что я был один в совершенно пустом доме. Угнетенный впечатлением увиденного, я побродил по комнатам, вернулся к столу, попил чаю с хлебом-медом, посмотрел на лежащие вповалку тела с неестественно бледными лицами и... улегся спать на пустующий диван.
Часа через четыре, когда я проснулся, хлысты были уже на ногах. На удивление они были свежие, радостные, все бегали, скороговоркой говорили. На этом и закончилось радение.
Самое загадочное в этой истории, пожалуй, даже не беснование ее участников, а тот самый текст на санскрите. Откуда у малограмотных деревенских мужиков и баб знание древнейшего языка?! Если предположить, что от проариев, то это будет слишком фантастично и романтично.
Есть и другая версия, куда более реальная. В 30-х годах ХIХ века хлыстовщиной увлеклись люди из так называемого петербургского "Духовного союза" - масонской оккультной организации, возглавляемой Елизаветой Татариновой. Это были дворяне из очень знатных родов. В частности, туда входил президент Академии художеств Оленин. Известно, что в доме у Оленина долго жил индусский брахман по имени Нам Джои Алан, который пришел пешком из Индии в Россию. Так что, возможно, мантра, которую пели зубчаниновские хлысты, имеет свои корни именно в лице этого брахмана, которая была очень тесно связана с хлыстами.
Входивший в "Духовный союз" полковник Дубовицкий, переселившийся в свое имение в Елецкий уезд, создал там общину хлыстов из своих крепостных крестьян. А основное переселение хлыстов в XIХ веке в Самарскую губернию шло как раз в основном оттуда - из Орловской и Тамбовской губерний. Любопытно, что похожую мантру описывает в своем романе "На горах" (о секте хлыстов) писатель Мельников-Печерский. Он работал в середине позапрошлого века в Нижегородской губернии, куда тоже шло переселение тех же самых хлыстов из тех же губерний. Он записал индусско-хлыстовскую мантру в своем романе в 70-е годы ХIХ века.
Живущие ныне в самарском поселке Зубчаниновка хлысты, похоже, последние представители этой некогда многочисленной и рассеянной по просторам России секты.

Из истории вопроса

Хлысты (искаженное от "христы", самоназвание - "люди божьи") - религиозная секта. Возникла в России в конце ХVII века среди крестьян нечерноземной полосы. Основателем секты считают костромского крестьянина Даниила Филипповича. Хлысты не признают священников и не почитают святых, отвергают Священное Писание и церковные книги. Посещение православных церквей ими допускается. Основой вероучения хлыстов является представление о возможности прямого общения человека со Святым духом и воплощение духа в конкретных людях, которые становятся для хлыстов "христами" и "богородицами". Главное место в идеологии хлыстовства занимает проповедь аскетизма. Собрания хлыстов проходят в форме радений (молитвы, сопровождаемые плясками), участники которых доходят до религиозного экстаза. В дореволюционной России в начале ХХ века было около 40 тысяч хлыстов. В СССР их число резко сократилось. В советское время в РСФСР (Тамбовская, Куйбышевская и Оренбургская области, Северный Кавказ) и УССР имелись небольшие разрозненные общины хлыстов, ведущие замкнутый образ жизни. Сведений о том, насколько сохранились эти общины сегодня, нет.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Полынский
"Родина" приземлилась в КРО
Неудобные вопросы и откровенные ответы. С известным политиком, лидером Конгресса Русских Общин Дмитрием Рогозиным беседует главный редактор газеты "Можайское обозрение" Андрей Полынский
08.12.2006
Все статьи Андрей Полынский
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:17
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 14:21
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:43
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17
Пора покинуть планету розовых пони
Новый комментарий от протодиакон Владимир
28.03.2024 13:06