В гости к кижским звонарям приехали лучшие мастера колокольного звона из Москвы, Санкт-Петербурга, Новгорода, Суздаля, Вологды и других российских городов. Три дня они в буквальном смысле "гудели" на колокольнях Кижского погоста и в часовне Михаила Архангела, усиленных специальной передвижной звонницей: исполняли и церковные звоны, и интерпретации традиционных русских звонов, и авторские композиции. У каждого свои пристрастия и свои секреты мастерства.
Андрей Иванов, звонарь собора Владимирской иконы Божьей матери Санкт-Петербурга, 10 лет назад и не помышлял, что когда-нибудь станет звонарем. Профессиональный реставратор, он работал на восстановлении храма, и однажды настоятель попросил его подменить старого звонаря. Андрей увлекся, начал учиться у мастеров. Говорит, самое трудное было не в том, чтобы заставить руки двигаться как положено, а в соблюдении церковной дисциплины. Вскоре он почувствовал, что и душу нужно привести в соответствие с ремеслом, обратился к вере.
- Колокола - мистический инструмент, - говорит Андрей. - Они как живые. У каждого есть свой характер и часто даже имена. Одного зовут Баран, потому что звук у него неудобный, резкий, бодающийся, другого Лебедь - он звучит очень красиво, как лебедь плывет, третьего назвали Реут за то, что ревет, и так далее. Во время работы задача звонаря - не показать свое мастерство, а дать прозвучать колоколу, чтобы его звук, его характер проявились в полной мере.
Особого взгляда на звонарское искусство придерживаются единственные женщины на фестивале - участницы московского ансамбля "Колокола России". Они убеждены, что колокола, как ни один инструмент, позволяют выразить переживания женской души.
- Простые зрители, даже когда не видят исполнителя, часто говорят, что это какой-то необычный женский звон, - рассказывает худрук ансамбля Галина Филимонова. - Этот звон получается более импульсивным, энергетически насыщенным. Когда мы выступали в Польше и президент Квасьневский посмотрел, как наша солистка орудует молотком весом в 15 кг на басовом плоском колоколе, они там поняли, что означает поговорка: "Коня на скаку остановит".
А еще с помощью колокольного звона можно лечить болезни. Верующие объясняют это особой благодатью колокольного звона, отпугивающей нечистую силу, атеисты - "волновыми вибрациями", недоступными слуху человека. Говорят, вредные микробы боятся колокольного звона и даже мыши бегут от него как от огня.
- Мы работаем с умственно отсталыми детьми, - рассказывает Галина Филимонова. - Они иногда приходят в класс просто бешеные, а при звуке колоколов умиротворяются, успокаиваются, с ними можно уже находить контакт.
Сейчас на острове Кижи задумали создать школу звонарей, где бы возрождались уникальные традиции колокольного звона Русского Севера. Правда, сначала советуют восстановить традиционные колокола. Качество современного литья звонарей не устраивает.
- Изготовление колоколов всегда было коллективным искусством, - считает член правления АКИР, руководитель ансамбля звонарей Московского Кремля Игорь Коновалов. - То, что показал Тарковский в фильме "Андрей Рублев" - вот, мол, пришел какой-то экзальтированный мальчик-мастер, которому отец какой-то секрет передал, - все это совершеннейшая чепуха. На самом деле мастер Александр Лыков, которого изобразил Тарковский, обучался у лучших мастеров. Он был частью школы. А сейчас литейная школа утрачена. Штампуют один и тот же модельный ряд без всяких вариаций. Хотя и литейщиков можно понять. Им некогда заниматься качеством литья, потому что надо столько-то продукции выдавать на-гора, иначе рабочие разбегутся и предприятия закроются. Мы планируем обратиться к премьер-министру с просьбой освободить изготовителей колоколов от налогов, потому что они восстанавливают то, что разрушило государство.
Петрозаводск