Лихие годы русского православия

Возможность воссоединения Церкви в России и за рубежом по-прежнему остается под вопросом

Религия 
0
349
Время на чтение 6 минут
Об авторе: Алексей Львович Беглов - кандидат исторических наук.

Русский церковный раскол ХХ века, приведший к возникновению Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), - только одно из звеньев в цепи трагических событий, потрясавших нашу страну в ушедшем столетии. Он непосредственно связан с массовым исходом из страны русских после поражения Белой армии в Гражданской войне.

Вместе с отступившими войсками в Турцию прибыли клирики Русской Церкви: военные священники Белой армии, епископы южнорусских и украинских епархий. Русские беженцы нуждались в срочной материальной помощи и духовном окормлении. Чтобы координировать деятельность русских священников в эмиграции, бывший глава военного духовенства врангельской армии архиепископ Вениамин (Федченков) предложил создать эмигрантское церковное управление по образцу того, что действовало на "белом" юге России. 2 декабря 1920 года по согласованию с представителем Константинопольского Патриархата (но без согласия Патриарха Тихона) епископы-эмигранты заявили об образовании Временного высшего русского церковного управления за границей.

Спустя год, 21 ноября 1921 года, в югославском городе Сремские Карловцы открылось Общецерковное заграничное собрание, позднее переименованное в Русский Всезаграничный Церковный Собор. Он стал важной вехой в истории русского церковного зарубежья. Среди примерно сотни его членов были 30 участников монархического съезда русской эмиграции, приглашенных председателем Собора митрополитом Антонием (Храповицким).

Так, послание "Чадам Русской Православной Церкви в рассеянии и изгнании сущим" гласило: "Да укажет Господь пути спасения и строительства родной земли... да вернет на всероссийский престол... законного православного царя из дома Романовых". А через некоторое время канцелярия закрывшегося Собора от его имени обратилась к Генуэзской конференции: "Народы мира! Пожалейте наш благородный по сердцу народ русский, попавший в руки мировых злодеев!.. А лучше помогите честным русским гражданам. Дайте им в руки оружие... и помогите изгнать большевизм..."

С такими призывами согласились не все участники Cобора. Архиепископ Евлогий (Георгиевский) призывал не ставить под удар Церковь в России, а 34 члена Cобора уклонились от участия в голосовании, сделав заявление, что "постановка вопроса о монархии... носит политический характер и как таковая обсуждению церковного собрания не подлежит". Но Cобор не внял голосу трезвой оппозиции. Люди, еще говорившие на одном языке, были уже разделены не только расстоянием и границами, но и групповыми интересами и все хуже понимали друг друга. Так Карловацкий Собор стал точкой отсчета русского церковного и национального разделения.

Тем временем в России набирала силу первая волна полномасштабных гонений - шло "изъятие церковных ценностей". В следующих, 1922 и 1923 годах ревтрибуналы вынесут около 2000 смертных приговоров пастырям и мирянам Русской Церкви, а власти инициируют дело против самого Патриарха Тихона. Карловацкий Собор станет одним из главных пунктов обвинения Патриарха в создании "контрреволюционного заговора".

За три дня до своего ареста, 5 мая 1922 года, Патриарх Тихон издал указ об упразднении Карловацкого Всезаграничного Высшего Церковного управления (ВЦУ), аргументируя это в том числе тем, что акты Карловацкого Собора "ввиду их чисто политического характера" "не выражают официального голоса Русской Церкви". Епископы-эмигранты выполнили указ Патриарха только формально. ВЦУ было упразднено, но на его месте тут же был создан Синод. Карловацкая иерархия продолжала считать себя частью Русской Церкви и не собиралась отказываться от своих политических симпатий.

Требование отмежеваться и даже осудить церковным судом эмигрантских епископов в этот период постоянно выдвигалось советской властью перед самим Патриархом Тихоном и его преемниками - митрополитами Петром и Сергием. Чтобы разрешить такое положение - сложное и для эмигрантов, и для Церкви в России, которая в это время вела настоящую борьбу за выживание, заместитель местоблюстителя Патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) в сентябре 1926 года обратился к епископам-эмигрантам с письмом, в котором предлагал им упразднить Карловацкий Синод и войти в подчинение местным Православным Церквам, например, в Югославии - Сербской Церкви. Однако ни это письмо, ни аналогичное обращение митрополита Сергия к Сербскому Патриарху Варнаве в 1934 г. не нашли отклика в среде эмигрантов.

Окончательный разрыв Карловацкого Синода с Церковью в России произошел после издания в 1927 году митрополитом Сергием (Страгородским) декларации о лояльности советской власти и указа заграничному духовенству дать подписку в том, что оно не допустит в своей деятельности "ничего такого, что может быть принято за выражение нелояльности советскому правительству". Такое обязательство для монархически настроенного эмигрантского духовенства было неприемлемо. Тогдашний лидер карловчан митрополит Антоний (Храповицкий) в резкий тонах отверг требование митрополита Сергия, назвав его "отпавшим от церковного единства". Точка в этом споре была поставлена летом 1934 года, когда митрополит Сергий и Синод Русской Православной Церкви предали карловацких епископов и духовенство суду будущего Cобора.

