itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Пограничная глушь

Религия 
0
464
Время на чтение 3 минуты
С одной стороны, Сланцевский район у нас - самый западный. За рекой Наровой там уже Эстония. С другой стороны - не в обиду местным жителям будь сказано, редко где такую глушь найдешь. Некоторые не искушенные в географии питерцы вообще уверены, что Сланцы - это где-нибудь за Киришами еще дальше в лес. Вот Кингисепп - да, он на большой дороге стоит, мимо идет поток экспорта-импорта. А из Сланцев можно попасть только в Гдов, такой же райцентр, как и сами Сланцы, только с куда более древней историей.

Сланец-кормилец

Город Сланцы - молодой. На въезде стоит транспарант, возвещающий, что основан он был в 1930 году. Но, оказывается, в городе до сих пор идут дебаты, сколько же ему лет, - то ли считать с момента разработки месторождения горючего сланца, то ли со времени возникновения рабочего поселка. Три или четыре версии существует, и жители уже сами окончательно запутались, когда у них юбилей. Вот то, что объединению "Ленинградсланец" 70 лет, знают все, - в августе нынешнего года праздновали.

Город-то молодой, но возник он, естественно, не на пустом месте. Красивые берега степенной Плюссы всегда были густо заселены, и обилие археологических памятников подтверждает древность здешних поселений. На месте части нынешних Сланцев была деревня Никольщина, ее снесли, и старожилы утверждают, что главная улица прошла по деревенскому кладбищу, но это обычная практика советского времени. В самих Сланцах никаких объектов, способных привлечь внимание регионавтов, нет - кроме обнажений ордовикских пород на Плюссе в черте города и состарившихся шахт, которые уже представляют интерес для любителей индустриальной археологии.

Но сразу за Сланцами достопримечательности идут кучно: это в основном церкви и старинные деревни, помещичьи усадьбы здесь были невелики, не слишком зажиточны и практически не сохранились. Плохо еще и то, что район оказался необследованным историками и архитекторами: у Министерства культуры, заказывавшего обследование, на Сланцах деньги кончились.

Край огромных церквей

Даже в настольной книге всякого краеведа "Памятники архитектуры Ленинградской области" Храмы Сланцевского районаТатьяны и Юрия Гоголицыных, изданной в 1987 году, в районе сосчитан только один объект, который следует посещать и осматривать, - это церковь Михаила Архангела в деревне Сижно. Спору нет, хороша церковка, не изуродована перестройками, настоящий XVII век, и погост такой привольный, красивый, украшенный каменным крестом. То, что Сижно буквально подпирают терриконы шахты N 3, воспринимается местными как привычная деталь пейзажа.

Сижно - с одной стороны и Большие Поля с другой стороны Плюссы - это два центра, куда стекаются на богомолье вдруг уверовавшие жители индустриального городка. В самих Сланцах церкви нет. Та, что за деревней Большие Поля, будет попроще сижновской, она деревянная, без архитектурных изысков, и известно про нее то, что раньше стояла она в деревне Низы на Нарове, которую затопило Нарвское водохранилище. Церковь разобрали и перевезли в более сухое место.

Вызывает некоторое удивление и несомненный интерес то, что в сланцевских деревнях стоят церкви величины преизрядной. Это какое ж должно быть население, чтобы наполнить огромные каменные храмы, сохранившиеся в Старополье, Ложголове, Пенине, Козьей Горе, Зажупанье, Заручье. Значит, велики были опустевшие и обнищавшие ныне села, где еще сохранились дореволюционные каменные или могучие бревенчатые дома - и ведь не один-два дома на деревню, а вся улица такая.

Пещерный храм

Местные могли позволить себе даже пещерный храм - такой редкостью в нынешней Ленобласти похвалиться больше никто не может. На реке Долгой чуть ниже озера Долгого в обрывистом берегу из песчаника была выкопана пещера, при ней поставили каменную церковь и другие здания, неподалеку - мельницу. Числилось это местное чудо при Доложском погосте (нынешняя деревня Заручье раньше носила имя Доложск), называлось оно Свято-Успенский скит с богадельней, а занимались сестры обители тем, что ухаживали за престарелыми крестьянками, жившими в богадельне. Каменный Успенский храм был построен в начале XX века, но местные любят повторять, что пещера та древняя, выкопанная печерскими монахами, привыкшими к такому роду деятельности, более того, пещера была не одна.

Сейчас это дикое место на берегу реки, вместо храма - один фундамент (церковь разобрали на кирпич в 50-х годах XX века), но сохранилась гранитная набережная и сама крипта (пещера). Это узкая высокая штольня, впрочем, короткая. В самом ее конце - родничок, еле пробивающийся из-под песка (считается святым, но набрать из него воду затруднительно - надо раскапывать). О том, что пещера была куда больше, свидетельствуют боковые ответвления, заваленные битым кирпичом, упавшим со свода.

Восстановить крипту в ее первоначальном виде практически невозможно: во-первых, очень сильно сыплется порода, во-вторых, подогнать технику в место, славящееся своим бездорожьем, нереально. Да и слава Богу: уголок этот настолько красив и умиротворяющ в нынешнем его виде, что ремонтно-строительные работы, которые у нас не умеют делать аккуратно, приведут весь окружающий ландшафт в полное безобразие. И камень, на который, по преданию, ступила сама Богородица, пусть себе мирно лежит в реке, как лежал веками. А то ведь если проложить дорогу для вкусивших православия неофитов - затопчут и берег, и крипту, и камень.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Татьяна Хмельник
Храм обреченный
Года через три этого удивительного храма не станет. Если не случится чуда
24.04.2007
Многодетный полк
Воинская часть в поселке Бугры Ленобласти приютила беспризорных детей из Республики Коми
05.04.2007
Все статьи Татьяна Хмельник
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 00:00
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04