Икона возвращается на тормозах

Передача копии Казанской иконы Божией Матери пройдет "в рабочей обстановке". И при явном недовольстве в Татарстане

Новости Москвы  Религия 
0
293
Время на чтение 6 минут
Одиннадцать лет назад в личных покоях Папы Иоанна Павла II появилась необычная русская икона. Американские католики выкупили на одном из аукционов и преподнесли в дар понтифику Казанский образ Божией Матери, удивительно похожий на тот, что был украден из Казани в 1904 году. Папа, не слишком разбирающийся в тонкостях русской иконографии, сразу решил, что это и есть подлинная чудотворная икона, явившаяся вскоре после присоединения Казани к России и прославившаяся бесчисленными чудесами.

Вскоре глава Римско-Католической церкви предложил Патриарху Алексию II забрать икону, но с одним условием: сделать это непосредственно из рук Папы. Глава же Русской церкви, как известно, с понтификом встречаться не хочет. Такая встреча весьма опасна с точки зрения церковной политики. Во-первых, Патриарх на ней неизбежно будет выглядеть "младшим", а значит, встреча будет иметь оттенок "капитуляции", признания Русской церковью правильности ватиканской политики на постсоветском пространстве (напомним, что в РПЦ эту политику называют "прозелитизм"). Во-вторых, в РПЦ сейчас, безусловно, доминируют консервативные настроения, и встреча Патриарха с Папой чревата массовыми протестами церковных "низов". С другой стороны, если икона, хранящаяся у Папы, действительно подлинная и чудотворная, то Патриарх опять-таки рискует получить осуждение паствы за то, что он ничего не делает для вызволения такой святыни из рук еретиков-католиков. Такая вот непростая дилемма.

НА "РУССКОМ" НАПРАВЛЕНИИ

Для Ватикана "русское направление" внешней политики является принципиально важным. Ведь РПЦ - крупнейшая Православная церковь мира, и ее роль в церковной геополитике постоянно возрастает. Благодаря энергичным усилиям митрополита Кирилла (Гундяева), "министра иностранных дел" РПЦ, Московская патриархия (МП) становится самостоятельным "субъектом международных отношений", открывая свои представительства при европейских структурах в Брюсселе и Страсбурге. "Нормализация отношений с православными" (в перспективе - восстановление церковного общения с ними) остается для папского престола задачей номер один со времен Ферраро-Флорентийского собора (XV в.).

Визит в Россию - старая и заветная мечта Иоанна Павла II, первого славянина на папском престоле. Подбираясь к Москве, он объездил многие страны бывшего Советского Союза - Украину, Казахстан, Грузию, Армению, Азербайджан. С "казанским проектом" совпала смена папского нунция - посла Ватикана в Москве. В 2002 году им стал архиепископ Антонио Меннини. В бытность нунцием в Софии он успешно организовал папский визит в Болгарию - также традиционно православную страну. Монсеньор Меннини быстро сориентировался в российской специфике и понял, что повтор болгарского триумфа Папы здесь маловероятен. Нунций решил сыграть на сохранявшихся в эпоху "раннего Путина" противоречиях между Москвой и Казанью и вступил в сепаратные переговоры с руководством Татарстана. Задумка нунция состояла в том, чтобы "вернуть" икону непосредственно "народу Татарстана", в Казань, приурочив это событие к предстоящему празднованию 1000-летия города. Ради этого был задуман особый визит Папы в Монголию, где католиков насчитывается немногим более 600 человек, с остановкой в Казани "для дозаправки самолета". Но Москва вскоре покончила с последними остатками татарстанского суверенитета, а РПЦ заявила, что Казань является такой же неотъемлемой частью "канонической территории" Московского патриархата, как и сама Москва. Поэтому визит туда Папы без согласия Патриарха Московского невозможен. Окончательное фиаско "казанский проект" Ватикана потерпел после распространения слуха о том, что "икона-то - ненастоящая!". Как по команде, российская "православно-патриотическая общественность" начала вопиять, что Папа в очередной раз хочет нас обмануть и пытается подсунуть русскому народу копию вместо подлинной чудотворной иконы. В Рим направилась авторитетная богословско-искусствоведческая комиссия, которая внимательно осмотрела образ и пришла к заключению, что он является позднейшей копией - скорее всего, XVIII века - и особой сакрально-культурной ценности не представляет. Копий Казанской иконы подобного уровня в России насчитывается не менее десятка - одна из них, весьма почитаемая православными москвичами, находится в иконостасе Богоявленского собора в Елохове.

