Революция 13 сентября

Путин объявил войну новому феодализму

Новости Москвы  Политика 
0
394
Время на чтение 6 минут
Не так давно отмечали столетие со дня рождения Дэн Сяопина. Реформатор Поднебесной прославился, среди прочего, одним истинно китайским bon mot. Отвечая на вопрос американского президента о том, как в Китае оценивают историческую роль Великой Французской Революции, Дэн сказал буквально следующее: "С тех пор прошло еще слишком мало времени для того, чтобы можно было ее оценивать".

Российские политические комментаторы, не в пример товарищу Дэну, научились давать оценки историческим событиям буквально в считанные минуты. 13 сентября 2004 года президент Путин предложил радикально новые принципы федеративного устройства России. В этот же день, уже через час-полтора после выступления, русский политический интернет наполнился комментариями, общая тональность которых более всего напоминает плач "На реках вавилонских". И то ли еще будет, когда выйдут ежедневные газеты.

Основная идея: теракт в Беслане стал для Кремля всего лишь поводом к очередному закручиванию гаек ради построения "властной вертикали". Вертикаль оная, соответственно, работает чем дальше, тем хуже - однако начальство это понимает только в том смысле, что она пока еще недостаточно вертикальная. И потому в ближайшем будущем вероятна или катастрофа режима, или распад России, или, лучшем случае, окончательная победа тоталитаризма над завоеваниями свободы.

При этом практически никто из комментаторов не пошел дальше этих довольно-таки туманных и безответственных прогнозов. Критические оценки вкупе с апокалиптическими призывами подменили анализ: прочитать о возможных краткосрочных последствиях того, что предлагает Путин, оказалось попросту негде. "Катастрофная элита" в очередной раз застыла в сладострастном ожидании новой катастрофы.

Пока непонятно, как данный факт отразится на ходе той войны, которую своим выступлением объявил Путин. Это именно война, и противник в данном случае, может быть, даже более серьезен, чем планировщики и спонсоры терактов в Москве и Беслане. Точнее, сама возможность возникновения этих планировщиков и спонсоров на горизонте - лишь одно из следствий "жизнедеятельности" того механизма, который пытается сегодня демонтировать Кремль. Это - механизм расширенного воспроизводства разномасштабных феодальных диктатур на территории России.

Новый феодализм

Под "феодальными диктатурами" имеются в виду не только и не столько "субъекты федерации" с их избираемыми руководителями - но и в первую очередь сама федеральная власть, и любой ее "уровень", вплоть до глав сельских администраций.

Корневая проблема федерализма образца 1993 года - клинч взаимной безответственности. Глава исполнительной власти получает власть из рук жителей своего региона, а административную и финансовую ответственность несет перед федеральным центром. Ответственность именно за распределение идущих из центра денег - собираются они туда совершенно другим образом (большая часть российского госбюджета - налоги крупнейших компаний). Таким образом, поход в исполнительную власть - это своего рода бизнес: нужно затратить много денег, чтобы выиграть выборы и получить возможность распоряжаться деньгами государственными. На языке хозяйства - "инвестиционный проект", на языке государства - разворовывание власти.

В целом по стране эта ситуация приводит к характерным последствиям. Во-первых, в ряде мест возникают своего рода "электоральные монополии", когда одна группа или клан захватывает контроль над ресурсами, делающий невозможным ее смещение, и воцаряется бабай, который правит до смерти включительно - выторговывая у Кремля право очередной раз признать свой срок "первым". Во-вторых, на институциональном уровне воспроизводится массовая бедность - когда власть занимается тем, что создает огромное количество низкооплачиваемых рабочих мест ради контроля над значительным числом голосов на выборах. В-третьих, при наличии двух типов ответственности реально не работает ни один.

При этом, поскольку "большие нефтегазовые" деньги распределяются Москвой, избираемость губернаторов никак не влияет на политические риски регионализации: основным тезисом становится "нам недодали", и избранный губернатор в любой момент избегает ответственности, указав пальцем на Кремль. Именно Москва, а не собственная территория, воспринимается как ресурс и источник благ, и потому становится бессмысленным заниматься экономическим развитием регионов - безотносительно даже к тому, как именно распределяются собираемые на местах налоги.

Применительно к Кавказу, где "клан" буквально и означает родственный клан, это приводит к массовому воспроизводству Дзасоховых и Аушевых. Местные силовые структуры, состоящие из дальних родственников главы, превращаются в их личную гвардию, все остальное население покорно голосует за кого надо и массово копит оружие, а любые федеральные проекты и реформы глохнут еще на дальних подступах к региону.

Разделение ответственности

В результате принятия нынешних решений, скорее всего, произойдет несколько неочевидных сейчас вещей. В первую очередь, резко увеличится роль региональных парламентов - законодательных собраний; и, соответственно, региональной политики и регионального самоуправления. Глава ЗС станет де-факто лицом региона, представляющим его перед страной - осуществляя ту функцию, которую сейчас обычно исполняет губернатор. Именно он будет политиком, т.е. фигурой, решающей политические вопросы - о статусе региона, его отношениях с центром, принципах организации жизни в регионе и его развития.

