Как подчеркивает издание РПАЦ "Вертоградъ", причины перехода Егора Холмогорова в МП носят идеологический характер: с его точки зрения, в РПАЦ было постепенно утрачено поместно-национальное сознание Церкви русского народа, возобладали некоторые либеральные и диссидентские настроения, выраженные термином "альтернативное православие". Поводом для "разочарования" в РПАЦ для Егора Холмогорова также стала ее "неспособность" превратиться в религиозный "мейнстрим" современной России.
"Мейнстрим" РПАЦ - стал тем же диссидентством, то есть умеренно либеральным, политкорректным и "системным" - отмечает бывший идеолог РПАЦ.
В своем заявлении Холмогоров также подчеркнул: "Мой отход от РПЦ-МП не был связан никогда с неприязнью или ненавистью к МП как к таковой. Он был в большей степени "приходом к РПАЦ", которую я считал локомотивом, способным перевести всю церковную ситуацию в России на здоровые святоотеческие рельсы. "Локомотив" куда-то поехал, но вот только не к Православию и не к отцам, да и команда его не шибко рвалась цеплять тяжелые теплушки с людьми, предпочитая ехать с ветерком. Соответственно, причин "не быть" в РПЦ МП у меня нет", - заявил Е.Холмогоров.
Из этих слов г-на Холмогорова выходит, что он, будучи одним из главных идеологов и секретарей РПАЦ, по-прежнему оставался убежденным сергианином, таким образом существенно влияя на нео-сергианские решения митр. Валентина (Русанцова) и возглавляемого им Синода.
Согласно неоднократно всплывавшей в СМИ информации, не без участия Е.Холмогорова и его коллег, среди которых называют иером. Григория (Лурье), А.Солдатова и др., в кон. 90-х гг. РПАЦ получила сильное "политическое покровительство" со стороны "кремлевского политтехнолога" Глеба Павловского, предложившего РПАЦ и МП "сплотиться вокруг президента Путина, Президента новых центров веры, хозяйствования и влияния". Сведения о такой поддержке прошли тогда во многих крупнейших светских изданиях России в анонсе пресс-конференции Синода РПАЦ. Тогда же на одной из официальных пресс-конференций РПАЦ прозвучала информация о присоединяющихся к РПАЦ т.н. "политических элитах", а на "Неофициальном форуме РПАЦ" можно было прочесть о т.н. "силовых действиях" в случае необходимости со стороны "имеющих господдержку" юрисдикций в вопросах объединения истинно-православных по всему мiру, имея в виду РПАЦ. Тогда же представители РПАЦ стали печататься в различных официальных издания г-на Павловского и его "Фонда Эффективной Политики" с явно проправительственным "консолидирующим" уклоном, заявляя, по примеру митр. Сергия (Старогородского), об отсутствии гонений со стороны государства на истинно-православных христиан в России, а также создавая вокруг РПАЦ имидж "единственно альтернативной" "фактически Поместной Церкви".
Более того, из уст представителей РПАЦ открыто прозвучала тогда мысль, что РПАЦ, в отличии от несговорчивой РПЦ-МП, идеально подходит для отработки церковно-государственных отношений (!) и не будет ставить вопрос о том, что священство выше царства.
Согласно бытующему в РПЦЗ(В) мнению, в кон. 90-х гг. подобные идеи были популярны не только среди некоторых представителей РПАЦ, но и российских спецслужб, поскольку РПАЦ удачно подходила на роль "альтернативы" прежде всего не МП, а РПЦЗ под омофором Митр. Виталия. Однако после инспирированного российскими спецслужбами неканонического свержения законного Первоиерарха РПЦЗ Митр. Виталия, избрания на его место архиеп. Лавра (Шкурлы) и объявления униоального курса РПЦЗ(Л) на объединение с МП необходимость в наличии "альтернативы" в лице РПАЦ для таких "политических элит" отпала, в связи с чем, судя по всему, и был развязан судебный процесс против главы РПАЦ митр. Валентина, направленный на ее дискредитацию. Тактика "кнута и пряника", знакомая верующим русским людям начиная с 1917 г., последовательными чекистами ныне наглядно демонстрируется в путинской РФ во всей свой полноте.
