- Ваше Преосвященство, в Украине, в России светские средства массовой информации в определенных аспектах действуют на уничтожение нравственных основ общества. Одним из таких аспектов является международная программа "Половое воспитание российских школьников". Растленная суть ее камуфлируется как бы воспитательными целями, псевдонаучной терминологией, но православные родители категорически выступили против нее. Кстати, эта проблема обсуждалась на Международных рождественских образовательных чтениях. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II высказался против губительного проекта и направил по этому поводу письмо тогдашнему президенту РФ Ельцину. В ответ лишь трижды изменили название программы. Но суть ее в ходе некоторых "доработок" стала еще одиознее, и программа еще более настойчиво протаскивается в школьную программу под явно циничным названием "Формирование здорового образа жизни". Или "Валеология". Эти "цивилизационные" нормы Запада для Украины и России неприемлемы. Как быть?
- Да, ситуация действительно безрадостная. Есть только один способ противостоять этой бездуховности - улучшить качество духовного образования и воспитание, фундаментом которых является православное мировоззрение. Необходимо расширить сеть воскресных школ, духовных училищ, общеобразовательных православных школ, гимназий, вузов, сориентированных на духовные ценности.
- На территории Российской Федерации православная система образования формально воссоздана во всех ее основных звеньях (от детских садов до университетов и академий). Но фактически в количественном отношении православных учебных заведений гораздо меньше, чем их требуется. В какой мере сформирована отечественная православная система образования в Украине?
- Полагаю, что еще в меньшей степени. У нас нет ни православного университета, ни православных институтов. Затрудняюсь что-либо сказать и о православных гимназиях. Правда, есть духовные училища, воскресные школы. Могу сослаться даже на собственный опыт в их организации. Еще будучи священником при Благовещенском соборе в Харькове мне пришлось принять участие в создании одной из первых в Украине воскресных школ, когда их вообще не разрешалось иметь. Но благодаря митрополиту Харьковскому и Богодуховскому Никодиму, она была открыта, а впоследствии преобразована в духовное училище.
В Украине есть хорошие училища. Сейчас меня назначили викарным в Черниговскую епархию, я познакомился с ее учебными заведениями и могу сказать, что местное духовное училище работает хорошо.
Но система отечественного православного образования в Украине - еще в самом начале своего становления.
- Возможно ли вообще воссоздание отечественной системы образования в полном объеме?
- Сейчас очень активно и настойчиво реализуется политика смешивания понятий зла и добра. Тенденция в том, чтобы зло выдать за совершенное благо. Ложь выдается за истину. В конечном итоге, понятие о Боге, об истинном поклонении Ему смешивается с поклонением сатане. Один из механизмов этого смешивания - свобода, но опять-таки превратно понимаемая.
Каким же образом "уравниваются" в правах Истина и ложь, Свет и тьма? Произволом человека. Ибо утверждается, что в каждом человеке надо уважать его выбор, его систему ценностей, его влечения, пристрастия, даже пороки.
- Зачем насаждается это смешивание понятий, с какой целью?
- Обществом, у которого нет четких представлений об Истине и лжи, очень легко управлять, вернее, манипулировать. Такая установка явно идет с Запада, где техника манипулирования доведена до совершенства, идет заимствование, вернее внедрение соответствующих моделей организации общества и управления им. Идет тотальное внедрение этих структур под соответствующую идеологию: в религиозной жизни (через "равноправие", "равнозначность" всех конфессий и сект), в политической жизни, в образовании, в здравоохранении. Формулой "свободы, равенства и братства" Истина низводится на одну ступень с ложью и смешивается с ней.
А с другой стороны, ведется тщательное замалчивание, либо дискредитация всего, что относится к нашей подлинной, то есть православной традиции: нашей истории, нашей веры, нашей Церкви, всегда пребывающей в Истине и дистанцирующей Добро от зла, чистоту от тления, веру от ереси, добродетель от греха. Мы ведь знаем из истории - не фальсифицированной, а подлинной, - что только православная вера жестко и бес-компромисно, ценой тысяч и тысяч жизней мучеников своих и подвижников хранила и хранит эту чистоту.
- Выходит, что увязнув в совершенно чуждой нашей традиции так называемой концепции построения "правовых государств", Россия и Украина так и не смогут выбраться на истинный православный путь своего развития, своей независимости, единства и величия?
- Да, ситуация действительно печальная. Но мы знаем, в Отечестве нашем бывали времена и похуже. Спасало же нас всегда одно - не западная помощь, не их опыт, не их вера, идеология или прогресс. Это всегда губило. Спасало упование на Господа, возвращение к Нему чрез веру правую, правильную. Что для нас является главным? О чем нужно всегда помнить? О том, что каждый из нас находится под Промыслом Божиим. И если будет у людей такая позиция, они начнут снова обретать подлинную веру, а не ее суррогаты, стремление их в этом направлении будет действительно искренним, настойчивым, не окажется лишь внешним копированием обрядовой стороны духовной жизни, то Господь Сам все управит. И правителям разум даст, и людям достойную жизнь их по вере их - все Господь пошлет нам, если молить Его об этом. "Имиже веси судьбами", Господи, спаси нас.
- Владыка, дело в том, что в бреши, пробитые "свободами, равенствами и братствами", в нашу страну закачивается все то, что отторгает нас от веры, от Истины, от свободы в духе Святом, от братства православного, от равенства в добродетели. А сил веры, чтобы задраить все эти гигантские пробоины и выставить всю эту западническую колонну в места должного для нее обетования, пока нет. Есть ли в таком случае смысл требовать введения в школы курса духовной нравственности, то есть Закона Божия, соответствующей цензуры в СМИ?