РОССИЙСКИЕ КАТОЛИКИ - NON GRATA

Несколько лет назад российские католики - само существование которых на "канонической территории" Московского патриархата, напомним, является официальным препятствием для нормализации отношений двух Церквей - почувствовали резкую смену курса своего ватиканского руководства. Если в 1990-е годы в Ватикане с пафосом говорили о "возрождении католических структур" в России, то в начале 2000-х началось сворачивание всех католических инициатив в РФ. Большинство ватиканских политиков (прежде всего, госсекретарь Анджело Содано и председатель Папского совета по христианскому единству Вальтер Каспер) пришли к выводу, что плетью обуха не перешибешь и надо начинать "договариваться" с руководством РПЦ. Любой ценой. В Москву потянулись "частные делегации" от разных католических епархий и монашеских орденов с богатыми дарами Патриарху и с разными общехристианскими святынями, которые, однако, выставлялись для поклонения верующих исключительно в православных храмах. Особенно задел чувства московских католиков недавний приезд группы итальянских доминиканцев с мощами св. Валентина. Святыня несколько дней простояла в номере гостиницы "Даниловская", где разместили гостей, но так и не добралась до католического кафедрального собора Непорочного Зачатия на Малой Грузинской.

Крупнейшие благотворительные организации католической Церкви, такие как "Реновабис" и фонд "Помощь Церкви в нужде", патронируемый лично Папой, резко сократили свои "инвестиции" в российских католиков, переведя их на благо РПЦ. Даже по официальным отчетам объем ежегодной помощи этих организаций разным православным проектам в России, курируемым, как правило, "министерством" митрополита Кирилла, достиг нескольких миллионов долларов. На католические деньги был, например, запущен православный миссионерский теплоход-храм по Волге, открыты несколько епархиальных газет и учебных заведений, организованы бесплатные "паломнические поездки" за рубеж. Одновременно издание российской католической газеты "Свет Евангелия" сведено к минимуму, большинство русскоязычных католических интернет-ресурсов закрыто, епархии и приходы католиков в России перестали получать финансовую помощь на строительство храмов. Говорят, глав российских католиков митрополит Тадеуш Кондрусевич, наблюдая столь радикальный разворот ватиканской политики в России, как-то сказал в сердцах, что вынужден будет подать в отставку и признать свою миссию невыполнимой.

Впрочем, этот разворот не мешает Московскому патриархату продолжать распространять страшилки о безудержном католическом "прозелитизме" на "канонической территории" РПЦ, о захвате православных храмов на Западной Украине и о принудительном обучении католической вере детдомовцев где-то под Новосибирском. Характерно, что прямо на следующий день после визита кардинала Вальтера Каспера в Москву в феврале нынешнего года официальный "спикер" РПЦ протоиерей Всеволод Чаплин призвал епархии и приходы активнее присылать информацию о "любых фактах католического прозелитизма". Несомненно, что тому же кардиналу Вальтеру Касперу, который привозит в Москву Казанскую икону, придется выслушать очередную порцию претензий от руководства РПЦ.

Тем временем московские католики предпринимают отчаянные усилия, чтобы уговорить Ватикан поместить икону в ночь с 27 на 28 августа в собор Непорочного зачатия. Скорее всего, их усилия окажутся тщетными.

