Туринская плащаница - христианская святыня, ажиотаж вокруг которой не утихает уже более века. Реликвия представляет собой кусок льняной ткани, которым якобы было обернуто умащенное благовониями тело Иисуса, снятого с креста. Как известно, в 1898 году итальянскому фотографу Секондо Пиа поручили изготовить фотографии плащаницы. При обработке негативов на фотопластинках проступил отпечаток тела взрослого мужчины ростом около 175 см, его положение во всех деталях итальянский фотограф записал в своем дневнике с точностью патологоанатома. Позднее этот образ и был объявлен подлинным изображением Спасителя.
Вопрос о происхождении плащаницы и изображения на ней разделил исследователей на два непримиримых лагеря. Первые уверены в том, что ткань была соткана в Палестине две тысячи лет тому назад, что она на самом деле покрывала Спасителя и что на ней действительно отпечатался образ Господа. Другие уверены, что плащаница - лишь хорошо сработанная имитация, изготовленная в Средние века и не имеющая к евангельским событиям ровно никакого отношения. И вот теперь дискуссия, судя по всему, вспыхнет с новой силой. Дело в том, что буквально на прошлой неделе (которая, кстати, выдалась Пасхальной и для католиков, и для православных) на обратной стороне плащаницы было обнаружено еще одно изображение. Авторами открытия вновь оказались итальянцы - профессора Падуанского университета физики Джулио Фанти и Роберто Магиолло. "Итогам" удалось узнать подробности открытия непосредственно от руководителя исследований Джулио Фанти.
Открытия могло и не быть, если бы в 2002 году плащаницу не отправили на реставрацию, говорит профессор Фанти. В ходе работ с тыльной части реликвии удалили ткань, нашитую во французском монастыре Шамбери в 1532 году. Дело в том, что в тот год в обители случился страшный пожар и святыня пострадала от огня. Ткань почернела, местами прогорела, и потому монахи укрепили ее, подшив к ней "подкладку" из материи. До 2002 года она не позволяла исследователям взглянуть на оборотную сторону плащаницы. Но после того как "подкладку" отпороли, изнанку плащаницы наконец смогли исследовать в мельчайших деталях. Были сделаны фотографии всех ее участков. По завершении реставрации укрепляющую основу вернули на прежнее место.
Некоторое время назад профессору Джулио Фанти в очередной раз пришлось просматривать снимки плащаницы, сделанные при реставрации в 2002 году. "В какой-то момент мне показалось, что на фотографиях проступают контуры некоего образа, - рассказал профессор "Итогам". - Тогда у меня и родилась идея применить для изучения снимков свои знания и опыт в области оптических и механических измерений".
Лаборатория Джулио Фанти оснащена специальным оборудованием, с помощью которого на снимках можно увидеть то, чего не увидишь обычным глазом. Поскольку изображение было очень бледным и его резкость составляла менее 10 процентов по шкале измерения четкости визуального ряда, было решено для начала увеличить сами фотографии. Затем Фанти и его коллега Роберто Магиолло приступили к анализу изображений методом соотношения сигналов и шума. Суть этого метода в том, что сигнал отражается от участков изображения с различной оптической плотностью и "открывает" контуры изображения: в более темных местах сила сигнала превалирует по отношению к шуму. Так постепенно наметились очертания человеческого лица. Образ представлял собой темный контур на более светлом фоне. И вот вывод ученых: изображение с тыльной стороны реликвии соответствует известному изображению на лицевой стороне, но не полностью идентично ему. Вновь открытый образ имеет некоторые отличительные черты: ноздри имеют одинаковое расширение в отличие от первого варианта, где правая ноздря несколько сужена. "Мы пока не можем объяснить это различие, но уверены, что дальнейший анализ поможет внести ясность, - говорит Джулио Фанти. - Мы четко различили контуры носа, глаз, бороды, однако нам не удалось обнаружить контуры тела, соответствующие отпечатку на лицевой стороне. Были найдены только контуры, смутно напоминающие руки".
Интересно, что на обеих сторонах плащаницы, как на лицевой, так и тыльной, изображение "затронуло" только поверхностные волокна. Изучив сделанные под микроскопом фотографии поперечного сечения ткани, Джулио Фанти пришел к выводу, что "окрашенные" волокна льняной пряжи залегают на глубине 0,03 мм. При этом толщина ткани плащаницы составляет 0,34 мм. "Сам факт того, что середина тканевой структуры чистая, является дополнительным доводом в пользу нерукотворности изображения, потому что изготовить подделку таким образом было бы достаточно сложно: краски или химические реактивы пропитали бы ткань насквозь", - утверждает Джулио Фанти. Этот вывод, по мнению Фанти, может стать ответом его главному оппоненту, американскому исследователю христианской святыни Рэю Роджерсу, который всегда утверждал, что изображение на плащанице могло быть получено с помощью неких химических реакций и потому вовсе не обязательно связывать появление образа с какими-то чудесами.
Со своей стороны профессор Фанти выдвинул гипотезу, согласно которой "поверхностность изображений может говорить о том, что верхние волокна ткани, например, фильтровали проходящий через ткань сильный энергетический поток". По его мнению, источником энергии было тело, завернутое в плащаницу, и, скорее всего, энергетическая вспышка произошла в момент воскресения Христа.
Какова же природа чудо-энергии? Некоторые исследователи считают, что если оставить в стороне чудесное объяснение и попробовать воссоздать физическую модель процесса, то получается, что изображение могло остаться на ткани в местах выступающих частей накрытого тела под воздействием коронного разряда. Этот разряд мог возникнуть в том случае, если тело находилось в магнитном поле в высокоионизированной атмосфере, вдобавок при наличии газа. Теоретически можно допустить, что в пещере, куда по преданию поместили тело распятого Христа, воздух был насыщен ионами и выделялся радиоактивный газ радон.
Впрочем, Джулио Фанти нисколько не сомневается, что изображение на плащанице возникло чудесным образом, и считает, что результаты его исследований подтверждают это. Его оппонентам только предстоит оспорить это утверждение. Но вряд ли у кого-то могут возникнуть сомнения, что раскрыть тайну плащаницы можно будет, только использовав все доступные науке средства.