Национализм и утрата идентичности

На современном этапе развития технологий глобальной гегемонии особое внимание уделяется вопросам организации идентификационного управления. Сущность этого явления заключается в том, что в результате воздействия на сознание человека, оно "начинает не просто поддаваться воздействию извне, а, прямо наоборот, само начинает гиперактивно и как бы из себя самого выстраивать на месте собственного сознания чужое сознание, эрзац-сознание, сознание превращЈнное и симуляционное, замещая далее собственную жизнь жизнью чужой. Таким образом, консциентальное оружие поражает субъектную сторону сознания, т.е. способность идентификации - саму силу самоопределяться, строить и исполнять образ себя". В рамках реализации плана по формированию глобальной системы идентификационного управления происходит навязывание народам мира новой идентичности, чаще всего, в форме национализма.

Дискуссия вокруг национализма в России поднимается сегодня с новой силой. При этом чувствуется некоторый разлад в понимании самого термина. Думается, для того, чтобы прояснить здесь все до конца, необходимо обратить внимание на некоторые детали.

Многие люди относятся к национализму положительно и сами считают себя националистами. Но большинство таких людей понимают национализм как синоним слова патриотизм. В этом смысле здесь спорить не о чем.

К другой группе людей относятся те, кто понимают национализм как собственно национализм. И это люди, соответственно, делятся на тех, кто относится к нему положительно или отрицательно. Среди первых, в частности, все более популярными становятся лозунги "уравнивания" русского народа в правах с национальными меньшинствами России - вплоть до создания этакой русской автономии внутри РФ. Именно об этом явлении есть смысл говорить в рамках дискуссии об идентификационном управлении. Более того, современный российский национализм очень сильно связан с современным российским империализмом (впрочем, не только российским). Эта тема напрямую выводит нас к ответу на вопрос о контурах новой российской идентичности.

Господствующие в среде либералов представления о национализме демонстрируют довольно специфическое понимание этого явления, для которого характерно включение в его содержание дополнительных признаков, таких, например, как уважение прав человека и др. Национализм сейчас рассматривается, прежде всего, как "гражданский национализм" (в противовес этническому или этатистскому, хотя допускается и предполагается развитие этнического национализма до уровня гражданского) - главное условие построения демократического общества. Так, польский социолог Ядвига Станишкис пишет по этому поводу: "Драмой народов, которые были вынуждены жить в советской империи, является то, что национализм здесь выступает не только неизбежным (из-за отсутствия других основ для гражданского общества), но и, в некотором смысле, необходимым, как первый шаг в борьбе общества за свою автономию в его взаимоотношениях с государством".

Важнейшими чертами гражданского национализма являются предоставление гражданских прав всем жителям государства, независимо от их этнического происхождения, свободная национальная идентификация, признание права граждан на выбор языка и культуры, в том числе создание автономий для национальных меньшинств.

Пока что единственным достаточно изученным альтернативным типом национального устройства является советская модель. Ему приписывают "оторванность от корней", этатизм (важная роль государства в жизни людей и неотделение государства от общества) и враждебность к "чужим" (неприятие чужеродных идей и концепций - "закрытость").

Построение демократии через национализм предполагает отделение общества (нации) от государства, прекращение идентификации государственности и народа. Народ лишается государственности как необходимой части своего бытия и начинает воспринимать свое государство как нечто внешнее, потенциально даже враждебное.

Лишение народа государственности происходит через внедрение мифа о "народном суверенитете". Национализм, собственно, и призван дать ответ на вопрос "что есть народ?", чтобы четко обозначить субъекта этого суверенитета. Причем, как уже говорилось выше, существенными атрибутами такого - гражданского - национализма являются защита прав человека, в том числе прав меньшинств, "демократизм" и т.д. В связи с этим, исходя из положений естественно-правовой доктрины (в рамках которой и возникла концепция народного суверенитета), нация будет иметь право свергнуть всякое правительство, не уважающее права человека. Если учесть, что "права человека" очень крепко увязаны со "свободным рынком" и всеми остальными элементами либеральной концепции общественного устройства, то, выходит, гражданский национализм, прежде всего, является средством разрушения самобытной государственности народа и навязывания ему государственности западной (с превращением самого народа в "нацию"), что является важным шагом на пути к выстраиванию соответствующего самосознания новой нации.

Другой факт, касающийся нового (гражданского) национализма, на который необходимо обратить внимание, - это его практическое воплощение. Обвинения в адрес советского общества по поводу его закрытости, неприятия "чужих" (см. выше) служат аргументом в пользу гражданского национализма как наилучшего решения национального вопроса. Здесь, однако, следует отметить, что сама практика построения гражданского общества и демократии "цивилизованными" народами включает в себя продолжительные периоды яростного расизма (не изжитого, впрочем, и сейчас). Этот расизм означает в буквальном смысле разделение людей на полноценных и неполноценных (недочеловеков) и характерен он был не только для фашистской Германии, но и для всех других западных наций. Граница между человеком и нелюдем проходит по границе нации и определяется не только по критерию происхождения, но и по критерию (вспомним законы против бедных в раннебуржуазной Англии, борьбу протестантов и католиков в Европе, белых и черных в США и т.д.).

