Ссылка для ведьм

Религия 
0
188
Время на чтение 4 минуты
Корреспондент "Меридиана" нашел в церковных архивах документы, подтверждающие, что в наш край раньше сcылали ведьм и колдунов

Обычная женщина, как считалось, могла стать ведьмой по наследству от матери-ведьмы, либо через союз со злым духом, вселившимся в нее или вступившим в любовную связь. Ведовские способности женщине могла передать умирающая ведьма, стремящаяся избавиться от сидящего в ней "не своего духа".

Врожденными способностями к колдовству обладали те, кто проклят матерью во чреве.

Колдун, чтобы обрести свою власть, должен отречься от Бога и заключить договор с нечистой силой. Делалось это, по народным представлениям, ночью на перекрестке дорог или в бане, колдуну нужно было отречься от родителей, стоя на иконе, положенной вниз ликом, или своей кровью подписать хартию, составленную нечистым. Колдун имел большую власть, чем ведьма: он мог насылать на людей бесов, превращать людей в животных, повелевать погодой и понимать язык всех тварей земных, наводить порчу и болезнь до смерти.

Нет ничего особенного, что такие свидетельства сохранились в церковных архивах, ведь именно Православная церковь вела особо упорную борьбу с чародеями и вообще с народными поверьями и суевериями. Однако первые "антиколдовские" документы датированы XVII веком и составлены светской властью.

В частности, есть приговоры о высылке виновных "на вечное житье" в "украинные" (то есть окраинные) города, в числе которых в те времена были и Белгород, и другие города Белгородчины. В 1684 году к нам сослали "стрельца Ваську Баранникова и отставного стрельца Левку Барана с женою", "за воровство и волшебство". В 1648 году белгородскому воеводе Тимофею Бутурлину была послана царская грамота, где говорилось, что "иные прелестники... в городах и уездах бывают со многим чародейством и волхвованием, и многих людей тем своим чародейством прельщают", для лечения приглашают домой "чародеев и волхвов и богомерзких баб-вдов". Царь Алексей Михайлович распорядился провинившихся в подобных делах бить батогами. Скорее всего, телесные наказания помогли мало, поскольку в феврале и апреле 1653 года последовали новые грозные указы на имя воевод в Карпове (этот город располагался в районе современной Томаровки) и на Осколе (ныне Старый Оскол). Уличенных в колдовстве в третий раз "злых людей и врагов Божиих" было велено сжигать в срубах "безо всякой пощады", а дома их разорять до основания. К счастью, народная память не сохранила частых случаев подобных расправ, а значит, ничего похожего на массовые костры западной инквизиции.

Хотя, судя по всему, ведьмы и колдуны вовсе не ушли в подполье. Один из митрополитов, Мисаил (время правления 1672-1684гг.), в пику их активности составил "Окружное послание" своей пастве, в котором обличал "хождение к чародеям и волхвам и призывание их к себе на дом к малым детям и больным младенцам", отчего "многие люди, забыв Бога и православную христианскую веру, тем прелестникам последствуя, внезапною смертию помирают".

Следующий сохранившийся документ, появился примерно через полвека и принадлежит архиепископу Досифею Богданович-Любимскому. Он обличает "неведомо откуду" вошедший в народ обычай, что, "не довольствуясь благословением Божиим, еще своими бабьими, паче же дьявольскими забобонами оное (брачный обряд - прим. ред.) довершают, теща бо выедет в встречу на вилах, кожух вывернет, нарядившись в шапку...да еще некоторые и огонь на воротах зажигают и чрез тот огонь нововенчанные идут, и Бог весть, нет ли тут каких приговоров бабьих или чародеяний дьявольских, что весьма для православных христиан срамно..."

В 1750 году у каптенармуса Белгородского полка Карпа Булавина оказалась пришитая к печатному букварю "заговорная волшебная тетрадь", которую, как он объяснил, дал ему ротный писарь Амос Грезный, за что им обоим, как людям военным, "дабы вперед таких волшебств и безумных суеверств чинить не дерзали, при собрании полка, прочим в страх, учинить телесное наказание".

