Террориста оправдали присяжные

Через полтора месяца он пошел на Беслан

0
161
Время на чтение 7 минут
"Известия" продолжают расследовать обстоятельства, способствовавшие проникновению отряда боевиков в Беслан. Как мы уже писали ранее, несколько участников этого теракта задерживались правоохранительными органами, но были отпущены. Наиболее вопиющий прокол правоохранительных органов произошел с Майрбеком Шебихановым. Менее чем за два месяца до теракта в Беслане его судили за терроризм, участие в незаконных вооруженных формированиях и убийства. Однако доказательная база, представленная суду, была настолько слабой, что присяжные оправдали его. Более того, выпущенный на свободу Шебиханов оказался вне поля зрения спецслужб. Представители силовых структур утверждают, что у них просто нет возможностей для осуществления оперативного контроля за всеми подозрительными лицами.

"Не оговариваешь себя?" - "Нет"

Майрбека Шебиханова могло бы не быть среди террористов, захвативших 1 сентября школу в Беслане. За полтора месяца до теракта, 8 июля, в Верховном суде Ингушетии был оглашен приговор по его делу. Прокуратура республики обвиняла его в участии в нападении на военную колону. Это произошло 7 августа 2003 года на дороге между станицей Нестеровской и селением Алхасты Сунженского района Ингушетии. Отряд комендантской роты из 13 человек, патрулировавший дорогу на БМП, попал в засаду. По ним был открыт огонь, в результате чего 6 человек погибло и 7 было ранено.

- По оперативным данным удалось установить, что одним из участников нападения был, возможно, Майрбек Шебиханов, - сообщил "Известиям" заместитель прокурора Сунженского района Ахмед Хамхоев, который первоначально расследовал это дело.

Задержали Шебиханова случайно. Как-то вечером в ингушском райцентре Карабулак милицейский патруль попытался остановить для проверки документов "Жигули". Однако машина не остановилась, и патрульные бросился в погоню. Прямо из машины милиционеры открыли огонь по беглецам. "Жигули" остановились. Трое находившихся там людей бросились врассыпную, один из них открыл ответный огонь и ранил сотрудника милиции. Задержать стрелявшего не удалось (как потом выяснилось, это был Батыр Оздоев; его убили в перестрелке 10 ноября 2003 года). Двух других взяли. Ими оказались Майрбек Шебиханов и известный террорист Рустам Ганиев, который подозревается в организации теракта на автобусной остановке в Моздоке. Ганиев занимался и вербовкой террористок-смертниц. Несколько его "воспитанниц" были убиты при штурме "Норд-Оста".

Не дав задержанным опомниться, убоповцы стали их "прокачивать" - выяснять, в каких терактах они принимали участие. Шебиханов сразу сознался в участии в том нападении на отряд комендантской роты.

- После того как он дал предварительные показания сотрудникам милиции, его доставили ко мне, и он повторил свои показания в присутствии адвоката Хосяна Томова, - рассказал "Известиям" старший следователь Карабулакской прокуратуры Асланбек Оздоев, однофамилец Батыра Оздоева. - Он очень подробно описал местность, где было совершено нападение, все подходы, отходы. Показал на карте, где были вырыты стрелковые ячейки, в которых прятались бандиты, все совпадало с тем, как было на местности. Берег реки подробно описал, дорогу, оросительный канал между дорогой и рекой. БМП был обстрелян со стороны канала. Как они шли к засаде, как отходили - в общем, такие вещи, которые невозможно придумать. Я уверен, что он там был. Его еще спросили в присутствии адвоката: "Не оговариваешь себя?" Он ответил: "Нет".

Затем дело взяла в свое производство прокуратура республики. Выехали на место происшествия. Шебиханов повторил свои показания и даже показал, с какого места сам вел огонь из автомата Калашникова калибра 5,45. Казалось, все подтвердилось. И дело было передано в суд.

Шебиханова обвинили в терроризме, убийстве и участии в незаконном вооруженном формировании. При этом эпизод с задержанием в обвинительное заключение вообще не попал.

