Легенда из волшебного фонаря

Театр русской драмы "Камерная сцена" возрождает традиции средневековых мистерий

Общество 
0
204
Время на чтение 3 минуты
У каждого времени были свои проверенные способы лечить и исцелять пространство души. Оно по своему изначальному устройству целостно и космично и выбирает для себя то, что ему близко, то есть сказки, легенды, мифы, волшебство, тайну, поэзию. Все они призваны напоминать душе о том, что в основе всего лежит стремление к интеграции, к объединению осколков разбитого зеркала.

В Средневековье таким лекарством была мистерия, театральное действо. Мистерия же, как известно, произошла от еще более древнего ритуального представления, так называемой литургической драмы. Изначально она ставились в церквах, в пасхальные и рождественские дни разыгрывались отдельные эпизоды евангельской истории. Поначалу они отличались большой серьезностью и патетичностью, но позже в пафосный язык драмы стали проникать народные выражения, да и зрелище стало более захватывающим. Вводились разные технические приспособления, с помощью которых можно было добиться "вознесения на небеса" и "ниспровержения в преисподнюю" героев этих историй.

В XIII веке Папа Иннокентий запретил разыгрывать мистерии в церквах и они перекочевали на улицу. Тут-то и пошло веселье: в драмах стали подвизаться миряне, появились комические вставки, слышался смех. Как водится, разыгрывались истории на библейские сюжеты, но народное веселье стало потихоньку видоизменять жанр. Так появились пресловутые театрализованные действа, разыгрываемые во время праздников на городских площадях. На длинных помостах одновременно располагались все декорации, долженствующие изобразить все места действия сразу. Через некоторое время появились еще и другие подвижные декорации, их возили на специальных повозках.

Так было в Европе. На Руси же процессы восстановления и исцеления души происходили чуть иначе. Театр как таковой появился только в XVII веке. До сего времени народ прибегал к таким общеизвестным средствам, как пляски и представления скоморохов, праздничные обряды, песни и заклинания. Элементы литургической драмы прослеживались в церковных праздниках "Пещное Действо" и "Хождение на осляти". Скоморохи же постепенно стали подразделяться на подвиды - струнников, сопельников, медвежьих поводырей, гусельников и прочих. Весельем у нас к этому времени на площадях и гуляньях заведовал Петрушка. Впрочем, нельзя не упомянуть, что традиционные гулянья властям не нравились (у нас всегда душа и ее потребности - одно, а государственные нужды - совсем другое), поэтому царский указ 1648 г. повелевал "выимать, изломать и сжечь... домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные бесовские сосуды".

Но запрещай не запрещай, а без исцеляющего ритуала, без игры и торжественных, ярких зрелищ нам все равно не обойтись. В наше время такой работой по воссозданию древнего лубка, целостной, гармонической картины сказочного бытия занимается Театр русской драмы "Камерная сцена" под руководством Михаила Щепенко. Нашумевший в 1999 году спектакль "Муромское чудо", пьеса Григория Юдина по мотивам знаменитой "Повести о Петре и Февронии", датируемой XVI веком, сейчас снова на сцене.

Житие этих двух святых супругов (они канонизированы Православной Церковью и 8 июля, в день их кончины, празднуется День всех влюбленных на православный лад) весьма необычно. Оно начисто лишено обязательных элементов обычных житийных сюжетов: казней, пыток и страданий за веру. Возможно, поэтому сказочная история любви тихой и ясновидящей Февронии, крестьянской девушки, дочери древолаза, и отважного муромского князя Петра оставляет по себе гармоническое и мирное впечатление. В этом современном спектакле изумительным образом слились обязательное для мистерий веселье и народные прибаутки со строгостью ритуально-символического действа литургической драмы.

Мы словно видим историю мистерии: ее внутрицерковное существование очень естественно перетекает в свою новую ипостась. Это ипостась народного спектакля, где нет и не может быть никакого смятения, никакой сумятицы, все просто, отменно доходчиво и красиво. Декорации и осветительская работа создают ощущение, которое, наверное, и оставляли по себе истинные мистерии. Образ "городка в табакерке", музыкальной шкатулки, где на небольшом пространстве разворачивается многослойный мир легенды. Мы видим вглубь уходящие подвижные занавесы, которые поднимаются вверх и уходят вниз, делаются храмом, кораблем, гробницей и боярскими палатами. Они то и дело плавно взлетают, создавая ощущение калейдоскопа, переменчивой реальности детской сказки. Переменчивость ее отчасти обманчива: освещенная сцена похожа на стеклянный сосуд, где бурлит сложный алхимический состав, но все заключено в строгие рамки ритуала и традиции и никуда не выльется, не расплещется.

Как и средневековые действа, смотрится "Муромское чудо" на одном дыхании, народ в зале участвует, подпевает, дети смеются, хлопают, вскрикивают в нужных местах. Туда-сюда ходят "подвижные декорации", на возвышении возникает фигура ангела с пламенным мечом, до такой степени убедительно освещенная, что и впрямь появляется впечатление грезы, видения, сна. И сохраняется вкус очень древних времен, пришедшей из глубин сказки про Марью Моревну, Василису Премудрую, Царевну-Лебедь, где действует вопреки христианскому сюжету многомудрое и интуитивное женское начало, говорящее мужу: "Пойди поспи, я сама со всем управлюсь".

Удивительно, но ткань сказки нигде не разрывается навязчивым назиданием, излишним пафосом, мучительной для зрителя исступленной серьезностью. Везде соблюдено чувство меры, и поэтому ты уходишь из театра с ощущением, словно смотрел картинки в волшебном фонаре и ничто не нарушало их младенческую и чистую прелесть. Так что мистерии, конечно, принадлежат прошлому, но, будучи хорошим целебным средством, готовятся и по сю пору. Ведь душа-то по-прежнему хочет собрать осколки своего зеркала и сложить их. И сказки ей очень нужны.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Надежда Муравьева
О подвигах и чудесах
Православная традиция живет во времени и пространстве, несмотря ни на что
09.02.2007
"К ногам Твоим чаша упала..."
Революционерка, монахиня и поэт Елизавета Кузьмина-Караваева до конца осталась верна себе
22.12.2006
Дарвин или Моисей?
Богословие и наука в поисках истины
12.12.2006
Незримая обитель
Разрушенный большевиками Отрочь монастырь с XIII века считался жемчужиной тверской земли
21.06.2006
Все статьи Надежда Муравьева
Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
22.11.2024 10:40
Рецензия на сериал «Плевако»
Новый комментарий от Павел Тихомиров
22.11.2024 10:23
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16