Хомяков и мы

Общество 
0
258
Время на чтение 5 минут
14 мая 2004 года исполняется 200 лет со дня рождения Алексея Степановича Хомякова - дворянина, помещика, гусарского штаб-ротмистра, участника русско-турецкой кампании 1828-1829 годов, поэта и драматурга, публициста и критика, художника и изобретателя, кандидата математических наук, философа и богослова, глубоко верующего православного христианина.

О Хомякове к сегодняшнему дню сказано много. Но его богатое творческое наследие до сих пор понято и охарактеризовано лишь в общих чертах. Главным в творчестве Алексея Степановича является слово "цельность". По известным нам данным о его жизни мы можем сказать, что Хомяков был цельной личностью, имевшей "твердый духовный и умственный характер". Верно, что общий характер выражения Хомяковым своих воззрений был несистематичен. Но мыслил и развивал свои взгляды он исключительно последовательно. Известнейший историк русской мысли протоиерей Георгий Флоровский высказался о нем: "И он писал фрагментарно, всегда по случаю, крупными мазками. Но ум у него был систематический."

Сегодня без возражений воспринимается фраза, что "Хомяков - это целая цивилизация". Современной публике он больше известен как теоретик, глубоко разработавший социально-богословское понятие "соборности", как создатель объемистого оригинального историософского сочинения, которому его друзья дали шутливое название "Семирамида". Гораздо менее известен он как глубокий мыслитель, занимавшийся фундаментальными проблемами философии, а также вопросами техники, хозяйства, образования. Еще менее знают сегодня его довольно многочисленные поэтические произведения и драмы.

За всеми этими "целостностями" - личности ли, взглядов ли, творчества ли - стоит некий цельный опыт жизни. Среди писавших о нем нет разногласий по поводу характера этого опыта. Тот же Флоровский пишет: "Хомяков исходит из внутреннего опыта Церкви". Возможно, именно это позволило стать ему неформальным лидером так называемой "московской партии", давшей начало и основные идеи "православно-русскому направлению" в национальном просвещении.

Это, кстати, порождает и известную трудность при исследовании идей и самих сочинений Хомякова. Корректное их понимание возможно в случае, если исследователь при истолковании и реконструкции взглядов Хомякова на тот или иной предмет занимает позицию, аутентичную тому состоянию, в котором пребывал всю свою жизнь сам Алексей Степанович. А он всегда был и оставался глубоко верующим человеком, подчеркнем, верующим по восточно-христианскому православному образу веры. Но, к примеру, нынешняя система подготовки философских кадров вовсе не гарантирует и даже не подразумевает совмещения в одном специалисте широкой философской эрудиции с развитым внутренним опытом. Можно сказать, что всякие совпадения здесь остаются пока случайными. Поэтому и освоение философского наследия Хомякова идет с разными шатаниями и пробелами.

Следует отметить относительную невостребованность у современников, и особенно тогдашних властей, тех идей, которые вынашивали в своем кругу Хомяков и его товарищи. Им запрещалось писать статьи и публиковаться, даже просто читать свои сочинения кому бы то ни было. Во времена императора Николая Павловича патриотам доставалось от государства Русского больше и сильнее, чем западникам. Например, тогдашний московский генерал-губернатор граф А.А. Закревский называл кружок единомышленников Хомякова "красными" или даже "коммунистами", подозревая в них некую революционную партию. За ними, и особенно за Хомяковым, было установлено даже негласное наблюдение, продолжавшееся в течение чуть ли не десяти лет. Теперь же о Хомякове мы точно знаем, что был он в сфере общественной строгим антикоммунистом, а в сфере политической - сторонником самодержавия, хотя и слыл либералом: выступал за Земский собор, отмену крепостного права и смертной казни, введение суда присяжных. Однако, очевидно, несостоятельная подозрительность власти была столь велика, что вылилась однажды в совершенно курьезный эпизод в отношении Хомякова, получивший у исследователей название "Дело о бороде", - выданное в 1856 году запрещение Хомякову носить бороду и русское платье. Власть посчитала эти "символы народности" фрондерскими и чрезмерно демократичными.

У него хочется учиться. И есть чему. "Московская партия", таким образом, поставила и осмыслила национальный вопрос, что дало позже возможность говорить Ф.М. Достоевскому о "национальной русской идее" как о воплощении главной черты национального духа, каким он проявил себя уже в XIX веке начиная с Пушкина и каким он пребудет вовеки. О его всепроникновенности, его "всемирности", "всечеловечности".