- А что ему тут можно вменить? - развели руками в прокуратуре. - При задержании Шебиханов сопротивления не оказывал, оружия при нем обнаружено не было. Как он попал в компанию к Ганиеву и Оздоеву, тоже объяснил вроде бы связно. Он сам из Чечни, жил в селении Новый Энгиной, потом - в Грозном, а последнее время снимал с родителями дом в селении Пседах (том самом, в окрестностях которого была обнаружена стоянка отряда боевиков, готовивших захват школы в Беслане; там же проживал единственный оставшийся в живых участник этого нападения Нур-паша Кулаев. - "Известия"). Как-то вечером к нему приехали Оздоев (он был за рулем) и Ганиев и попросили вместе проехать до Карабулака. Он и поехал.

Оправдательный вердикт присяжные вынесли единогласно

Обвинение в терроризме на суде, который проходил с участием присяжных, тоже лопнуло. На месте боя не было обнаружено обличающих Шебиханова вещественных доказательств. Выжившие военнослужащие не смогли назвать примет нападавших, а сторонних свидетелей не было.

У обвинения было только признание Шебиханова, но в суде он от него отказался. Заявил, что сотрудники УБОПа пытали его - вставали на позвоночник ногами и выламывали спину. И под пытками он оговорил себя.

- Объективно говоря, доказательная база была действительно слабоватой, - сказал "Известиям" источник в республиканской прокуратуре. - Все основывалось только на показаниях самого Шебиханова. На следствии он называл фамилии и клички соучастников, но никого привлечь не удалось: кто-то погиб, кто-то неизвестно где, а про некоторых мы вообще не слышали, что это за люди. Поэтому в процессе участвовал один Шебиханов. Так что можно было ожидать, что на суде он выкинет такой номер. Это достаточно развитый парень, 1979 года рождения, далеко не глупый, спокойный, уверенный.

Слабость доказательной базы подтвердили в Верховном суде Ингушетии.

- Когда Шебиханов отказался от своих показаний, то по ходатайству прокуратуры я разрешил огласить его показания на предварительном следствии, - сказал "Известиям" председательствовавший на том процессе судья Хасан Яндиев. - Лично у меня по материалам дела складывалось впечатление, что скорее всего он участвовал в том нападении, в котором его обвиняют. Но на присяжных материалы предварительного следствия, видимо, не подействовали. Вообще-то они показались мне людьми умными, интеллигентными, помню, учителя среди них были, врачи - в основном люди 40-50 лет. Обвинить их в необъективности оснований не было. Во время отбора мы их спрашивали, нет ли среди них или среди их родственников пострадавших от федеральных войск либо от боевиков. Тех, кто пострадал от той или иной стороны, отводили.

Оправдательный вердикт был вынесен единогласно. Прямо в зале суда боевик был освобожден из-под стражи. И это при том, что приговор еще не вступил в законную силу, а прокуратура Ингушетии опротестовала его в Верховном суде России.

"Начальство прикажет - идем по следу. Нет - значит, нет"

- Мы все были просто ошарашены таким приговором! - заявил "Известиям" начальник УБОПа Ингушетии Ибрагим Бархоев. - Была полная доказательная база, а тут - взяли и оправдали. Более того, нам из суда только на второй день сообщили о его освобождении, мы упустили время для организации оперативных мероприятий (имеется в виду слежка. - "Известия"). Шебиханов два дня тут покрутился и исчез. Мы его нашли, но он снова пропал из поля зрения - в лес ушел.

Завершавший "дело Шебиханова" следователь республиканской прокуратуры Билан Арчаков также считает, что доказательств было собрано достаточно.

- Были задержаны люди, которые, по оперативным данным, вместе с Шебихановым принимали участие в нападении на федералов. Они содержатся в различных СИЗО и могли бы дать свидетельские показания, если бы их вызвали в суд, - сказал он "Известиям".

Например, говорят в прокуратуре, это мог быть Ганиев, которому Шебиханов рассказывал о своем участии в нападении, или подозреваемый в организации нападения некий Маргашвили. Оба они содержатся в СИЗО на Северном Кавказе.

- Да что они такое говорят! - возмутился в ответ судья Яндиев. - Может, и были свидетели, но прокуратура нам их не представила. О каких людях разговор? Ганиев, которому Шебиханов якобы рассказывал о своем участии в нападении на отряд? Мы заслушали его письменные показания. И я понимаю, почему его не привели в суд, - он бы от всего отказался. Маргашвили? Но с него все обвинения в совершении этого теракта были сняты. Что бы он показал, если юридически считается, что его там не было? Тем не менее мы вызывали этого Маргашвили, но прокуратура его не представила. А обеспечивать явку свидетелей - это обязанность сторон, у нас же состязательный процесс.

