Алексей Хомяков - человек Божий

Пополнит ли православные святцы имя религиозного мыслителя?

0
321
Время на чтение 4 минуты
Не так давно жители села Обидимо Тульской области выдвинули предложение канонизировать знаменитого славянофила, философа и публициста Алексея Степановича Хомякова (1804-1860). Село Обидимо долгое время принадлежало семье Хомяковых. Поэтому местный краевед, библиотекарь Галина Лобанова, увлеченная личностью Алексея Степановича, к 200-летнему юбилею великого земляка решила поставить перед общественностью вопрос о церковном прославлении знаменитого мыслителя...

Чем продиктовано столь неожиданное предложение? Громкими дискуссиями и спорами последнего десятилетия, когда особо активные "православные граждане" предлагали канонизировать кого угодно, в том числе "благочестивого царя" - Ивана Грозного и старца Григория Ефимовича Распутина? Или это отголосок канонизации новых святых и мучеников, произошедшей на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (РПЦ) в 2000 году и, безусловно, ставшей особой вехой не только церковной, но и гражданской жизни российского общества. Трудно сказать...

В первохристианские времена для причисления к лику святых определяющим фактором являлась не столько воля правящего епископа, сколько народное почитание местного святого. Народная память позволила сохранить для потомков имена сотен новомучеников, не дав им навсегда исчезнуть в сумрачных закоулках истории. Но всегда ли народ может точно определить святость того или иного святого или подвижника?

Известно, что уже с V века церковное священноначалие взяло на себя функции по контролю за народным почитанием святых. В один "прекрасный" момент появилась необходимость оградить общество от излишних спекуляций в этой столь деликатной сфере церковной жизни. Волей судеб российская общественность за последнее десятилетие пережила столько откровенно провокационных споров, связанных с вопросами канонизации, что теперь каждая новая дискуссия о прославлении какого-либо церковного или общественного деятеля или военачальника автоматически вызывает настороженность и недоверие.

Фигура Алексея Хомякова, конечно, более достойна прославления, нежели царь-душегуб Иван Грозный, но и эта инициатива требует спокойного и вдумчивого подхода.

Инициировав сбор подписей односельчан в поддержку своего смелого проекта, уже упомянутый нами краевед Галина Лобанова заявила о своем предложении на ежегодных Хомяковских чтениях, традиционно привлекающих особое внимание тульской интеллигенции. Идея активистов из села Обидимо, как ни странно, нашла своих сторонников. Один из них - кандидат филологических наук, секретарь Хомяковского фонда в Туле Нина Щеглова. Она так рассуждает о канонизации мыслителя: "Алексей Степанович был искренним христианином, замечательным богословом, семьянином, энциклопедически образованным человеком. Есть еще один веский повод для его прославления - воспоминания некоего Лигина, свидетеля вскрытия и перенесения останков писателя.

В 1931 году был потревожен ряд могил - Гоголя, Хомякова. Их прах переносили из Данилова монастыря на Новодевичье кладбище... И когда эксгумировали Алексея Степановича, то его тело оказалось нетленным! Представляете! За 80 лет оно ничуть не подверглось разложению... А ведь и умер он по-христиански: случайно заразился, когда во время эпидемии спасал жизнь крестьянам".

Но нетленные останки сами по себе не могут стать поводом для канонизации, хотя часто именно нетленностью мощей является миру святость того или иного подвижника. За многие столетия Церковью был выработан ряд критериев, необходимых для всеобщего прославления.

В XVII веке Константинопольский Патриарх Нектарий перечислил эти критерии: безукоризненное православие, совершенство добродетели, сверхъестественные знамения и чудеса. Вот в этом-то и загвоздка!

"Безукоризненное православие" Хомякова (хоть он и являлся заметным религиозным мыслителем), как выяснилось, не у всех вызывает однозначную позицию. Протоиерей Валентин Асмус в письме тульским "хомяковцам" говорит о ряде отступлений от "безукоризненного православия" в творчестве знаменитого философа. По словам Асмуса, это стало причиной того, что произведения Хомякова при его жизни не допускались к печати, а после смерти писателя если и издавались, то с обязательной пометкой на обороте титульного листа, сообщающей об отсутствии богословского образования у автора.

Были случаи, когда канонизации удостаивались и не самые "православные" богословы, но все же, раз "безукоризненность" веры Хомякова вызывает сомнения, стоит ли выдавать его богословскую деятельность за доказательство святости, как это делают сторонники канонизации?

Святость подвижника бывает подтверждена чудесами (знамениями), и существуют исторические прецеденты, когда наличие чудес становилось единственным поводом для прославления святого... Оказывается, "чудеса" подобного рода, связанные с именем Хомякова (кроме нетленных останков), тоже известны.

Нина Щеглова делится увиденным. В своей статье "Чудотворения на хомяковской земле...", опубликованной в местной прессе, она рассказывает о ряде необъяснимых событий, в течение многих лет происходящих в бывшем имении Хомякова. По словам певчей сельской церкви села Марии Хотенко, во время богослужения в день Рождества Богородицы икона Божией Матери трижды светилась нестерпимо ярким светом. Говорят даже об исцелениях от недугов, неоднократно происходивших в местном храме...

Любые известия о "чудесах" требуют тщательной проверки. Но стоит ли говорить о Хомякове как о выдающимся подвижнике? Странно, что жизнь обыкновенного христианина, какую в принципе должен вести каждый, кто причисляет себя к Церкви, вызывает удивление у наших современников. В чем же дело?

Может быть, просто на фоне реалий повседневной жизни российской глубинки как-то особенно контрастно смотрится фигура выдающегося религиозного мыслителя.

При этом сами же земляки великого Хомякова сетуют, что память о нем местные жители не слишком-то и почитают, а скорее просто пренебрегают ею. Та же Нина Щеглова рассказывает, что земельные угодья, когда-то принадлежавшие Хомякову, ныне бессовестно "оскверняемы" жителями села. При полном попустительстве администрации они то водочный склад построят в усадьбе, то туалет над родником...

Что ж, повсеместное варварство по отношению к памятникам культуры, связанным с именами наших великих предков, действительно шокирует. Поэтому думается, что совсем не на "святость" намекает нам "с того света" русский писатель, а на наше равнодушие к памяти тех людей, что создали и передали нам на сохранение и преумножение великую русскую культуру и, как кажется, ошиблись в выборе наследников.

Тула

Об авторе: Дмитрий Иванович Ребров - студент IV курса Тульского государственного университета.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Ребров
Все статьи Дмитрий Ребров
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06