- Такие требования уместны. Но от нас, как от Церкви, здесь мало что зависит. Ведь Церковь политической деятельностью не занимается. Если бы позволение о преподавании Закона Божия в школах было бы получено, мы бы могли пойти в школы - это, бесспорно, сыграло бы чрезвычайно важную роль в духовно-нравственном воспитании общества, в возрождении нашей православной Отчизны, в обретении единства славянских народов.
- Владыка, Вы затронули важнейший вопрос - о единстве. Попытка расчленить наш народ на украинцев, русских, белорусов длится более 400 лет. Но сегодня эти усилия особенно активны в Украине, где с помощью раскола запущена своя "самостийная вера" филаретовского обновленчества (свой язык, на котором никогда не писали и не разговаривали ни св. Нестор Летописец, ни прпп. Антоний и Феодосии Киево-Печерские). Как сохранить наше единство?
- В среде раскола и различных религиозных конфессий, которые только "удовлетворяют религиозные запросы верующих", мы наблюдаем дробление и там единства быть не может. Проповедь направлена на "комфорт материалистического образа жизни", а чистоты и обновления жизни нет, все рассчитано лишь на внешний эффект.
Единство же возможно только в обновленной жизни людей по вере без лжи, по образу Христа, "Где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос "(Кол. 3, 11). Православная вера - это тот цемент, который соединяет разрозненные части и скрепляет воедино всех на канонической основе.
Воспитание должно начинаться в семье, продолжаться в школе, в обществе и завершаться в Церкви. Его задача - постепенно раскрывать в молодом поколении те качества, которые, совершенствуясь, дают человеку возможность осуществлять цели, поставленные ему Богом. Хорошо воспитанная молодежь является украшением семьи, силой и крепостью государства, оплотом широкой, плодотворной деятельности Церкви.
- Приходилось ли вам взаимодействовать со светской системой образования?
- Есть такой опыт. Я бывал в светской школе, но длительного взаимодействия с педагогами пока не получалось. Они слушают всегда с интересом, но встречи эти возможны только после занятий. Когда люди уже устали. Говорить же приходится о вещах серьезных, глубоких. Поэтому две-три встречи еще можно провести, но установить постоянный контакт пока сложно. Вот если бы в основное расписание был включен урок, скажем, по основам нашей веры или основам духовно-нравственного воспитания, тогда другое дело.
- К сожалению, основные программы современных госшкол духовность и нравственность исключают. Истину тоже.
- Получается так. Но, с другой стороны, и у некоторых священнослужителей бывает, к сожалению, стремление как бы с ходу внушить веру. Этого делать нельзя, тем более детям. Духовная жизнь - вещь сложная, особенно для тех, кто не пребывает в ней с самого младенческого возраста. Она требует тонкой, терпеливой, порой длительной работы с теми, кто идет к вере.
Это характерно не только для нашего времени. Вспомним преподобного Сергия Радонежского. Он собирал вокруг себя детей, говорил с ними на их, а не на своем высоко духовном языке. Игрушки мастерил и дарил детям. Этой великой радостью для ребятишек, любовью своею направлял их к Господу.
В Харькове, в нашей школе был кружок писанкарства - росписи пасхальных яиц.
Какой интерес он вызывал у детей! На основе этого интереса дети естественно возрастали до того уровня, когда им самим уже хотелось постигать истины православной веры. И с большим интересом они, с радостью посещали воскресную школу.
Может быть, и при светской школе тоже нужно начинать с различных кружков, работающих на духовной, православной основе. Это - сложнейшая проблема. Здесь нужно постепенное движение.
Насколько мне известно, в Министерстве образования России есть целое управление дополнительного образования, которое использует в этом смысле базу бывших пионерских дворцов, лагерей и так далее.
- Да, такое звено в министерстве есть. Под крылом этого управления в свое время пригрелась протестанская "Международная школьная программа", мимикрировавшая теперь в фонд "Добро", возглавляемый одной из бывших сотрудниц управления дополнительного образования. Но в принципе это может быть действительно удачный тактический ход, если сохранить его в чистоте. В чем его ценность?
- В том, что он позволяет избежать того, что можно назвать школьной зубрежкой. Последняя - хорошо знакома детям по светской школе. И если использовать теоретическое освоение духовной жизни, то эффект будет таким же, как при освоении светских наук. А через кружки этого можно избежать.
У нас в воскресной школе при храме было много кружков. Через кружок хорового пения дети стали полностью совершать песнопения Божественной литургии. Многие из них начали помогать во время служения в алтаре. То есть через соучастие свое в духовной, церковной жизни, в духовном искусстве у детей начинается живое общение с верой, ее истинами, ее таинствами.
Важно, чтобы к работе с детьми в этом случае привлекались не только священнослужители, но и учителя. Ибо они владеют тем педагогическим профессионализмом, которого у священника может и не быть. Нужно только, чтобы сами педагоги были воцерковленными.
Если удастся наладить это сотрудничество священнослужителей с педагогами, Церкви со школой (которое ведь не случайно было прервано большевиками, они знали, что делали, они истребили самые существенные связи), то с Божией помощью и единство наше мы сохраним, и Отечество возродим, и государство возвеличим.
Беседу записал А. Шпеко