Вскоре глава Римско-Католической церкви предложил Патриарху Алексию II забрать икону, но с одним условием: сделать это непосредственно из рук Папы. Глава же Русской церкви, как известно, с понтификом встречаться не хочет. Такая встреча весьма опасна с точки зрения церковной политики. Во-первых, Патриарх на ней неизбежно будет выглядеть "младшим", а значит, встреча будет иметь оттенок "капитуляции", признания Русской церковью правильности ватиканской политики на постсоветском пространстве (напомним, что в РПЦ эту политику называют "прозелитизм"). Во-вторых, в РПЦ сейчас, безусловно, доминируют консервативные настроения, и встреча Патриарха с Папой чревата массовыми протестами церковных "низов". С другой стороны, если икона, хранящаяся у Папы, действительно подлинная и чудотворная, то Патриарх опять-таки рискует получить осуждение паствы за то, что он ничего не делает для вызволения такой святыни из рук еретиков-католиков. Такая вот непростая дилемма.
НА "РУССКОМ" НАПРАВЛЕНИИ
Для Ватикана "русское направление" внешней политики является принципиально важным. Ведь РПЦ - крупнейшая Православная церковь мира, и ее роль в церковной геополитике постоянно возрастает. Благодаря энергичным усилиям митрополита Кирилла (Гундяева), "министра иностранных дел" РПЦ, Московская патриархия (МП) становится самостоятельным "субъектом международных отношений", открывая свои представительства при европейских структурах в Брюсселе и Страсбурге. "Нормализация отношений с православными" (в перспективе - восстановление церковного общения с ними) остается для папского престола задачей номер один со времен Ферраро-Флорентийского собора (XV в.).
Визит в Россию - старая и заветная мечта Иоанна Павла II, первого славянина на папском престоле. Подбираясь к Москве, он объездил многие страны бывшего Советского Союза - Украину, Казахстан, Грузию, Армению, Азербайджан. С "казанским проектом" совпала смена папского нунция - посла Ватикана в Москве. В 2002 году им стал архиепископ Антонио Меннини. В бытность нунцием в Софии он успешно организовал папский визит в Болгарию - также традиционно православную страну. Монсеньор Меннини быстро сориентировался в российской специфике и понял, что повтор болгарского триумфа Папы здесь маловероятен. Нунций решил сыграть на сохранявшихся в эпоху "раннего Путина" противоречиях между Москвой и Казанью и вступил в сепаратные переговоры с руководством Татарстана. Задумка нунция состояла в том, чтобы "вернуть" икону непосредственно "народу Татарстана", в Казань, приурочив это событие к предстоящему празднованию 1000-летия города. Ради этого был задуман особый визит Папы в Монголию, где католиков насчитывается немногим более 600 человек, с остановкой в Казани "для дозаправки самолета". Но Москва вскоре покончила с последними остатками татарстанского суверенитета, а РПЦ заявила, что Казань является такой же неотъемлемой частью "канонической территории" Московского патриархата, как и сама Москва. Поэтому визит туда Папы без согласия Патриарха Московского невозможен. Окончательное фиаско "казанский проект" Ватикана потерпел после распространения слуха о том, что "икона-то - ненастоящая!". Как по команде, российская "православно-патриотическая общественность" начала вопиять, что Папа в очередной раз хочет нас обмануть и пытается подсунуть русскому народу копию вместо подлинной чудотворной иконы. В Рим направилась авторитетная богословско-искусствоведческая комиссия, которая внимательно осмотрела образ и пришла к заключению, что он является позднейшей копией - скорее всего, XVIII века - и особой сакрально-культурной ценности не представляет. Копий Казанской иконы подобного уровня в России насчитывается не менее десятка - одна из них, весьма почитаемая православными москвичами, находится в иконостасе Богоявленского собора в Елохове.
РОССИЙСКИЕ КАТОЛИКИ - NON GRATA
Несколько лет назад российские католики - само существование которых на "канонической территории" Московского патриархата, напомним, является официальным препятствием для нормализации отношений двух Церквей - почувствовали резкую смену курса своего ватиканского руководства. Если в 1990-е годы в Ватикане с пафосом говорили о "возрождении католических структур" в России, то в начале 2000-х началось сворачивание всех католических инициатив в РФ. Большинство ватиканских политиков (прежде всего, госсекретарь Анджело Содано и председатель Папского совета по христианскому единству Вальтер Каспер) пришли к выводу, что плетью обуха не перешибешь и надо начинать "договариваться" с руководством РПЦ. Любой ценой. В Москву потянулись "частные делегации" от разных католических епархий и монашеских орденов с богатыми дарами Патриарху и с разными общехристианскими святынями, которые, однако, выставлялись для поклонения верующих исключительно в православных храмах. Особенно задел чувства московских католиков недавний приезд группы итальянских доминиканцев с мощами св. Валентина. Святыня несколько дней простояла в номере гостиницы "Даниловская", где разместили гостей, но так и не добралась до католического кафедрального собора Непорочного Зачатия на Малой Грузинской.