В то время как назначаемый Москвой губернатор будет нести непосредственную ответственность перед Москвой за распределение федеральных денег и реализацию федеральных программ, а перед ЗС (и тем самым - перед населением региона) - за реализацию программ (т.е. трату денег) региональных. И, наконец, он не будет ни "политиком", ни представителем какого-либо из местных кланов - а это, как нетрудно понять, не ослабляет, а усиливает его позиции в регионе, позволяя ему быть если не арбитром, то, во всяком случае, беспристрастным чиновником.

Было бы разумно продолжить эту логику, реформировав Госсовет таким образом, чтобы он состоял не из губернаторов (во всяком случае, с того момента, как их начнут назначать), а из глав ЗС регионов. Тогда Госсовет становится как бы надстройкой над Советом Федерации - этот последний, состоя из представителей тех же ЗС, занимается повседневным законодательным процессом, а статусные лица собираются от случая к случаю для обсуждения ключевых тем госстроительства.

Принцип партийности

Та же самая логика применима к отмене "одномандатных округов". Не далее как девять месяцев назад депутат-одномандатник В.А.Рыжков продемонстрировал миру весьма изящную арифметику. Партия "Единая Россия", получив 18% голосов от общего числа избирателей, 37% от числа пришедших на участки, имеет в думе за счет примкнувших и перешедших одномандатников около 70% - и контролирует конституционное большинство.

Все это - прямой результат эволюции нынешней смешанной системы. Как только "партия начальства", консолидировавшись, освоила технологию производства гарантированного результата на одномандатных выборах, она автоматически получила конституционное большинство. Сегодняшние "одномандатники" - это когда на единицы сравнительно ярких политиков (Рыжков, Гончар, Крашенинников) приходится масса лоббистов из "народной партии", составляющих вместе то думское болото, которое является сегодня образцом государственного позора. Но люди ведь голосовали за них - "он свет обещал дать... дорогу провести..." Это федеральный-то депутат, чья задача - законы общероссийского радиуса действия!

Понятно, впрочем, что в условиях загубленной на корню партийной системы образца того же посткатастрофного 1993 года семипроцентный барьер - ограничитель, делающий эту меру (отмену одномандатных округов) если не бессмысленной, то крайне малодейственной. Если отменять "мажоритарку" - значит, надо снижать барьер. И не только это: необходимо создать условия для функционирования полноценных "партийных" СМИ (в т.ч. и электронных), создать работоспособные механизмы финансирования партий - в первую очередь, массового сбора средств на избирательные кампании. В этом случае -есть шанс, что в России опять появится парламент.

Пасынки реформ

Во всем массиве комментариев почти не видно критики как раз тех решений, которые выглядят наиболее постыдными. Главное из них - это, конечно, очередное назначение Владимира Яковлева. Теперь под него воссоздается распущенное было министерство, которое неизвестно чем занималось в прошлой жизни, зато известно чем будет заниматься теперь: поддерживать бывшему питерскому губернатору его статус министра.

Чиновная одиссея Яковлева - это вообще целый гимн постсоветскому синекуротворчеству. Вице-премьер по "сантехнике", полпред в Южном округе, теперь вот - министр по...

Нет, в самом деле, если невозможно уволить человека без сохранения статуса, почему нельзя тогда назвать вещи своими именами? Сделать, скажем, именные министерства, специально для таких вот VIP-персон: министерство Яковлева, министерство Реймана, федеральная служба Лесина, агентства Трошева, Казанцева, Драчевского... Это будет, во-первых, честнее, во-вторых - экономнее, а в-третьих - намного понятнее. Наконец, попросту технологичнее: можно будет каждый раз перераспределять функции по министерствам заново, в зависимости от обстановки.

Вот уж был бы действительно радикальный ход, в духе новейших представлений об эффективном менеджменте. Увы, если и есть сегодня какие-то реальные, "без базара", претензии к новейшим реформам - так это именно недостаток честности и здорового радикализма. Претензии, правда, не категорические - судя по реакциям, президент и так перепугал всех далее некуда. Пугливые ведь...
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Чадаев
«За весь период спецоперации мы дважды прошли по краю»
Что на самом деле остановило украинский контрнаступ, как мы научились отражать атаки дронов и есть ли дырки в «железном занавесе»
05.01.2024
Мы – истинная Европа, остальные – самозванцы
Интервью с философом Алексеем Чадаевым
11.11.2023
«Страх победы и надежда на поражение»
О настроениях значительной части российской элиты
27.01.2023
Гаммельнский крысолов - берлинский пациент
Дудка крысолова из миллионов смартфонов шарашит не затыкаясь, на полную мощность
22.01.2021
Все статьи Алексей Чадаев
Новости Москвы
Все статьи темы
Политика
Все статьи темы
Последние комментарии
Кто у «них» главный – Трамп или Маск?
Новый комментарий от Elenaelena
21.12.2024 22:23
Зачем нам нужно освободить Киев?
Новый комментарий от Владимир Николаев
21.12.2024 22:05
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Агафон
21.12.2024 21:14
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от Владимир С.М.
21.12.2024 20:43
Церковь всегда будет нуждаться в таких пастырях
Новый комментарий от Владимир Николаев
21.12.2024 20:21
Стерпим хулу на Церковь и клевету на Победоносцева
Новый комментарий от Тимофеев Александр
21.12.2024 19:30