ОСКОРБЛЕНИЕ ТАТАРСКИХ ЧУВСТВ

Что будет дальше с возвращаемой иконой, пока неизвестно. Тот же о. Всеволод Чаплин сообщил, что ее судьба всецело находится в руках Патриарха. Для возвращения иконы в Казань, которое логично смотрелось бы в рамках празднования 1000-летия столицы Татарстана, возникли непредвиденные препятствия.

С резким протестом против привоза святыни в Казань выступил Всетатарский общественный центр. В заявлении этой влиятельной среди татар организации икона названа "символом колониального ига". Примечательно, что авторы протеста считают возвращение святыни в Казань актом надругательства не только над национальными, но и над религиозными чувствами большинства татарского народа.

Тем временем в РПЦ бытует "сакрально-географическая" концепция, согласно которой икона должна вернуться в Казань. Эту концепцию недавно изложил в эфире НТВ профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов. Как утверждает о. Максим, важнейшие чудотворные иконы Божией Матери как бы ограждают Россию крестом. С севера географический крест венчает недавно вернувшаяся из Америки Тихвинская икона, с запада - Смоленская, с востока - Владимирская, ну а с юга, стало быть, Казанская. С одной стороны, удивляют скромные размеры остающейся внутри такого кривого сакрального креста "канонической территории". Но с другой стороны, РПЦ четко дает понять, что ей без Казани не обойтись, и заслуг Ивана Грозного в священной истории России никто умалять не собирается. И это особенно знаменательно на фоне усиливающихся разговоров о канонизации Грозного царя.

ДОСЬЕ

Чудотворная Казанская икона Божией Матери была обретена 8 июля 1579 года 10-летней девочкой Матроной на пепелище сгоревшего дома недалеко от Казанского кремля. Это событие произошло через два десятилетия после взятия русскими Казани и ознаменовало включение бывшей столицы Казанского ханства в "сакральное пространство" Московского царства. Казанская икона находилась в рядах ополчения Минина и Пожарского, освободившего Москву от польских интервентов. В память об этом событии на Красной площади был построен Казанский собор. С начала XVII в. в разных регионах России появляются чудотворные копии Казанской иконы. Одной из них, написанной в начале XVIII в., и является возвращаемый из Ватикана образ. Подлинная Казанская икона хранилась в соборном храме Казанского Богородицкого монастыря, откуда была украдена в 1904 году. Дальнейшая ее судьба неизвестна. Копию Казанской иконы Патриарху Алексию II 28 августа передаст после литургии в Успенском соборе Московского Кремля представительная делегация Ватикана во главе с председателем Папского совета по содействию единству христиан кардиналом Вальтером Каспером.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Солдатов
Разогнанные и очень обиженные
Как патриарх Кирилл сам создал себе мощную оппозицию в РПЦ, «уволив» почти всех членов своей прежней команды
18.08.2019
На службе "миру сему"
Либеральная правозащита не устраивает власть. Церковь мобилизована на разработку новой "правозащитной концепции"
15.07.2005
Кремлевская птица "Шулхан Арух"
Антисемитские высказывания признаны прокурорами соответствующими российским законам
17.06.2005
Веронетерпимость
Владимир Путин попытался объединить православные церкви. Помешало соперничество митрополита Кирилла и о.Тихона Шевкунова
25.02.2005
Все статьи Александр Солдатов
Новости Москвы
Все статьи темы
Религия
Есть ли конфликт между Церковью и наукой?
Не стоит преувеличивать жестокость инквизиции по сравнению с репрессиями в Советском Союзе
19.10.2024
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Многодетным – дополнительный выходной!
Новый комментарий от Русский человек
19.11.2024 12:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 12:48
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Алекс
19.11.2024 12:32
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
19.11.2024 12:04
Продолжает сжиматься русская провинция
Новый комментарий от Русский человек
19.11.2024 11:55
Генерал, посмевший во время войны публично и нецензурно обругать Сталина
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.11.2024 10:30
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
19.11.2024 10:08