В глубине души

Обнаруженная в Пензенской области подземная обитель претендует на звание самого крупного катакомбного монастыря в Европе

Новости Москвы 
0
231
Время на чтение 7 минут
Многие славные христианские обители, такие как Киево-Печерская лавра или Псково-Печорский монастырь, помимо грандиозных крепостных стен, храмов и колоколен обладают разветвленной подземной инфраструктурой. Искусственно созданные пещеры служили в качестве келий для наиболее благочестивых членов братии и подвижников, давших духовный обет на молитвенный подвиг. Подобный подземный монастырь обнаружили недавно и в Пензенской области, близ города Сердобска. Краеведы уже называют данное сооружение, выкопанное в теле Сазань-горы, уникальным, поскольку его ходы и тоннели уходят на глубину, сравнимую с глубиной залегания станций метро. А общая их протяженность, судя по всему, превосходит аналогичные сооружения, существующие в Европе. Например, ходы Киево-Печерской лавры протянулись почти на 900 метров, Псково-Печорского монастыря - порядка 600 метров. А подземелья Алексиево-Сергиевской пустыни уже сегодня разведаны примерно на 800 метров. И это только начало...

Под землей

Найти Алексиево-Сергиевскую пустынь не составило большого труда. Проселочная дорога вывела нас прямо к деревянной часовенке, окруженной дубравой. Здесь же мы обнаружили троих мужчин, о чем-то тихо беседовавших с монахом, который оказался настоятелем монастыря. Отец Андрей давал указания трудникам, добровольно помогающим вести хозяйство. Пришлось отвлечь его от дел и попросить стать нашим провожатым.

Пока спускались в подземную обитель по винтовой лестнице, я не мог не спросить игумена:

- Не глубоко ли вы забрались, чтобы возносить свои молитвы небесам?

- Божья благодать распространяется всюду: и на земле, и под землей, - ответил отец Андрей. Недаром, наверное, в давние времена монахи-затворники, основавшие эту обитель, жили в кельях, устроенных под землей. Казалось бы, сырость и холод могут быстро погубить, однако иноки доживали до восьмидесяти, а то и до девяноста лет. Кто-то скажет: положительная аура, целебное дыхание земли, а по-моему - Господь даровал им здоровье.

Наша беседа гулко отдавалась от глиняных сводов, незаметно мы достигли самой нижней отметки монастыря - минус 11 метров. Нависший потолок заставил склонить головы перед входом в алтарное помещение, где догорали свечи. Попривыкнув к полумраку, можно было уже лучше разглядеть грубые стены, увешанные иконами. "Мы проводим в подземелье только короткие церковные службы, - поясняет отец Андрей, - пожилым людям непривычно находиться на ногах долгое время, а у нас здесь пока и присесть негде".

Далее проход шириной около полуметра ведет в небольшое замкнутое помещение, где в вырытой стенной нише установлен образ Спасителя. В этом месте, как мне объяснили, находилась монашеская келья. "Пригнись", - неожиданно раздался рядом голос. Это отец Андрей предостерег спустившегося следом за нами молодого послушника Амвросия. Звуки в монастырском подземелье распространяются довольно странным образом: в какой бы части его вы ни оказались, слышимость везде одинаковая. "Во время службы, когда вниз спускается много прихожан, можно отчетливо понять каждое слово молитвы, даже если вы стоите в другом конце подземного коридора, - поясняет отец Андрей. - Как подвижники, основавшие монастырь, выбрали это место, никому не известно, но его уникальность очевидна". Она, например, еще и в том, что при входе в подземелье на стенах небольшой часовни можно увидеть капельки влаги, а внизу нет вообще следов конденсата или просочившейся воды. Да и дышится здесь, несмотря на такую глубину, гораздо свободнее, чем наверху. Ну разве что с непривычки закладывает уши.

Чудеса без рецепта

За монашеской трапезой иноки поведали историю этого уникального места. По одному из преданий, монастырь основали в XVIII веке неизвестные затворники. Они вырыли в глухом лесу пещеру, где молились до конца своих дней о спасении мира. Удивительно, но Алексиево-Сергиевская пустынь никогда не была зарегистрирована ни в одной епархии.