Этот расизм повсеместно уживается с "уважением прав человека" и "терпимостью". Эти принципы, безусловно, распространяются только на членов нации. В период после Реформации это было наиболее открыто. Но и сейчас - как можно судить по степени однообразности применения норм международного права - такое разделение сохранилось. Таким образом, национализм, являясь идеологией, задает для народа новое видение мира и себя в мире. Выстраивает новую систему координат "свои - чужие" и обеспечивает идентификацию нации с новой цивилизационной общностью. Иначе говоря, национализм является способом включения народов в западный мир посредством воздействия на сознание. (При этом существенной чертой почти всякого нового национализма является его радикальная антиисторчисность: современные интересы нации понимаются как исконные ее устремления; демократическая западная государственность понимается как смысл всего существования нации, соответствующим образом преобразуется понимание истории; "мы" сегодня приравнивается к народу на протяжении всего его исторического развития).

Важной чертой всякого национализма (в том числе и гражданского) является его эксплуатационная сущность. Национализм устанавливает критерии человеческой полноценности. И люди, не включенные в состав "своих", полноценных, теряют право на применение к ним понятий о каком-либо праве вообще. Процветание нации обеспечивается эксплуатацией различного рода "чужих" (которые часто являются представителями того же народа). В этом смысле национализм является мировоззренческой основой империализма. Принцип империи - осуществление господства над другими народами в универсальном масштабе - является высшей формой воплощения национальной идеи. Империализм есть мессианизм: воспринимая другие народы как неполноценные, недоразвитые, белый человек осознает свой долг - наставить эти народы на путь истинный. За это, правда, с наставляемых народов берется жестокая дань.

В России существует некоторое смешение понятий в вопросах о нации и об империи. Причина этому очевидна: Россия долгое время существовала в форме Российской Империи. Однако нашим современным "русским националистам" и "русским империалистам" было бы неплохо напомнить о том, что "русский национализм" и "русский империализм" являются понятиями с нулевым объемом. Дадим слово Ивану Солоневичу - певцу империализма в России.
"По вопросу о национализме у меня есть некоторые особенные точки зрения. Повторяю - я не националист, я империалист. А Империю я понимаю не как "эксплуатацию", а как службу. Этакую простую штабс-капитанскую службу. К каковой службе мы, русские, приноровлены, по-моему, лучше всех остальных людей мира. Но это - нелегкая служба. В понятие национализма неизбежно входит какой-то элемент эксплуатации и заработка. В понятие империализма входит элемент долга и службы".

Выходит, русские монархисты понимают империю как державу, а имперский принцип как державный, суть которого не эксплуатация и власть, а долг и служение. Государство Российское - княжество ли, царство, империя или Союз Советских Социалистических Республик - строилось всегда на народных, а не на национальных, на державных, а не на империалистических началах.

К сожалению, эта точка зрения сейчас уже забыта, как забыта и точка зрения русских монархистов собственно на национализм: "С огорчением должен сознаться, что я не националист. Я - империалист. Ибо, если в основу будущего отстроения Империи Российской мы поставим не имперский, а национальный принцип, то на оном принципе мы далеко не уедем. Сейчас же возникает необходимость определить границы нации. Войдут ли в понятие этой нации только великороссы? Или великороссы, малороссы и белорусы? И сможем ли мы отказать в "национальной принадлежности" таким немцам, как покойный адмирал фон Эссен? Или таким полякам, как проф. Петражицкий? Или тем нашим кавказским кунакам, которые совсем не плохо дрались за Россию?" (И.Л.Солоневич).

Принимая национализм в качестве идеологической основы построения России и требуя создания русской автономии, наши патриоты отказываются от последних признаков русскости, от последнего из того исторического, исконно русского, что еще есть в современной Российской Федерации - соборности, неотделенности судеб народов России от судьбы самой России. Этим создается благодатная почва и для "русских" империалистов, вовлекающих нас в бытие ради власти, за счет эксплуатации других народов (три пункта "империалистической" программы А.Чубайса:
1. Национализм ("содействие развитию русской культуры");
2. Экономическая экспансия;
3. "Свобода и демократия").

Нельзя поддаваться на красивую игру слов и отказываться от нашего исторического наследия! Нельзя увлекаться лихими концепциями и позволять себе отрываться от духовных корней. Нельзя собственными руками рыть могильную яму для России.
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
С. Фролов:
Все статьи автора
"общество"
К истории церкви Иоанна Воина
Легенды и были в жизни храма..
11.08.2016
Ангельский прием
Патриарх принял гостей в трапезных палатах
03.03.2008
Педагогические секты
Деятельность деструктивных групп в Новосибирске
08.02.2006
Все статьи темы
Последние комментарии
Национализация или гибель?!
Новый комментарий от Коротков А. В.
08.04.2019
Какая линия победит?
Новый комментарий от Коротков А. В.
08.04.2019
Подонки
Новый комментарий от Natalie
08.04.2019
Читаем новости и делаем выводы…
Новый комментарий от Апографъ
08.04.2019
На нас всех наложено Богом прещение
Новый комментарий от электрик
08.04.2019
Что есть карантин?..
Новый комментарий от диакон
08.04.2019