"Я позвонила одному прекрасному человеку, который был на "Голом острове" и спрашиваю, вы хотели бы поехать в Россию? В ответ молчание. А потом ответ: "А кто б не хотел последний раз увидеть свою родную мать?" - рассказывает председатель общества сербско-русской дружбы актриса Ивана Жигон. 20 октября 2004 года исполняется 60 лет со дня освобождения Белграда. Сегодня в Россию приехали узники сербских концлагерей.
В боях за освобождение Сербии погибли 7,5 тысяч российских солдат и офицеров. Впервые в истории сербско-российских отношений в Москву прибыли около сорока бывших политзаключенные концлагерей "Голый остров" и Ясиновец, ветераны Второй мировой войны, репрессированные за то, что в 1948 году поддержали знаменитую резолюцию Коминформа, осуждавшую политику Иосипа Броз Тито, и впоследствии выступали с критикой разрыва отношений между Югославией и Советским Союзом.
Однако сами они говорят, что их сажали за единственную провинность - за любовь к "матушке-России". По словам Иваны Жигон, "в истории никогда не существовало другого ГУЛАГа, кроме "Голого острова", куда ссылались люди только за любовь одного народа к другому, за любовь к другой стране. Они называли и называют сейчас Россию своей прародиной, общей матерью".
Как отметил президент Центра Национальной Славы России и Фонда Андрея Первозванного Александр Мельник, "наши гости представляют общество узников одного из самых страшных лагерей, который существовал в те времена и одного из самых тяжелых в наших отношениях. Это люди, которые после 1948 года не отказались от своего отношения к России и Красной Армии и из-за этого прошли тот ГУЛАГ, который существовал в Сербии".
Среди тех, кто приехал в Москву не только ветераны, но и те, кто находился в лагерях после 48 года. Они знамениты в Югославии, но почти неизвестны в России. Фактически в одну ночь перед теми, кто воевал за Сербию и Черногорию, за будущее, был поставлен вопрос: "Вы за кого, за Сталина или за Тито?" Тогда, по признаю самих бывших узников, они восприняли этот вопрос иначе - "вы за Тито или за Россию?" Лагерей было несколько. Отдельные - для мужчин, женщин, командиров и детей. Страшно было то, что "Голый остров" даже невозможно было сравнить с российскими концлагерями, поскольку это была изощренная пытка и уничтожение сознания и духа народа. В качестве работы и наказания узники должны были переносить камни с одного берега на другой.
Среди гостей, приехавших в Россию, ветеран Второй Мировой Войны, председатель Общества "Голый остров" (Черногория), автор 7 книг о концлагере Милинко Стоянович. Проведший 8 лет на "Голом острове", ветеран Второй Мировой Войны, председатель Общества "Голый остров" (Сербия) Моисие Милачич. Ветеран Второй Мировой Войны, участник освобождения Белграда Владимир-Владо Стругар и одни из немногих выживших в детском концлагере Ясиновец Драго Шормаз.
Сегодня "Голый остров", находящийся в Адриатике и принадлежащий Хорватии превращен в свалку. Все скальные пещеры, где пытались укрыться узники, закатаны. Таким образом были уничтожены все доказательства одного из самых страшных преступлений против сербского народа.