Во Владикавказе шел очередной митинг, участниками которого были многие родители погибших детей. На нем не было громких, патетических фраз, спекулятивных заявлений и требований. Объединенные общей бедой жители Беслана вновь обращались к руководству республики с рядом непростых вопросов...
...Еще 30 октября 2001 года неизвестный преступник захватил во Владикавказе детскую поликлинику N 1, повесил трем ее сотрудницам на шеи связки боевых гранат и потребовал под угрозой взрыва от республиканских властей довольно крупную сумму денег - в обмен на человеческие жизни. А чтобы обезопасить себя от снайперской пули, террорист заявил, что в городе у него есть сообщники, готовые в случае его гибели взорвать многоэтажный дом.
Дабы не рисковать жизнями многих людей, республиканские спецслужбы выполнили требования. Террористу был предоставлен автомобиль "Нива", в салоне которого лежал чемодан с требуемыми деньгами. А на переднем пассажирском месте этого автомобиля сидел тогдашний зам. министра МВД Северной Осетии. Террорист спокойно сел за руль внедорожника и в компании высокопоставленного милиционера отъехал от поликлиники. А далее начались настоящие чудеса. В районе городской школы N 26 преступник высадил полковника милиции из салона автомобиля и на крохотном, длиной всего с километр, участке проспекта Коста благополучно оторвался от сопровождающего его милицейского эскорта.
Прошло почти три года. Преступник так и не был установлен. Был создан опасный прецедент безнаказанного захвата в заложники целого медучреждения. И надо полагать, главари действующих против России террористических сил скрупулезно изучили и этот захват владикавказской поликлиники, сделав из происшедшего нужные для себя выводы. Ведь в Беслане террористам предстояло иметь дело с теми самыми людьми в погонах, которые так бездарно позволили их "коллеге" избежать справедливого возмездия. А безнаказанность порождает рецидив.
Похоже, что республиканское руководство МВД никаких уроков, увы, не извлекло. Иначе чем объяснить тот факт, что на фоне целой череды августовских терактов (взрывы в Москве, подрыв самолетов, рейд боевиков на Грозный), праздничное мероприятие в центральной школе города Беслана охраняло всего четверо милиционеров? И это при том, что в спецслужбы поступала информация о возможном теракте на территории Северной Осетии. Стоит отметить личное мужество тех самых четверых рядовых осетинских милиционеров, которые, несмотря на многократное превосходство противника в численности и вооружении, не побоялись вступить в бой с захватывающими школу террористами и даже смогли в столь неравных условиях убить одного из бандитов.
Насколько известно, были все же сигналы от жителей Беслана в адрес правоохранителей о появлении в городе двух незнакомых автомашин, одной из которых, похоже, и был тот самый "ГАЗ-66", на котором бандиты подъехали 1 сентября к школе номер один. Спрашивается, неужели так трудно было перепроверить поступающую от людей информацию и проявить служебный интерес к указанному в донесениях автотранспорту? И "цепочка зла", возможно, не сработала бы?
Сразу после трагедии в бесланской школе номер 1 в Северную Осетию стала поступать гуманитарная помощь из российских регионов и зарубежных стран. Однако уже через несколько дней были отмечены факты, мягко говоря, нецелевого использования присылаемых пострадавшим медикаментов и продуктов. В связи с этим создана комиссия по распределению гуманитарных грузов, деятельность которой взял под личный контроль президент республики Александр Дзасохов.