В этом, наверное, состоит особая привлекательность хомяковской мысли для сегодняшних дней, изнывающих в отсутствие оригинальных идей и подходов. На унылом фоне современности мысль Хомякова по-прежнему свежа, привлекает своей нереализованной до сих пор оригинальностью и недоступной нынешним умам изощренностью. Тоска современности гонит к ней утлые лодчонки современных идеологов. Чуть только перед нашей страной забрезжила хоть какая-то перспектива, чуть только обозначился в ее народе некий футуристический энтузиазм - энтузиазм будущности, как стала востребованной некая вдохновляющая идеология, некий конструктивный миф, сквозь призму которого мы можем просматривать или провидеть достойное нас будущее. Чтобы иметь будущее, нужно это будущее хоть как-то себе представлять, иметь для него хоть какие-то ориентиры. И всю полноту творческого наследия Хомякова сегодня вызывают к жизни, чтобы иметь хоть какой-то базис еще только для определения этих ориентиров. Нынешняя "идеологическая элита" видит привлекательную сторону мировоззрения Хомякова в том, что в нем сочетаются обоснованная уверенность в значительности будущего России, так называемый "просвещенный патриотизм с уважением к свободе личности, прессы и принципам гуманизма". Тем, кто определяет сегодня политику российского государства, такая позиция кажется адекватной современным политическим реалиям и потребностям вне и внутри страны.

Так это или нет, покажет будущее. Но вне зависимости от этого, от наших успехов по "применению" Хомякова этот человек уже неоспоримо и незаместимо составляет бесценное, хотя, может быть, недостаточно еще понятое и освоенное богатство нашего национального просвещения. Так, кроме всего прочего Хомяков стал одним из основоположников русской классической философии. А наличие философской классики в текущем просвещении того или иного народа есть верный признак осознания им самого существа своего национального духа и связанных с ним перспектив своей будущности.

Хомяков развивал в своих работах оригинальную философию "всецелого разума". Этому, в частности, была полностью посвящена последняя его, фактически предсмертная, работа, вошедшая в историю русской философии под названием "Второе письмо о философии Ю.Ф. Самарину". Внезапная холерная болезнь оборвала рукопись письма на полуслове. Кажется, что в этом письме Хомяков пытается выйти на какую-то очень важную для него лично философскую позицию. ".иду со страхом", - пишет он Самарину. Может быть, завершись это письмо, мы имели бы возможность увидеть изнутри связь отдельных хомяковских идей и взглядов. Во всяком случае, Хомяков был не чужд идее строгого логического выведения научного знания из некоторых главный положений. При всей несистематичности, случайности своего мышления он был строгим логиком в конкретном рассуждении. Но это письмо стало последним из написанного им. Через несколько дней Хомякова не стало. Он скончался 23 сентября (ст. ст.) 1860 года в своем имении в селе Ивановском Данковского уезда Рязанской губернии.

В современной литературе об А.С. Хомякове можно выделить "Жизнеописание в документах, в рассуждениях и разысканиях", составленное В.А. Кошелевым (2000 г.). Оно освещает жизнь Хомякова, не углубляясь особенно в детали его мировоззрения. Исследование, в котором бы мировоззрение и творчество А.С. Хомякова были представлены достаточно целостно, еще ждет своего автора.

Творческие идеи Хомякова и сама его личность производят сильное впечатление на современных людей. Тем, кто приступает к знакомству с ними, открываются глубокие и дальние перспективы в области личного мировоззрения и личного самовоспитания. Слов нет, Хомяков и его творческое наследие не занимают сообразного для них места в нашем нынешнем национальном просвещении. Нет ни памятника ему, ни улицы, ни площади, ни даже учебного заведения его имени. Говорят, уже поставлен вопрос и идет некоторая работа в Тульской епархии, по подготовке к прославлению его в качестве местно почитаемого святого. Наверное, все это имеет свой ближний или дальний смысл. Но, кроме почитания Хомякова в разных светских и религиозных формах, нам совершенно необходимо более тщательное и спокойное, освобожденное от старых и новых штампов изучение его творчества. Несомненно, что такое исследование будет много способствовать пониманию нами самих себя как нынешних соотечественников А.С. Хомякова. Ведь не случайно, наверное, чуткий к духовному движению эпох и народов, проницательный Василий Розанов назвал Хомякова "Колумбом, открывшим Россию для своих современников".
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Михаил Смирнов
Дорога к Победе
История одной военной судьбы
04.05.2012
Все статьи Михаил Смирнов
Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
16.04.2024 11:38
«Не будет (у иудеев) ни священника, ни царя», сказал Златоуст
Новый комментарий от Калужанин
16.04.2024 11:35
«Успешные люди» гробят Россию
Новый комментарий от РОНОЛ
16.04.2024 10:41
Владимир Владимирович, последуйте примеру Петра Великого
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
16.04.2024 10:41
Академик К.Я.Кондратьев: наука и любовь
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.04.2024 09:12
Как всё начиналось
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
16.04.2024 08:09