Наиболее полное представление о понятии колдовства в то время дает "Дело о знахаре", состоявшееся в 1751 году. 15-летний житель села Люботино Валковского уезда Нестор показал, что в Петров пост живущая в том же селе вдова Евдокия Пятернева прислала за ним и спросила, "хочет ли выучиться смотреть на звезды и оттого угадывать - о пропаже какой и у кого сыскать? И стала его научать... В полночь выводила его к мельничному ставу и пускала плыть против воды, и плыл, а потом, взяв его из воды, воткнула веретено тонким концом в землю, а на другом конце веретена, на котором прядывала в Георгиев день для волшебства, пускалась под небеса и сняла звезду, и дала ему в руки подержать, а потом пошла с ним в дом и ту звезду положила в сенях под кадушку. Поутру налила горелки в чарку и наговорила и дала выпить. На другую ночь вывела его, Нестора, на двор и велела смотреть на звезды. И показывались ему человеческие имена, у кого пропало и кем украдено".

Между тем розыски упомянутой бабки ничего не дали, и Нестора сослали в Святогорский монастырь, чтобы "он никому суеверных бредней не объявлял и действия никакого не чинил, а ходил бы в церковь Божию".

Всего через год, в 1752 году, некая дворовая женка Марфа Королева была взята в Курскую воеводскую канцелярию по обвинению ее в том, что портила господина и госпожу свою волшебством. Марфа показала, что "дочь ее с дворовым человеком онаго бригадира блудно жила, а бригадира жена била ее дочь батожьем за оное падение, и за то злясь она, Марфа, чинила волшебство и вынимала у господина своего след на земле с приговором, чтоб он был всегда болен, от которого волшебства бригадир и поныне находится в болезни... С этой ведьмой, признавшейся в своих деяниях, в то время надлежало поступить по довольно строгому указу императрицы Анны Иоанновны от 1731 года: "Ежели какие волшебники учнут собою на вред или мняще якобы на пользу кому волшебства чинить, и за то оные обманщики казнены будут смертию, созжены".

В Государственном архиве Белгородской области (ГАБО) хранится два документа, содержащие указы императрицы Екатерины II по ведьминому вопросу. Это рапорт 26 ноября 1770 года, в котором указом императрицы "велено... всемерно истинно наблюдать, не делается ли где какия суеверия, не проявляет ли кто для скверноприбытчества каких при иконах святых или при кладезях, источниках ложных чудес... и ежели таковые где-либо явятся, то лживые чудеса проповедающих брать для распросов, а кликушей, кои в церквах и монастырях безобразье и соблазны чинят, их за то по указам отсылась в светский суд без всякого отлагательства". Далее в архивной папке содержатся документы-рапорты из Нового Оскола, из Ахтырского монастыря, Курского Троицкого девичьего монастыря, от священников духовного правления Белгородского уезда, из Суджанской Предтечевой пустыни и Святогорского Успенского монастыря о том, что на всех этих территориях Белоградской епархии "все состоит добре и благополучно" и "никаких чудес ложных и суеверий не явилось".

В XIX веке, когда Белгород стал уездным, а не губернским городом, внимание духовной и светской властей к народным суевериям ослабело. Одни лишь земские врачи пытались бороться со знахарями, которые составляли им конкуренцию.

14 апреля 2004 г.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Оставьте комментарий

Ваш комментарий будет опубликован после модерации
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Наконец всем рассказали что ждет Мир 9 мая
Из-за этой драки России лишилась талантливого врача
Громкое и жуткое преступление над пенсионеркой в России
Какой регион России накроет шторм в 9 баллов

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Татьяна Черных
Все статьи Татьяна Черных
Религия
Есть ли конфликт между Церковью и наукой?
Не стоит преувеличивать жестокость инквизиции по сравнению с репрессиями в Советском Союзе
19.10.2024
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Многодетный сотрудник «РНЛ» со своими детьми участвует
Новый комментарий от Павел Тихомиров
14.03.2025 02:53
В 1945 году Бог показал, кто исполнил Правду Его
Новый комментарий от учитель
14.03.2025 00:28
Современный облик Русской идеи
Новый комментарий от Владимир В.
14.03.2025 00:04
«Наконец-то у нас появились думающие генералы»
Новый комментарий от Агафон
13.03.2025 22:35
Так кто же всё-таки Удерживающий?
Новый комментарий от С. Югов
13.03.2025 22:00
«Стоит ли отдавать дочь в класс с нерусскими?»
Новый комментарий от Русский Иван
13.03.2025 18:33
Трамп спровоцировал «золотую лихорадку» в Америке
Новый комментарий от Русский Иван
13.03.2025 17:59