Как бы то ни было, в результате матерый боевик спокойно ушел на все четыре стороны. О том, чтобы проследить за ним, никто не побеспокоился.

- Конечно, по-хорошему так свободно таких людей упускать нельзя, но в жизни, к сожалению, это происходит, - сказали "Известиям" в Управлении ФСБ по Ингушетии. - Ни у нас, ни у милиции часто не хватает возможности всех отслеживать. Прикажет начальство - идем по следу. Нет - значит, нет.

"Мы не можем расширить свое оперативное присутствие на Кавказе"

О том, почему ФСБ и МВД не вели за оправданным боевиком оперативного наблюдения, - вопрос отдельный. На него "Известиям" попытался ответить один из сотрудников ФСБ Чечни:

- Главная проблема спецслужб на Северном Кавказе - их оторванность от местного населения. Именно поэтому мы не можем расширить здесь свое оперативное присутствие настолько, насколько это необходимо для полного контроля за ситуацией. Эта проблема касается и Чечни, и Ингушетии, и Кабардино-Балкарии, и Карачаево-Черкесии. Население не дает нам информации, агентурная сеть, конечно, существует, но она работает только по важным персонам. Например, Хаттаба ликвидировали именно благодаря агентуре. Это крупный успех, но и крупных провалов было не меньше. Возьмем, например, Зулихан Элихаджиеву, террористку, взорвавшуюся в Тушине. О том, что ее увел из дому сводный брат-ваххабит, было известно еще в марте 2003 года сотрудникам комендантской роты Курчалоевского района. Характерно, что мать Зулихан обратилась именно к этим ямадаевцам, а не в милицию. Во-первых, милиции она не доверяла, во-вторых, не хотела давать делу официальный ход, потому что по чеченским обычаям уход девушки из семьи - большой позор. Ямадаевцы посидели в засаде, никого не выследили и забыли про это дело. Нам они тоже ничего не сообщили, видимо, посчитав, что не стоит вмешивать русских в семейную чеченскую разборку. А через три месяца эта похищенная по своим документам вылетает в Москву и там взрывается. У Заремы Мужахоевой тоже были давние и очевидные криминальные связи в станице Ассиновская, да и муженек ее покойный Хашиев принадлежал к ваххабитскому клану. Но и за ней никто из агентов оперативного наблюдения не вел. Смертницы, взорвавшиеся в самолетах и у метро "Рижская", вообще создали на Центральном рынке Грозного "женский джамаат", и никто об этом не знал вплоть до терактов. Это говорит о том, что на рынке - ключевом оперативном объекте агентуры вообще нет. Теперь насчет Шебиханова. Опера и следствие его довели до суда, а присяжные оправдали. Операм и следователям обидно, и пасти они этого Шебиханова после освобождения, конечно, должны, но, скорее всего, не будут, по-человечески это понятно. Наиболее эффективная оперативная работа ведется с бывшими боевиками, сдавшимися под амнистию и получившими должности, например, в милиции. Вот их мы отслеживаем, и оружие их на учете. И если кто-то из них попытается выйти на связь со своими прежними дружками или вернуться в банду, ему будет это затруднительно. За остальными наблюдать трудно. Причина, повторюсь, простая - местное население не желает сдавать своих соплеменников спецслужбам до тех пор, пока эти спецслужбы сами кого-нибудь не поймают. Вот тогда уже на пойманного можно кое-как получить информацию. Местные не верят федералам, потому что федералы с 1994 года сделали много чего, чтобы подорвать доверие к себе. Ситуация сложная, но поправимая, однако для этого понадобится время. Может - год, может - десять. Но пока люди психологически не согласятся сотрудничать с властью, мы должны ждать удара откуда угодно.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Вадим Речкалов
Скоты в сапогах
В Еланской дивизии рядовые избили лейтенанта ногами
04.12.2008
Легенда о патриоте
Алексея Денисова сожгли на Вечном огне ни за что
03.03.2008
Идущий на Джихад
Заметки от лица кавказской национальности
11.08.2006
Армия Басаева
Почему спецслужбы не могут поймать Шамиля Басаева. Причина N 1
06.12.2004
Все статьи Вадим Речкалов
Последние комментарии
«Удар по политической стабильности в стране»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 18:31
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 18:28
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Русский Иван
23.04.2024 18:19
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
23.04.2024 18:16
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 17:02