Крупнейшие благотворительные организации католической Церкви, такие как "Реновабис" и фонд "Помощь Церкви в нужде", патронируемый лично Папой, резко сократили свои "инвестиции" в российских католиков, переведя их на благо РПЦ. Даже по официальным отчетам объем ежегодной помощи этих организаций разным православным проектам в России, курируемым, как правило, "министерством" митрополита Кирилла, достиг нескольких миллионов долларов. На католические деньги был, например, запущен православный миссионерский теплоход-храм по Волге, открыты несколько епархиальных газет и учебных заведений, организованы бесплатные "паломнические поездки" за рубеж. Одновременно издание российской католической газеты "Свет Евангелия" сведено к минимуму, большинство русскоязычных католических интернет-ресурсов закрыто, епархии и приходы католиков в России перестали получать финансовую помощь на строительство храмов. Говорят, глав российских католиков митрополит Тадеуш Кондрусевич, наблюдая столь радикальный разворот ватиканской политики в России, как-то сказал в сердцах, что вынужден будет подать в отставку и признать свою миссию невыполнимой.
Впрочем, этот разворот не мешает Московскому патриархату продолжать распространять страшилки о безудержном католическом "прозелитизме" на "канонической территории" РПЦ, о захвате православных храмов на Западной Украине и о принудительном обучении католической вере детдомовцев где-то под Новосибирском. Характерно, что прямо на следующий день после визита кардинала Вальтера Каспера в Москву в феврале нынешнего года официальный "спикер" РПЦ протоиерей Всеволод Чаплин призвал епархии и приходы активнее присылать информацию о "любых фактах католического прозелитизма". Несомненно, что тому же кардиналу Вальтеру Касперу, который привозит в Москву Казанскую икону, придется выслушать очередную порцию претензий от руководства РПЦ.
Тем временем московские католики предпринимают отчаянные усилия, чтобы уговорить Ватикан поместить икону в ночь с 27 на 28 августа в собор Непорочного зачатия. Скорее всего, их усилия окажутся тщетными.
ОСКОРБЛЕНИЕ ТАТАРСКИХ ЧУВСТВ
Что будет дальше с возвращаемой иконой, пока неизвестно. Тот же о. Всеволод Чаплин сообщил, что ее судьба всецело находится в руках Патриарха. Для возвращения иконы в Казань, которое логично смотрелось бы в рамках празднования 1000-летия столицы Татарстана, возникли непредвиденные препятствия.
С резким протестом против привоза святыни в Казань выступил Всетатарский общественный центр. В заявлении этой влиятельной среди татар организации икона названа "символом колониального ига". Примечательно, что авторы протеста считают возвращение святыни в Казань актом надругательства не только над национальными, но и над религиозными чувствами большинства татарского народа.
Тем временем в РПЦ бытует "сакрально-географическая" концепция, согласно которой икона должна вернуться в Казань. Эту концепцию недавно изложил в эфире НТВ профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов. Как утверждает о. Максим, важнейшие чудотворные иконы Божией Матери как бы ограждают Россию крестом. С севера географический крест венчает недавно вернувшаяся из Америки Тихвинская икона, с запада - Смоленская, с востока - Владимирская, ну а с юга, стало быть, Казанская. С одной стороны, удивляют скромные размеры остающейся внутри такого кривого сакрального креста "канонической территории". Но с другой стороны, РПЦ четко дает понять, что ей без Казани не обойтись, и заслуг Ивана Грозного в священной истории России никто умалять не собирается. И это особенно знаменательно на фоне усиливающихся разговоров о канонизации Грозного царя.
ДОСЬЕ
Чудотворная Казанская икона Божией Матери была обретена 8 июля 1579 года 10-летней девочкой Матроной на пепелище сгоревшего дома недалеко от Казанского кремля. Это событие произошло через два десятилетия после взятия русскими Казани и ознаменовало включение бывшей столицы Казанского ханства в "сакральное пространство" Московского царства. Казанская икона находилась в рядах ополчения Минина и Пожарского, освободившего Москву от польских интервентов. В память об этом событии на Красной площади был построен Казанский собор. С начала XVII в. в разных регионах России появляются чудотворные копии Казанской иконы. Одной из них, написанной в начале XVIII в., и является возвращаемый из Ватикана образ. Подлинная Казанская икона хранилась в соборном храме Казанского Богородицкого монастыря, откуда была украдена в 1904 году. Дальнейшая ее судьба неизвестна. Копию Казанской иконы Патриарху Алексию II 28 августа передаст после литургии в Успенском соборе Московского Кремля представительная делегация Ватикана во главе с председателем Папского совета по содействию единству христиан кардиналом Вальтером Каспером.