Мощные взрывы рвали скалу на части. Тяжелые куски породы со страшной скоростью разлетались в разные стороны, убивая и калеча людей. Ни спрятаться, ни отойти на безопасное расстояние они не могли - вооруженные охранники следили за тем, чтобы работы не прекращались ни на минуту. Пока в одном месте шли взрывные работы, рядом бурились новые шпуры для взрывчатки и расчищались завалы, сделанные предыдущим взрывом. Лагерное начальство торопилось выполнить указание "партии и правительства" - во что бы то ни стало закончить прокладку этого участка канала до начала весны. В некоторые дни здесь одновременно трудились до 30 тысяч заключенных. Чтобы не тратить время на переходы рабочих от лагеря до места работ, их перестали отпускать на отдых в бараки. Изнуренные непосильной работой и голодом, люди валились на обледенелые камни, многие до смерти замерзали на снегу, те, кто засыпал у костров, иногда сгорали заживо. Трупы вместе с обмороженными и искалеченными зеками свозились на восточный берег канала, где для них было построено несколько бараков, объединенных издевательским названием Санитарный городок. Тела зарывали в ямах в окрестных лесах. По некоторым данным, только на этом участке погибли от 8 до 10 тысяч зеков.
Так рассказывает об одном из самых трагических эпизодов строительства Беломорско-Балтийского канала (ББК) карельский исследователь истории "стройки века" Юрий Дмитриев - президент региональной общественной организации "Академия социально-правовой защиты", которая занимается поиском мест захоронений жертв политических репрессий и защитой прав жителей Карелии, пострадавших от сталинского террора. Спустя 70 лет после описанных событий ему удалось отыскать самое крупное захоронение заключенных, погибших при строительстве канала.
- Основываясь на архивных данных о том, где проходил наиболее сложный участок строительства канала, я начал искать захоронения в районе бывшего Сангородка - это около 60 км от города Повенец и в 130 км от Петрозаводска. Поиски продолжались в течение 3 лет. Помогли барсуки. На одном из островков в центре какого-то болота эти животные решили построить себе нору и откопали несколько костей. Их заметил знакомый охотник и привел меня на место. Я много повидал на своем веку, не одно захоронение вскрывал, но то, что я увидел, произвело на меня впечатление. В глухом лесу виднелись ряды просевших ям правильной геометрической формы. Линейные размеры разные, но в основном от 2 до 4 метров длины и 1,5-2 метра ширины. Чтобы удостовериться, что это именно то, что я ищу, я вскрыл одну из ям. На глубине около метра обнаружились останки четырех человек, в том числе, как мне удалось определить, одной женщины в возрасте от 18 до 22 лет и одного мужчины 25-30 лет. Видимых причин насильственной смерти на костных останках нет. Но я отметил про себя такую деталь - толщина гумусного слоя (то, что остается от мягких тканей человека) очень незначительная, меньше нормы, что позволяет предположить о незначительной мышечной массе, которая бывает, как правило, у истощенных людей... Люди были похоронены без одежды, уложены "валетом" в деревянный ящик без крышки размером 1,9 на 2 метра, засыпаны слоем песка толщиной 20 см. Поверх захоронения были уложены камни. Я уверен, что здесь похоронены именно зеки. Во время войны в этом месте ни тыловых, ни фронтовых госпиталей, ни медсанбатов не разворачивали. Да и сами захоронения такого рода мне достаточно хорошо знакомы и отличаются от воинских санитарных захоронений.
По словам Дмитриева, в том месте, где он обнаружил останки четырех человек, находится еще более сотни могил. Многие по размерам превосходят первую. По самым скромным подсчетам, число похороненных там людей не менее 500 человек. По словам Дмитриева, это самое крупное захоронение заключенных, погибших при строительстве ББК. А всего при строительстве канала, по его оценке, погибли около 86 тысяч заключенных.
Более тщательные раскопки в районе Сангородка начнутся следующим летом. Тогда же Дмитриев рассчитывает добиться придания этому захоронению статуса мемориального кладбища. Средства придется искать самому - на районные или республиканские власти не надеется. Чиновники без особого желания идут на оформление необходимых документов. Например, в городе Повенец власти четвертый год не могут убрать свалку с территории, где было обнаружено похожее захоронение.
Недавно Юрий Дмитриев выпустил книгу "Беломорско-Балтийский водный путь", в которой собраны уникальные документы из множества архивных источников об истории строительства ББК, не известные не только широкому читателю, но и специалистам- историкам.
- Даже о том, кому принадлежит идея проложить водный путь от Белого моря до Петербурга, до сих пор известны только мифы, созданные большевиками: мол, гениальный товарищ Сталин это придумал, - рассказывает Дмитриев. - На самом деле первые проекты появились еще до времен Петра I. Но даже и то, что построили большевики, - это совсем не тот канал, который должен был быть здесь построен. ББК - всего лишь маленький технологический канал, построенный для отработки технологии строительства другого, гораздо более крупного сооружения, которое должно было появиться рядом с нынешним ББК. По этому большому каналу должны были беспрепятственно проходить огромные океанские лайнеры. Для того чтобы осуществить этот грандиозный проект, планировалось поднять уровень воды в Ладожском и Онежском озерах на 3 метра. Но потом передумали. Испугались, что если поднять уровень воды в Ладоге, то это позволит Финляндии построить у себя на территории аналогичное сооружение. Империалистам большевики помогать не захотели.
На месте захоронения строителей ББК Дмитриев установил памятный крест. Уходя, зажег поминальные свечи и отслужил панихиду. Едва начал молитву - прихватило сердце.
- Там столько людей. Никто не вспоминал их добрым словом долгие годы. И когда начинаешь их поминать, они откликаются. Каждый кричит: и меня вспомни, и меня! Сердце не выдерживает.