itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Музей ткнул башней в небо

Общество 
0
176
Время на чтение 4 минуты
В Музее имени Пушкина открылась выставка "Вавилонская башня. Земля-небо". Выставка показывает, что в вопросе о возможности достижения небес с использованием лестниц, строений и природных возвышенностей осталось много неясного. Комментирует ГРИГОРИЙ Ъ-РЕВЗИН.

Перед критиком, рецензирующим данную выставку, стоит неприятная задача. Ее подготовила заместитель директора ГМИИ Ирина Данилова, искусствовед выдающийся, коего критиковать невозможно. Можно избрать вариант мягкого несогласия, но такой номер тут не проходит, это все равно, что махать веером на святое. В жесткой форме тоже невозможно, потому что это еще хуже, чем в мягкой. Остается только хвалить, но подводит сопротивление материала.

Выставку с двух сторон оформляют две "центральные" вещи - в одном торце повешена компьютерная распечатка "Вавилонской башни" Питера Брейгеля, в другом - фотоколлаж Дворца Советов. И то и другое - сегодняшнего изготовления, художественного смысла не имеет, а имеет символический. Это точки отсчета. В вопросе о Дворце Советов куратор испытывал неловкость, но не из-за банальности сопоставления, а потому, что хотелось сопоставить работу Брейгеля еще и с башнями ВТЦ, рухнувшими 11 сентября. В торце зала фотографии башен ВТЦ как-то зримо толкаются с Дворцом Советов, но все же не выталкивают. Все-таки пока сопоставление Вавилонской башни с ВТЦ, видимо, еще не отстоялось, и ему не место в музее.

Между этими двумя точками развешаны остальные произведения, а также большие плакаты с текстами Ирины Евгеньевны. Состав материала вызывает представление о широком хождении интересующего куратора мотива. Тут и древнерусская иконопись, и Ренессанс, и Новое время, и ХХ век. Не совсем, однако, понятно, какой мотив автора интересует.

Есть несколько Вавилонских башен - это понятно. Есть, кроме того, довольно много просто башен - древнерусских башенок, средневековых донжонов и крепостей, изображенных художниками от Ренессанса до XIX века, и даже башня де Кирико. Некоторым усилием воли можно признать, что все эти башни отчасти вавилонские. Переход символических значений, архетипы - бывает. Рядом, однако же, с картиной Рейсдала, изображающего пейзаж с башней, куратор вывешивает русскую икону со столпником, сопровождая это текстом "нельзя не сопоставить изображения башен с русскими образами столпников". А мне кажется, как раз это можно не сопоставить. Потому что иначе у зрителя возникает впечатление, что столпник сидит на башне. Между тем столп - это никакая не башня, а трибуна, и подвиг столпника заключается вовсе не в том, чтобы сидеть и скучать заточенным в башне как царевна, а в том, чтобы проповедовать с трибуны (пусть и посредством молчания).

Далее Ирина Евгеньевна сообщает нам на плакате: "В византийской и древнерусской иконописи старозаветная башня-лестница уступает место легкой деревянной лестнице, приставленной к облакам". Это очень тонкая фраза. Она создает ощущение, что в ветхозаветные времена были кирпичные лестницы, которые впоследствии сменились деревянными конструкциями. Однако же на самом деле все ветхозаветные кирпичи нарисованы в ренессансные времена, то есть после древнерусской и византийской иконописи. При этом одно просто не имеет отношение к другому, потому что это разные мотивы. Один - Вавилонская башня, символ божественной кары за гордыню. Второй - лестница Иакова, лествица, символ восхождения человека к Богу. Они друг друга не сменяют. Они вообще про разное.

Этого Ирина Евгеньевна замечать не хочет, потому что тогда у нее из выставки выпадают все лестницы, а их много. Мало тебе древнерусских - тут еще и масса ренессансных, которые, по ее мнению, являются секуляризованным вариантом иконописной лестницы. Это потому, что там наверху лестницы из двух-трех ступенек стоит какой-нибудь значимый герой, а в небо лестница не идет - секуляризация. Вообще-то за таким типом изображения стоит простая форма пьедестала, которая опять же связана с трибуной. Никакого отношения ни к Вавилонской башне, ни к лестнице Иакова пьедесталы не имеют, но тут как-то это тоже соединилось. Мало того. Еще в выставку добавили несколько примеров бытового жанра XIX века, где тоже есть лестница. Скажем, французская прачка стирает, а еще лестница сзади. Как отмечает куратор, религиозный смысл здесь утрачивается, но остается некий лиризм. И откуда он остается? От Вавилонской башни? От столпников? От византийских икон путем метампсихоза во Францию?

Ну и, наконец, просто перл. Помимо всего этого на выставке представлено несколько пейзажей, где на равнине есть гора. Просто как возвышенность. В этом куратору тоже увиделся момент связи не знаю уж с чем. Бывает в поэзии такой прием - рифма неизвестно с чем. Тут как раз такой случай.

Непонятно, как на это все реагировать. В России страшно мало концептуальных выставок про классическое искусство, и любое движение в этом направлении вроде бы надо приветствовать. Не говоря уже об огромных заслугах Ирины Евгеньевны перед отечественным искусствознанием, заставляющих с огромным вниманием относиться к любым ее деяниям. Но все ж таки не может быть концептуальной выставки с настолько непродуманной концепцией. Концептуальная выставка - это когда куратор знает, что он хочет сказать. А когда он что-то чувствует, но еще не придумал что, это какой-то мыслительный кисель. Нельзя так выставки делать, это компрометирует и тему, и куратора.

Впрочем, есть один поворот, который все это дело объясняет. В центре Пушкинского музея на лестнице расположена скульптура Александра Бурганова "Лестница в небо". Я не знаю, кто разрешил вносить в Пушкинский музей такую халтуру, но она - центр выставки. Она представляет собой железную лестницу-стремянку, наверху у которой сделана композиция типа семисвечника, только вместо свечей - руки. А внизу на ступеньках лежат два крыла, одно золотое, а второе черное. И руки, и крылья сделаны из гипса и вылеплены так, что вызывают острое ощущение оставленности мировым художественным гением. Что касается самой лестницы, то это промышленное изделие, и к нему претензий нет. В теме черного и золотого крыла видится некая амбивалентность стремления к небесам, но мысль о том, что летающие ангелы лазают на небо по лестнице, ни с чем не сообразна. Что хотелось сказать, кроме того, что переполнило, неясно. Но все развешанные вокруг картины как-то комментируют это произведение. И у господина Бурганова не пойми что, и в мировом искусстве то же самое. Хочется на небо, но как? То ли башню построить, то ли лестницу к облаку приставить, то ли на пьедестал залезть - мы пока не решили. Но хочется.

7 мая 2004 г.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Г. Ревзин
Все статьи Г. Ревзин
Общество
Все статьи темы
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский танкист
28.03.2024 12:21
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Андрей Карпов
28.03.2024 11:54
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Советский недобиток
28.03.2024 11:11
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59