Другая легенда гласит, что после Пугачевского бунта 1773-1775 годов в здешних лесах скитались бунтовщики в большом количестве. Скрываясь от возмездия, они вышли к удаленной от мирской суеты пещере и попросили у монахов убежища. "Наши предшественники не смели отказать людям, даже если на них лежали тяжкие грехи, - объясняет монах Гермоген, - потому что Господь может явиться к нам в любом обличье и попросить помощи, тем самым проверив нашу праведность". Появление опасных соседей не осталось незамеченным, и жители Сердобского уезда донесли о них властям. На место не замедлил прибыть карательный отряд. Солдаты не стали разбираться, кто есть кто, а изрубили в куски всех обитателей подземелья.

Второе рождение монастырь получил лишь в начале XX века благодаря деяниям монаха, которого, как и нынешнего, рекли отцом Андреем. До нашего времени дошли сведения о творимых им чудесах и пророчествах. Есть свидетельства некой Дарьи Лепещенко, которая в 1910 году приезжала в монастырь получить благословение на замужество. Священник пророчил, что в России грядут тяжелые времена, и предостерегал женщину, что, выйдя замуж, она пропустит их через свое сердце. Провидец не благословил сельскую жительницу, советовал ей переждать смуту. Но та ослушалась, замуж вышла. И получилось все так, как предсказывал старец: в революцию она потеряла мужа, а Великая Отечественная забрала у нее двух сыновей.

Еще одна женщина, имя которой осталось неизвестным, якобы обратилась к старцу за исцелением от чахотки. Приехав в монастырь вместе с дочерью, она узнала от инока, что ее проблемы вскоре уйдут, но она потеряет ребенка. Вернувшись домой, женщина почувствовала себя лучше, а через два дня ее дочь заболела и умерла.

Однако самым известным деянием старца было изгнание из прихожан бесов. В православии этот обряд называют отчиткой, а в католицизме - экзорцизмом. Даже когда старец Андрей стал совсем немощным и потерял зрение, он все равно продолжал принимать страждущих. После его смерти вплоть до наших дней на могилу монаха приходили люди и забирали с собой землю, которая, как считается, приносит исцеление. "За неделю холмик над могилой священника исчезал, - сетовали монахи, - и потому нам пришлось перезахоронить его в подземном монастыре".

Родственники старца рассказывали, что, когда монастырь закрывали, он утешал братию, говоря, что придут иные времена и обитель возродится благодаря стараниям его тезки. Так и вышло.

Земное и небесное

Современный монастырь действительно стал возрождаться благодаря стараниям отца Андрея, который пришел сюда два года назад и сразу же приступил к реконструкции подземной обители. И перво-наперво в катакомбах развернулись настоящие археологические изыскания. Краеведы обнаружили здесь остатки древних сооружений, предметы культа, утварь. На выходе из часовни наткнулись на старый колодезный сруб. "Скорее всего в этом месте находился источник, который мы решили обязательно расчистить", - рассказал нам один из прихожан монастыря Сергей Васин.

Уж коль ранее речь зашла о Пугачевском восстании, то мы просто не могли не задать монахам вопрос по поводу пресловутого золота бунта, которое ищут по всей России. Иноки переглянулись и расплывчато сообщили: "Может быть, где-нибудь в засыпанных ходах и осталась какая-то церковная утварь. Но, пожалуй, самое ценное, что можно здесь обнаружить, - это икона Казанской Божией матери. Поживем - увидим". Кстати, этим летом в обитель собираются наведаться специалисты спелеологического клуба МГУ, которые проведут георадарное зондирование Сазань-горы и установят масштабность подземных сооружений. Но то, что не все галереи раскопаны, это факт, подтверждаемый пещерными выходами, обнаруженными в километре от монастыря с другой стороны горы. Если спелеологи докажут наличие разветвленной подземной сети, то обитель сможет смело претендовать на звание самого большого катакомбного монастыря Европы.

