Для многих борисоглебцев поступок молодого азербайджанца до сих пор загадка. Мы долго разговаривали с Талехом, и он нам все объяснил. И мы до конца так и не поняли. Потому что никогда чувства и ощущения души не переводятся на язык слов полно и однозначно. Он говорил о своей жене, борисоглебочке Вере, о дочках. Самой маленькой, Камиле - три годика. Лейле - шесть лет. А Джамиле уже девять. Вот когда мама Вера еще носила ее в себе, папа Талех не знал: где его застанет известие о рождении дочери. Рядом с любимой Верой или в далеко далеком - в тюрьме.
Сейчас семья Ибрагимовых снимает квартирку в райцентре. Часто все вместе ездят в умирающую деревеньку, что в 30 верстах от Борисоглебска. Там живет мама Веры, и дочкам радостно в бабушкином доме. Талех выбрал эту, совсем другую жизнь, чем та, в которой провел многие годы и из которой выбирался, как утопающий из омута.
"Тот" мир для него вращался вокруг родного дяди - крупного криминального авторитета Азербайджана. Дядя сделал себе "карьеру" при советской власти за тридцать четыре года жизни в зонах строгого режима. Талех по молодости мечтал повторить его "романтическую" судьбу.
В 1990 году его старший брат Элданис переехал в Борисоглебск. Начал торговать овощами, наладив их постоянную доставку из солнечного Азербайджана. А вскоре и Талех двинулся за братом умножать и крепить родную диаспору на востоке Воронежской области. Тогда-то и начались его "университеты". Сначала торговые, позже - криминальные.
В их банде были русские, армяне, азербайджанцы. Промышляли кражами и грабежами. "Работали" по России и Украине. Талех непосредственно в делах не участвовал - числился в криминальном коллективе как талисман - все-таки племянник воровской легенды.
- Я не сомневался, что кончу в тюрьме. Молился Аллаху, чтобы он наставил меня на путь истинный. Но увязал все глубже.
А мысли парня все чаще занимала жизнь другого близкого родственника - деда Мамеда. Дедушка семь раз пешком совершил хадж в Мекку и стал святым при жизни. Ведь даже одно такое путешествие возвышает правоверного мусульманина над земным бытием. Но Аллах не слышал молитв азербайджанца. К этому времени он уже встретил Веру и они ждали рождения Джамили.
Все решил случай. Разговорился как-то с проповедницами, и они оставили ему несколько книг. Стал почитывать их втайне от дружков и одолели его греховные думы: "Аллах не помогает, может, попросить Иисуса?" С этими мыслями он встретил дружков, позвавших его на дело, и отказался. Остался рядом с Верой, не побоялся угроз бывших подельников.
А вскоре банду задержали. Талеха к суду не привлекли - ничего серьезного за ними не числилось. Он посчитал, что помогла ему в этом другая вера. Мол, Иисус помог ему порвать с прошлым, а вот Аллах не смог этого сделать. Хотя, когда тщательно проштудировал Библию, особой разницы с Кораном не обнаружил. Когда принимал обряд крещения, рядом стояла Вера и на душе было светло.
- Когда приезжаю к родителям в Азербайджан, многие соседи и приятели со мной не общаются вообще, - с грустью рассказывает Талех. - Мол, "неверным" продался. А я никому не продавался, и меня никто не покупал. Так получилось, что я смог преодолеть самого себя на земле, где живут мои самые близкие люди.
Теперь Ибрагимов - христианский проповедник, Посещает колонию в Борисоглебске, так и не ставшую его родным домом, беседует с осужденными, наставляя их на путь истинный. Передал землякам, отбывающим там наказание, несколько Библий на азербайджанском языке. Под влиянием Талеха еще один мусульманин из тещиного села - узбек Бахтияр - тоже принял христианство. Теперь два экс-мусульманина молятся Христу на пару.
Соседи недоверчиво относятся к Ибрагимову, новому брату по вере. Что же это за христианин такой? Матом не ругается, не пьет и не курит. Не по-христиански это как-то...
А, в сущности, какая разница, как вера называется?! Плохому никакая не учит. Если не через Библию и Коран посмотреть, а по жизни, то для Талеха вера в силы небесные все же вторична. Главную он на земле нашел. Первую и единственную. Ту, которая родила трех дочек и помогла ему обрести себя...