Что, казалось бы, такого странного - обычная детская игра, шалость, немного неудачная фраза. Если бы не многочисленность таких случаев. Всерьез отрицать влияние на формирование неокрепшего еще мировоззрения такого неотъемлемого атрибута детских забав, как игрушка, невозможно.
Девочкам - куклы, мальчикам - солдатики, кораблики, игрушечные пистолеты и пулеметы. Так повелось - девочки заранее "привыкают" воспитывать детей, мальчики - защищать Родину. Но кто задумывался при этом, что милитаризация игрушечной отрасли, произошедшая в значительной степени из-за страшного влияния на национальное сознание Великой Отечественной войны, может таить в себе угрозу? Ведь тот же "узаконенный" священной памятью автомат является по своему предназначению орудием насилия. Пока мы помним о той войне оружие будет представляться как средство обороны, неотъемлемый атрибут защитника. Но что может помнить об этом пятилетний ребенок или толпа "разогретых" юнцов на дискотеке, что вновь была устроена в прошедшее 9 мая на Театральной площади? Образ Отечественной войны все более заслоняется страшными картинами недавних военных конфликтов. Социологи отмечают невероятно возросшую агрессивность россиян, порожденную экономической и социальной нестабильностью. Вот почему образ "пистолетика" в голове сына необходимо сопровождать осмысленным комментарием, и если уж вы решили порадовать его подобной игрушкой, не забудьте об этом. Ведь нередки случаи, когда подросший человек продолжает "играть" в игры, знакомые с детства. И страшно подумать, кем может стать мужчина, чье сознание полно образами ножей и пистолетов, да еще с такой "инструкцией по применению", какой является фильм "Бригада", ярко и образно рисующий "многострадальный" бандитский "подвиг"...
Но, к сожалению, "военные" игрушки - еще не все. Среди продающегося в наших детских магазинах особенную нишу занимают так называемые игрушки-трансформеры. Призванные развивать воображение и творческие способности, они нередко представляют собой набор самых кошмарных и жутких существ. Развить воображение они могут, верно, лишь болезненное, заселяя мир ребенка монстрами и чудовищами. А потом родители наивно удивляются, откуда у их чада появились различного рода страхи, вспышки ярости...
Однако влияние вышеперечисленных игрушек просто меркнет в сравнении со всепоглощающим господством различного рода компьютерных игр. Само по себе повальное увлечение компьютерными играми (как, впрочем, и игровыми автоматами) свидетельствует о попытке массового ухода от трудностей реальной жизни, желании обитать в сказочном мире, где даже "жизней" бывает не менее трех. Косвенно это свидетельствует об отсутствии в жизни ребенка чего-то более интересного. Что, конечно же, не может не насторожить родителей. Тем более, что на экране монитора оживают все те же монстры, пришельцы из иных миров, чудовища. Раздаются выстрелы теперь уже лазерных винтовок, одни персонажи мгновенно или в несколько этапов калечат и убивают других... Отупление ума и усыпление доброй воли - иначе назвать нельзя эти игры, которые сами играют в наших детей.
Недавний обход саратовских магазинов убеждает - несмотря на большое количество имеющихся в продаже "нормальных" игрушек, которые действительно радуют и развивают, значительный процент от продаж приходится именно на описанные мною военные или "ужасные" изделия. Это означает, что поддавшись на просьбы чада либо на призывы хорошо сделанной рекламы, взрослые рискуют обречь ребенка не только на психические травмы, но и на духовный голод, который не смогут утолить суррогаты в ярких упаковках.
Живя в мирской суете, мы слишком часто забываем, что слова Спасителя "...где сокровище ваше, там будет и сердце ваше" (Мф. 6,21) исполнены подлинного смысла и значения. Сокровищница сердца формируется в детстве, и родительская самоуспокоенность может привести к тому, что с ранних лет место подлинных ценностей у наших малышей постепенно займут Спайдермен, Сейлормун и иже с ними. Но ведь сказал Господь: "И кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает" (Мф. 18,5). Только воспитывая детей в духе христианской любви, при исполнении заповедей можно надеяться, что вместо страшных слов, с которых началась эта статья, из уст мальчика прозвучит тихое: "Я люблю тебя, мамочка!".
N9, 2004 г.