Уход Холмогорова из РПАЦ обратно в МП - вышесказанному может служить лишь очередным подтверждением. С объединением РПЦЗ(Л) и МП необходимость в т.н. "альтернативном православии" для современных российских т.н. "политических элит" отпадает, поскольку "отработкой церковно-государственных отношений" теперь предстоит заниматься представителям путинского протеже - митр. Лавра.
Можно было бы надеяться, что с уходом обратно в МП таких откровенных нео-сергианских идеологов, как Е.Холмогоров, наступит постепенное внутреннее очищение РПАЦ, однако, к сожалению, орган РПАЦ журнал "Вертоградъ" таких надежд не оставляет: "Уход Егора Холмогорова из РПАЦ не приведет к каким-либо существенным изменениям в позиции Церкви или в работе ее административных или информационных структур", - отмечается в официальном сообщении.
Известно, что РПАЦ по своему составу неоднородна: от правых до крайне левых, даже еретичествующих течений. Среди ее клириков немало таких, которые ушли из МП не по вероисповедным, а административно-хозяйственным "разногласиям", а иногда даже бежавших от канонического наказания за проступки или нарушения нравственного характера. Такое положение дел не может гарантировать длительной стабильности. Дисциплина и единство, поддерживаемые "административным ресурсом" митр. Валентина, в последнее время серьезно ослабли. Связано это как с ухудшением здоровья самого митр. Валентина, так и ослаблением его авторитета в следствии известных судебных разбирательств. Непрекращающиеся расколы в РПАЦ, отложение целых епархий во главе с правящими архиереями еп. Арсением (Киселевым) Брянским и Александром (Мироновым) Казанским, уход в МП секретаря суздальского Синода прот. А.Осетрова и его судебные обвинения, осложнение отношений между митр. Валентином и некоторыми другими епископами РПАЦ (в частности, окормляющими катакомбную паству), недавний демонстративный уход из РПАЦ двух видных ее клириков - Михаила Макеева и Романа Павлова, известных своими антисергианско-традиционалистскими убеждениями, а также ряда других православных общин, в т.ч. катакомбных, подтверждает предположение о шаткости екклезиологическо-канонической "почвы под ногами" в РПАЦ и назревшем в ее среде внутреннем кризисе, угрожающем чередой новых расколов.
Следует отметить, что не смотря на такое положение дел, в самой РПАЦ до сих пор остается много искренних и добропорядочных православных верующих и пастырей, в т.ч. и архиереев. Многие из них отчетливо понимают, что РПАЦ переживает серьезный внутренний кризис, из которого во что бы то ни стало нужно искать выход. В то же время для этой части сторонников РПАЦ совершенно неприемлем путь новых расколов и бегства по "юрисдикциям". Среди путей преодоления внутрицерковного кризиса многие из них склоняются к возможности добровольного ухода "на покой" (по состоянию здоровья) или принятия пострига в схиму самим митр. Валентином, отказа от "нео-сергианского курса", еретичествующих тенденций группы "лурьитов" и церковного суда над клириками, имеющими негативную нравственно-каноническую репутацию, а в конечном итоге - отказа от взаимных претензий или обвинений и созыва совместного Собора РПЦЗ(В), РИПЦ и РПАЦ с целью объединения всех здоровых православных сил и течений, выступающих против сергианства и экуменизма, и возрождения духовного единства Истинной Русской Церкви (в виде трех автономных митрополичьих округов или как-то иначе, что предусмотрено Указом Св. Патриарха Тихона . 362).
Подобные идеи имеют своих сторонников не только в среде РПАЦ, но РПЦЗ(В) и РИПЦ(В), в одинаковой мере опирающихся на исторический Указ Св. Патриарха Тихона . 362 от 7/20 ноября 1920 г. А посему вопрос восстановления духовного единства всех ветвей Истинной Русской Церкви становится не только актуальным, но и жизненно важным.
Нам же, рядовым мiрянам, надлежит молиться о восстановлении нашего единства и надеяться на милость Божию. Да внесет Господь любовь в наши ожесточенные сердца!
Дай нам всем Господи сил пережить нынешние смутные времена и не потерять единства, которое остается в наших сердцах.
В статье частично использованы данные информационных интернет-ресурсов "Романитас", "Вертоград" и др..