Алексиево-Сергиевская пустынь, как уверяют прихожане, наделена особой благодатью. Люди приезжают сюда, чтобы найти избавление от того или иного недуга. В народе ходят истории о том, как кто-то вылечил здесь глаза, другой избавился от грыжи, а третий и вовсе избежал операции по коронарному шунтированию артерий сердца, вдруг в одночасье выздоровев. В принципе науке известна целительная сила подземелий. В них формируются особые микроклимат, температура, влажность, химический состав воздуха. Все это создает антибактериальную и противовоспалительную среду. Однако есть и нечто иное - то, что монахи называют Божьей благодатью. Ученые же, исследовавшие здешние пещеры, нашли феномену свое определение - квантово-энергетическая подпитка. "В подземелье присутствует некий X-фактор, который напрямую связан с энергетикой человека, - считает доктор медицинских наук, академик РАЕН Павел Горбенко. - Дело в том, что организм человека является квантово-механическим телом, выделяющим и потребляющим энергию и информацию. Подземелье представляет собой уникальный природный квантовый генератор, концентрирующий и отражающий энергию, идущую из глубины Земли. "Дыхание Земли" оказывает мощное энергоинформационное воздействие на здоровье человека".

Под спудом традиций

Зачем строить церкви и кельи под землей, когда гораздо удобнее делать это на поверхности? Почему монахи обрекают себя на существование в темных и холодных пещерах, если можно жить на поверхности, радуясь теплу и солнечному свету? Традиция создания культовых центров под землей имеет очень глубокие корни и присуща многим народам и религиям. Например, римские каменоломни в свое время служили убежищем для преследуемых властями первых христиан. Именно они стали одной из причин появления традиции культового пещеростроительства на Руси и в других странах христианского мира. Впрочем, строили подземные храмы и гораздо раньше. Известны пещерные храмы-усыпальницы Петра в Иордании, монастыри и буддийские храмы в Индии, погребальные склепы и скальные церкви в Каппадокии. Для того чтобы ответить на второй вопрос, можно напомнить, что монах - это, собственно, тот, кто в идеале не должен сталкиваться с миром, непрестанно беседуя с одним Богом. Уходя под землю, монахи тем самым как бы заживо хоронили себя в ими же вырытых могилах - кельях. А когда наступала настоящая смерть, пещеры принимали их тела на вечное хранение. Поэтому каждый пещерный монастырь - это своеобразный подземный некрополь... Перед самым отъездом решил попрощаться с отцом Андреем. Но его мобильный телефон сообщил: "Абонент временно недоступен". Видимо, святой отец снова спустился под землю за благодатью.

Сердобск - Москва

ВРЕЗ: ТРАДИЦИЯ

Уходим под землю

Подземное затворничество было известно во все времена. Но что заставляло людей уходить в катакомбы?

Владимир Вигилянский, руководитель пресс-службы Московской патриархии:

- В мире существует большое количество подземных монастырей. Эта традиция пришла с Востока, где люди уходили под землю в первую очередь для того, чтобы спастись от зноя. Согласитесь, гораздо приятнее совершать молитвы в тишине и прохладе. Затем монахи стали уходить в катакомбы, чтобы не соприкасаться с искушениями. Мирские соблазны были и остаются, и люди верующие таким образом оберегают свой взор и слух.

Цырен-лама, монах буддийского дацана в Бурятии:

- Уход под землю практиковался во всех религиях. Тибетские ламы, добровольно заточая себя, добивались благодаря изоляции и особым восточным практикам раскрытия удивительных способностей и просветления.

Александр Никонов, председатель Атеистического общества Москвы:

- В первую очередь монахов загоняло под землю преследование властей. Они рыли катакомбы и становились подпольщиками, руководствуясь чувством страха и упрямством.

http://www.itogi.ru/Paper2007.nsf/Article/Itogi_2007_04_15_01_4806.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Серков
Все статьи Дмитрий Серков
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06