В 1930-1940-е годы РПЦЗ, активно критиковавшая Церковь в России за подчинение большевикам, сама оказалась в сфере влияния нацистского режима. Если большинство архиереев-эмигрантов держались в стороне от политиков Третьего рейха, то близкие к тому же митрополиту Антонию (Храповицкому) деятели Высшего монархического совета имели с ними активные контакты. В первые годы после прихода нацистов к власти Министерство религиозных дел рейха явно покровительствовало Берлинской епархии РПЦЗ, принуждая, в частности, войти в ее состав русские приходы, принадлежавшие к юрисдикции Константинопольского Патриархата. В 1938 году глава РПЦЗ митрополит Анастасий (Грибановский), находившийся в тогда еще свободной Югославии, обратился к Гитлеру с приветственным посланием, в котором заверил фюрера, что "верующий русский народ", стонущий под рабством большевиков, "постоянно возносит к Богу молитвы, чтобы Он сохранил Вас и дал Вам Свою всесильную помощь".

Окончание Второй мировой войны стало новым рубежом в судьбе русского церковного разделения. Победа Советского Союза вызвала патриотический подъем среди русской эмиграции. Часть ее представителей заявили о своем желании вернуться на Родину. В самом СССР менялись государственно-церковные отношения, что дало возможность Московской Патриархии наладить каноническое общение с частью церковных групп за рубежом. Возвращались в московскую юрисдикцию и эмигрантские приходы в Европе и Америке.

Не осталась в стороне от этого процесса и РПЦЗ. Активную ее часть теперь составляли бывшие восточные рабочие, военнопленные, "власовцы", избежавшие выдачи Советскому Союзу (только в одной Германии их было почти 200 тыс.). Если "первая волна" русской эмиграции вне зависимости от политической ориентации жила мыслью о возвращении на Родину и служении ей, то представители "второй волны" знали о жизни в советской России не понаслышке и иначе мыслили свою судьбу.

После войны идеология РПЦЗ приобретает те черты, которые сохраняются до начала 90-х годов. Монархическая риторика оттесняется в речах ее иерархов на второй план, уступая место апологии Запада перед лицом "наступающего большевизма". В 1945 г. Карловацкий Синод перемещается из Югославии в западную зону оккупации, в Мюнхен, а в 1950 г. - в США, в Нью-Йорк.

В 60-е годы после вступления Русской Церкви во Всемирный Совет Церквей окончательно оформился перечень обвинений, выдвигаемых РПЦЗ в адрес Московской Патриархии. Это прежде всего упрек в непочитании новомучеников, пострадавших в годы советской власти, излишняя лояльность по отношению к советскому режиму и "экуменическая ересь".

В этот период иерархия РПЦЗ на неоднократные приветствия и обращения священноначалия Московского Патриархата (письмо Патриарха Пимена 1974 года, послание Поместного Собора 1988 года) неизменно отвечала жесткой отповедью. В мае 1990 года Собор Зарубежной Церкви принял беспрецедентное решение об открытии своих епархий в СССР. Появление здесь приходов Зарубежного Синода привело к обострению отношений между двумя Церквами. При этом надежды карловчан на массовый переход русского духовенства в юрисдикцию РПЦЗ не оправдались. К ним присоединились в основном клирики, находившиеся в конфликте со священноначалием Московской Патриархии или запрещенные в священнослужении за различные канонические проступки.

24 октября 2001 г. в Нью-Йорке Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей избрал нового первоиерарха. Им стал 73-летний архиепископ Лавр (Шкурла). С этим событием многие члены Зарубежной Церкви связывают надежды на воссоединение с Московским Патриархатом. Сейчас РПЦЗ, по разным оценкам, - это от 300 тыс. до полумиллиона верующих, живущих более чем в 30 странах мира. Основными регионами ее деятельности вместо Балкан и Китая стали Западная Европа, Северная и Южная Америка и Австралия.

Сразу после выборов нового первоиерарха архиепископа Лавра его предшественник на этом посту 91-летний митрополит Виталий (Устинов) отказался от своего решения уйти на покой. Его имя стало знаменем той части РПЦЗ, для которой воссоединение с Московским Патриархатом неприемлемо. Фактически это привело к расколу внутри Зарубежной Церкви.

Будет ли Русская Церковь снова едина? Это вопрос не только церковной политики. Преодоление русского церковного разделения возможно именно сейчас, когда наша страна строит новую систему международных отношений.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Львович Беглов
Все статьи Алексей Львович Беглов
Религия
Есть ли конфликт между Церковью и наукой?
Не стоит преувеличивать жестокость инквизиции по сравнению с репрессиями в Советском Союзе
19.10.2024
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
23.11.2024 01:05
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
22.11.2024 23:46
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
22.11.2024 22:03
Судьи между Сциллой и Харибдой
Новый комментарий от Рабочий
22.11.2024 18:50
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.11.2024 18:00
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от влдмр
22.11.2024 17:23